Объектно-ориентированный подход. В современной России наиболее распространен объектно-ориентированный подход к социальному проектированию. Этот термин предложен известной исследовательницей проблем социального проектирования Дридзе для обозначения концепций, разработанных Г. А. Антонюком, Н. А. Аитовым, Н. И. Лапиным, Ж. Т. Тощенко и др. Социальный проект с позиций такого подхода имеет целью создание нового или реконструкцию имеющегося объекта, выполняющего важную социокультурную функцию. Это может быть школа, больница, спортивный комплекс, но в качестве объекта проектирования могут выступать также социальные связи и отношения.
Социальное проектирование в рамках этого подхода рассматривается как специфическая плановая деятельность, «суть которой — в научно обоснованном определении параметров формирования будущих социальных объектов или процессов с целью обеспечения оптимальных условий для возникновения, функционирования и развития новых или реконструируемых объектов». Диапазон социальных проектов «полностью совпадает с диапазоном социальных прогнозов и социальных нововведений».
В рамках объектно-ориентированного подхода к социальному проекту предъявляются требования конкретности, научной обоснованности, прямой связи с управлением обществом. Согласно Ж. Т. Тощенко, «проектирование — ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы». Достоинства подхода видятся в локализации задач социально-проектной деятельности и проработке нормативных аспектов проектирования социальных объектов. Однако утверждение представителей обьектно-ориентированного подхода о закономерном характере проекта, его научной обоснованности как объективности представляется дискуссионным. Проблема состоит в толковании объективности и научности в социальной сфере. Детерминация социальных инноваций вариативна.
Проблемно-ориентированный подход. Коллектив (Э. А. Орлова, О. Е. Трущенко, О. Н. Яницкий) сформировал концепцию прогнозного социального проектирования, которая основывается на теоретико-методологических основаниях, получивших название проблемно-ориентированного (проблемно-целевого, прогнозного) подхода. Исследователи поставили перед собой задачу разработать фундаментальную теорию и методологию «прогнозной социально-проектной деятельности как специфической социальной технологии, ориентированной на интеграцию гуманитарного знания в процесс выработки вариантных образцов решений текущих и перспективных социально значимых проблем с учетом данных социально-диагностических исследований, доступных ресурсов и намечаемых целей развития регулируемой социальной ситуации».
Для проблемно-ориентированного подхода характерны: 1) рассмотрение объективных и субъективных факторов социального воспроизводства в качестве равноправных; 2) понимание проектирования как органичного и завершающего этапа социально-диагностической работы; 3) упор на обратную связь между диагностической и конструктивной стадиями процесса выработки решения. Именно эти обстоятельства позволяют видеть специфику рассматриваемого подхода в его проблемной (целевой, прогнозной) ориентации. Концепция имеет четко выраженную эколого-гуманитарную направленность, что, в частности, проявилось в одном из крупных теоретических достижений проблемно-ориентированного подхода — разработке вопросов социальной инфраструктуры в связи с задачами социального проектирования.
На этом эколого-гуманитарном фоне в концепции развернут и важнейший принцип современной социально-проектной деятельности — принцип социального участия («участия всех субъектов, заинтересованных в выработке решений, затрагивающих их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их «разномотивированными» критериями оценки социальной ситуации и социально значимых решений»).
В то же время для разработки конкретного проекта в описаниях прогнозного социального проектирования не достает технологии проектной работы, которая представлена лишь на уровне принципов. Проектирование как бы остается привилегией узкого круга лиц.
Т. М. Дридзе намечала путь к более тесной увязке проектных задач с субъектом социального действия. Правда, имелась в виду субъектность, как бы разлитая в обществе: ее связь с проектированием обозначена скорее в средовом отношении. Но это — мост к концепциям, в которых субъектности может быть придан более существенный для социального проектирования смысл — как ценностно-нормативный, так и организационно-управленческий.
Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход. Можно заметить, что объектно-ориентированный и проблемно-ориентированный подходы связаны прежде всего с созданием и реализацией крупных проектов, где они при определенных условиях могут эффективно использоваться. Но если речь идет о малых проектах и о проектах, то базовые положения этих подходов оказываются недостаточными или требуют специальной интерпретации. Предлагаемый нами субъектно-ориентированный подход позволяет теоретически обобщить многообразный опыт социального проектирования на уровне разработки и осуществления как крупных, так и малых и микропроектов. Другое название подхода — тезаурусный — связано с использованием в нем механизма социальной и культурной ориентации, основанного на различии и сходстве тезаурусов людей.
Тезаурус представляет собой полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться. Уникальность жизненных миров и их связанность, различающаяся на разных этажах общественной организации, в том числе имеющая особые формы и способы реализации на уровне повседневности, — это свойства и социальной среды проектирования, и субъекта проектирования. Здесь нет симметрии участия: прежде всего, создатель проекта не существует вне социальной среды, он отражает в себе ее свойства, однако при этом он творчески переструктурирует их, что и дает импульс проекту. Среда возбуждает проектирование неудовлетворенной потребностью, но сам проект есть акт творчества не среды, а субъекта проектирования, который, таким образом, вырастает в центральную фигуру социально-проектной деятельности.
Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию базируется на признании тезауруса создателя проекта основным источником проектной идеи. Этим не умаляется значение объективных факторов разработки и осуществления проекта (назревшая общественная проблема, высокий спрос на предоставляемые услуги, заказ, наличие ресурсов и т.д.), и в частности того обстоятельства, что в результате осуществления проекта возникает новый или трансформируется имевшийся социальный объект. Субъектно-ориентированный подход к социальному проектированию не устраняет причинность и обусловленность проектов и проектной деятельности, а идея тезаурусов не означает утери связанности социальной среды. Напротив, тезаурусный подход позволяет обосновать многообразие и многоуровневость социально-проектной деятельности, понять причины несовпадения замысла и исполнения, провала «сильных» и успеха «слабых» проектов. Тезаурусный подход устанавливает связь реальных импульсов и обстоятельств социального проектирования. В современных условиях субъектная ориентация проектирования отражает и новые, в прошлом менее свойственные общественному устройству черты. Наиболее важными для социально-проектной деятельности мы считаем три особенности современной социальной организации европейского типа:
1) трансформацию традиции и ее регулирующей роли,
2) фрагментарность воспринимаемого мира,
3) высокую скорость и слабую предсказуемость социальных изменений.
Социальный проект как тип организации жизненного пространства наилучшим образом соответствует ограничениям и требованиям нашего времени. Исходя из тезаурусного подхода, социальное проектирование — не узкоспециализированная деятельность ученых-теоретиков, а многообразная, разноуровневая работа практиков, вооруженных простыми алгоритмами действий с учетом имеющихся ресурсов и последствий предлагаемых социальных инноваций. В этой работе, разумеется, есть место и для теоретиков, но в конкретных проектах востребованы главным образом их прикладные знания.
Ситуация. Семья из трех человек, проживают в съемной квартире. Имеют задолженность за оплату квартиры за несколько месяцев. Собственники жилья грозятся разорвать договор найма жилого помещения и выгнать семью из своей квартиры.
Мужчина, 39 лет, не работает в течение нескольких лет и на учете в центре занятости не состоит. Вся финансовая ответственность лежит на жене (38 лет), которая работает на двух работах, чтобы содержать семью.
Атмосфера в семье напряженная, у матери не хватает времени и сил уделять внимание ребенку, 6 лет. Отец периодически употребляет алкоголь, ведет себя недостойно, не выполняет свой долг и не несет ответственности за свою семью.
Сын, 6 лет, испытывает психологический дискомфорт, не имеет достаточной подготовки, для того, чтобы пойти в первый класс.
1. Проблема семьи: социальная проблема: низкий материальный уровень, отсутствие работы у отца, задолженность по оплате за съемную квартиру, симптом дефицита внимания у детей, отсутствие подготовки к школе у сына, эмоциональное и физическое истощение женщины, употребление алкоголя мужчиной, безответственность со стороны отца по отношению к семье, отсутствие защиты и поддержки ребенка и женщины, неисполнение родительских обязанностей со стороны отца, психологический дискомфорт в семье.
2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы:
2.1 Принятая резолюцией Генеральной ассамблеи от 20. 10. 1989 г. «Конвенция о правах ребенка».
2.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.15.1995 г. № 223-ФЗ
2.3 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2006) "О занятости населения в Российской Федерации"
2.4 "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017
2.5 Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.
2.6 Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
2.7 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2.8 Федеральный закон от24. 06. 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.9 Федеральный Закон от 24.06.1999 года № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2.10 Федеральный закон от 17. 07. 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
2.11 Федеральный закон от 19. 05. 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
2.12 Федеральный закон от 21.11. 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ».
2.13 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
2.14 Федеральный закон от 29. 12. 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
2.15 Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О мерах по реализации права граждан на получение общего среднего (полного) образования от 21.03.2008 г. № 355
2.16 Муниципальное положение «О создании единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении» № 8691-П от 06.10.2009 г.
2.17 Приказ управления образования администрации г. Магнитогорска от 15.12.2009 г. № 475 «Об организации индивидуально-профилактической работы с учащимися группы риска».
2.18 Муниципальное положение «О создании единого банка данных о семьях и детях, находящихся в социально опасном положении» № 8691-П от 06.10.2009 г
2.19 Распоряжение ГКДН и ЗП «О проведении межведомственной акции «Образование всем детям» от 10.08.2015 г. № ОДН – 20/0010.
3. Учреждения, которые могут помочь в решении данной проблемы:
3.1 Образовательные учреждения.
3.2 Управление социальной защиты населения (МУ «ЦСПСД», МУ «КЦСОН»).
3.3 Центр занятости населения.
3.4 Отдел опеки и попечительства по делам несовершеннолетних.
4. Механизмы решения проблемы:
4.1. Со стороны образовательных учреждений: осуществление контроля подготовки, психоэмоционального состояния, общего физического, психологического и умственного развития ребенка. Проведение профилактических и целенаправленных бесед и работ с родителями и детьми педагога психолога, воспитателя и социального работника.
4.2. Управление социальной защиты населения.
Осуществление консультационной помощи. Оформления пособия на детей. Психологическая помощь семье и детям с целью улучшения ситуации.
4.3. Центр занятости населения.
Помощь в трудоустройстве отцу детей.
4.4. Отдел опеки и попечительства по делам несовершеннолетних.
Оценка и выявление ситуаций, способствующих неполноценному и недостаточному воспитанию детей, а также дискомфортной ситуации в семье. Работа на улучшение семейных отношений между всеми членами семьи.
Список используемых источников
1. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.: Прайм -ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.
2. Большой толковый социологический словарь. Том 1. – М.: Вече-Аст, 2001. – 544 с.
3. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход / В.Г. Бочарова. – М.: ИСП РАО, 1999. – 184с.
4. Гарашкина Н.В. Теория и практика социальной работы: учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. 130 с.
5. Гуслякова Л.Г. Социальная работа: научная теория, деятельность и учебная дисциплина. // Работник социальной службы №4,2000, с.7-32
6. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников.- М.: РАО ЦСП.-1994.-127с.
7. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Под ред. Б.Ю. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 237 с.
8. Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. – Л.: Из-во ЛГУ, 1985. – 104 с.
9. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. - М.: МГСУ,2000.-220с.
10. Жуков В.И. Сущность и функции социального образования./ Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр.- Вып.;.- Екатеринбург.: Изд-во” СВ-96”,2001.-432с.
11. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – М.: Экономика, 2001. – 325 с
12. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учебное пособие / В.А. Никитин – М.: МПСИ, 2002. – 236 с.
13. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.- М.: ТЦ «Сфера».-2001.-480с.
14. Пинкус А., Минхан А. Практика социальной работы / Под ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1993. – 224 с.
15. Словарь-справочник по социальной работе // Под ред. д.и.н. профессора Е.И. Холостовой.- М.,2000.-424с.
16. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 1632 с.
17. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Под ред. А.А. Козлова. – М.: Логос, 2004. – 368 с.