Так что же дает Таинство Крещения?




Год

 


 

Дорогой Друг!

Ты решил принять Святое Крещение или, может быть, ты – крещеный, а теперь решил окрестить самого дорогого для тебя человека – твоего ребенка.

А понимаешь ли ты ответственность и величие данного шага? Осознаешь ли смысл уникального и неповторимого Таинства? Сознательно ли ты идешь к Купели или же кто-то подталкивает тебя на этот шаг?

С одной стороны, я твердо верю, что главная причина Крещения – это зов Самого Господа Бога. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня » (Иоан.14:6). И то, что ты решил-таки «покреститься», во многом значит только то, что ты, наконец-то, этот призыв услышал. В житиях святых есть множество свидетельств о том, как люди резко, одномоментно, меняли свою жизнь, потому что слышали Голос Божий в своем сердце так, что все другие голоса и шумы умолкали. Однако в обыденной жизни чаще всего встречается противоположная картина: суета, привычки, развлечения, заботы наполняют сердце шумом, в котором Голос Спасителя заглушается. Именно потому, с древнейших времен было принято к Таинству Крещения готовиться и во время подготовки прояснять некоторые весьма важные вопросы.


 

Смысл Крещения.

Парадоксально, но большинство из тех, кто приходит в храм покреститься, затрудняются с ответом на простой, само собой разумеющийся вопрос: «А зачем надо креститься? В чем смысл Таинства Крещения?»

Самый распространенный ответ – это то, что люди хотят получить какую-то защиту. Второй по популярности ответ – «чтобы не болеть». Или же, чтобы можно было лечиться не только у врачей. А далее встречаются и такие ответы, как «чтобы Бог видел (помогал)», «чтобы все плохое из жизни ушло» и т.д. Если эти ответы и верны, то только в самом минимальном приближении. Более того, можно сразу сказать, что какой-то «супер отменной защиты» Крещение не гарантирует – крещеный и некрещеный одинаково должны, например, на дороге соблюдать правила дорожного движения, а при травмоопасной работе – следить за нормами техники безопасности.

И болеют крещеные и некрещеные одинаково. А телесные болезни следует лечить у тех, кто имеет для такой деятельности профессиональную подготовку - у врачей, но не у шарлатанов и обманщиков. Тем более, следует особо остерегаться тех, кто рассматривает церковное Таинство как ступеньку в процессе сомнительного врачевания, – всевозможных знахарок, «целителей», «экстрасенсов».

Так что же дает Таинство Крещения?

Таинство Крещения дает возможность наследия Вечной Жизни. «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5).

Т.е. Таинство Крещение и есть рождение от воды и Духа Святого, Таинство рождения в Жизнь Вечную.

А креститься надо, потому что мы смертны и… не-смертны.

Наша смерть – единственный бесспорный факт из нашего будущего. Все, что я пытаюсь предугадать, представить, предположить – все может исполниться с точностью не более чем в 50%, т.е. исполниться или не исполниться. Но то, что я умру – исполнится на все 100%! Однако меня именно этот факт биографии моей совсем не радует, как, предполагаю, не радует и тебя факт твоей будущей смерти. И если факт моей будущей смерти, а также того, что все в наблюдаемом мире смерти подвластно, делает меня смертным, то внутреннее, глубинное несогласие со своей смертностью, а также ощущение смысла жизни делает меня НЕ-СМЕРТНЫМ. Нет, не бессмертным, как сказочный Кощей, но именно не-смертным, т.е. телесная смерть останется, но теперь, с момента Крещения, она будет не финалом бытия, не концом пути, а только вехой. А за ней – Жизнь Вечная!.

Теперь о том, что же происходит в Таинстве Крещения.

Во-первых, раз Крещение – Таинство, то – то, что в нем происходит, как оно свершается и прочее – я объяснить не смогу. И сам этого даже не понимаю. Просто принимаю на веру, как аксиому: таинство Крещения – есть Таинство рождения в Жизнь Вечную.

А во-вторых, не понимая всего смысла, я вижу некую аналогию. И, по крайней мере, себе объясняю происходящее так: как зёрнышко содержит в себе всё растение, так и То, что Господь подает человеку в Таинстве Крещения, содержит в себе всю Жизнь Вечную, все Царство Божие. И крещеный от некрещеного отличается тем же, чем земля засеянная отличается от земли незасеянной.

Если земледелец, вспахав, часть пашни засеет одним, часть - другим, часть - третьим и т.д., а какую-то часть пашни не засеет, то те участки, куда зерно попало станут в его глазах более ценными, чем пустая земля. Потому что именно этот участок, обогащенный зерном должен принести урожай. Он может и ничего не принести, но может и принести. Зато на той земле, где нет зерна – кроме сорняков ничего не вырастит. Так и с душой человека: если в эту душу «зёрнышко» от Бога не попадет, то настоящего плода - плода Вечной Жизни эта душа не принесет. Но если это «зёрнышко» в душу попало, тоже нет гарантии, что этот человек уже спасен: как посеянное в земле нуждается в трудах и заботе, так и посеянное в душу нужно со вниманием и любовью взращивать, не жалея трудов. Поэтому Таинством Крещения церковная жизнь для человека только начинается. А не заканчивается, как к великому сожалению считают те, кого один из известных современных священников с горьким юмором назвал «заношанами». Он говорил, что есть «прихожане», т.е. те, кто в храм приходят сами и живут церковной жизнью. Есть «захожане» - это те, кто в храм заходят свечку поставить, записочку написать, батюшку пригласить, чтобы что-нибудь освятить… А теперь появились и «заношане», т.е. те, кого в церковь заносят, в лучшем случае два раза: первый – окрестить, второй – отпеть.

Дорогой Друг! Если ты решил покреститься или окрестить свое любимое чадо, я от всего сердца желаю тебе понять, на пороге какого великого события ты сейчас стоишь. А если это событие совершится, желаю тебе стать полноценным прихожанином. Поверь, это надо не мне и не Богу. Это надо тебе, твоей душе. Потому что твоя Вечная Жизнь зависит от того, сможешь ли ты возрастить тот дар, то «Зёрнышко Вечной Жизни», что Господь вкладывает в душу в Таинстве Святого Крещения.

Поручители.

В традиции древней Церкви, особенно в эпоху гонений за каждого новокрещаемого должен был поручиться какой-то член христианской общины. И поручитель, или как его называют в церковных книгах «восприемник», должен был не только «дать рекомендацию» на вхождение в общину, но и научить своего крестника православной вере и христианской жизни. Причем, по некоторым данным, восприемники требовались только для взрослых кандидатов в христиане. Детей же крестили по вере родителей. В наше время принято восприемников назначать для детей, зато взрослые чаще всего крестятся сами, без крестных.

Опять-таки по правилам, новокрещаемому нужен один крестный, но для мальчика – восприемник, а для девочки - восприемница.
Крестные должны быть людьми взрослыми, верующими, воцерковленными и способными принять участие в воспитании своих крестников.

Иногда получается так, что и крестный крестится одновременно с крестником, и принять участие в воспитании бывает весьма затруднительно, и еще возникает масса каких-то несоответствий.

Так все-таки, какой минимум требований необходимо предъявить тому, кто решился стать восприемником?

1. Крестный ребенка до 7-летнего возраста (а лучше до 12 или 18 лет!) должен присутствовать при крещении. Если малыш не способен произносить обеты Святого Крещения, то их произносит крестный, а также крестный принимает ребенка от купели и носит малыша вокруг купели после Миропомазания.

2. Крестный должен знать и понимать, что у него есть три обязанности:

а) Обязанность по отношению к крестнику: Крестный на личном примере обязан научить своего крестника православной вере и христианскому благочестию. Точнее, если крестный располагает достаточным уровнем катехизаторской подготовки чтобы ответить на бесконечные «а почему…?», «а зачем…?», и если у него есть возможность все объяснять, расскать и прочитать, а еще если у него есть время, опыт и талант – то это прекрасно! Но именно опыт показывает, что всегда кому-то чего-то не хватает: знаний, умений, навыков, талантов, времени….

Поэтому, чтобы справиться с первой обязанностью крестного – крестный обязан быть настоящим христианином. Хотя бы в глазах своего крестника. И тогда ребенок, глядя на своего крестного как на одушевленную икону Христа, тоже научится быть христианином.

б) Обязанность по отношению к кумовьям – т.е. родителям крестника. Лучше родителей ребенка не воспитает никто. Потому что родители любят свое чадо так, как никто из людей его ТАК любить не будет. Но и хуже родителей ребенка не воспитает никто. Потому что все родители – самоучки. И в процессе воспитания своих детей все родители идут путем проб и ошибок. Обязанность крестного – замечать эти ошибки. И направлять родителей на то, чтобы они их предотвращали или исправляли. А сам крестный, чтобы эти ошибки увидеть и заметить, должен выверять себя по Христу, по церковной традиции. Не «выдумывать велосипед», но делать так, как это принято в Церкви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: