Тема 5. Цели и принципы управления




При изучении различных аспектов функционирования социальных систем центральным (с точки зрения социального управления) является вопрос о процессе целеполагания (то есть формулирования цели), который определяет содержание деятельности любой организации.

Многообразие целей порождает разнообразные функции организаций в сфере государственного управления: отраслевого управления, контроля и принуждения, безопасности, социального обеспечения и т. д. В этом аспекте организации являются своеобразным социальным инструментом, посредством которого общество, государство разделяют цели жизнедеятельности и способы их достижения.

Теория управления, как и общая теория систем, рассматривает цель в качестве системообразующего признака организации, то есть цель выступает как связующее звено организации и общества.

Цель организации – это установленный человеком в соответствии с общественными потребностями предполагаемый итог деятельности, к которому следует стремиться, необходимо осуществить, достигнуть. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов.

Научные принципы целеполагания:

1. Реальность цели обеспечивается на основе закономерностей общественного развития, в процессе которого общество формулирует наиболее актуальные цели, и посредством всестороннего анализа имеющихся ресурсов для достижения цели в конкретные сроки.

2. Обоснованность цели предполагает соответствие актуальным политическим и юридическим требованиям, тенденциям развития служебной обстановки, состоянию потребностей и возможностей организационных звеньев (исполнителей). При формировании и обоснованности цели наиболее значимым является научный метод, который позволяет объективно изучить общественные потребности.

3. Конкретность цели определяется необходимостью точного выражения содержания цели, что объективно предполагает ясное понимание исполнительными подсистемами содержания деятельности.

4. Обеспеченность цели подразумевает наличие необходимых сил и средств для ее достижения в установленные сроки. В основе этого принципа лежит комплексный подход. Например, для правоохранительных органов обеспечение управления включает: правовой, кадровый, финансовый, информационный, материально-технический, медицинский, оружейный, специальный, социальный и другие компоненты обеспечения деятельности.

5. Преемственность цели предполагает необходимость последовательного ее достижения. Процесс общественного развития основан на совокупности взаимосвязанных целей и задач, которые возникают не случайно, а на основе реализации законов общественного развития. При этом вновь формируемые цели должны учитывать предыдущие.

6. Множественность целей может порождать внутренние противоречия в деятельности организации, например, по приоритетам самих целей. В этой связи в управлении важно обеспечить согласованность деятельности. Основными средствами обеспечения согласованности в достижении целей являются координация, достаточное материально-техническое обеспечение и обеспечение людьми. При этом между целями и средствами должно быть соподчинение.

Классификация целей организаций:

– по значимости – это глобальные (например, в деятельности Организации Объединенных Наций), генеральные (например, в деятельности органов государственных власти), частные (например, в деятельности отраслевых министерств);

– по уровням системы управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы);

– по степени сложности – стратегические (определяют общую направленность деятельности), тактические (соответствуют способам решения отдельных задач);

– по времени их достижения – долгосрочные (как правило, свыше 5 лет), среднесрочные (как правило, в течение одного календарного года) и оперативные (решение текущих неотложных задач);

– по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом).

Правоохранительная деятельность является относительно самостоятельным направлением в сфере государственного управления. При этом каждое направление социального управления имеет как общие, так и частные принципы управления.

Принципы – это одно из ключевых понятий науки управления, они составляют его качественную основу.

В широком смысле под этим понятием понимаются основополагающие

Принципы управления, в том числе управления в правоохранительных органах, представляют собой проявление объективных законов в субъективной форме общественного сознания. Они отражают закономерности и отношения общественно-политической природы и содержания.

Принципы должны соответствовать следующим требованиям:

– отражение главных, объективно необходимых проявлений управления;

– характеристика устойчивых отношений и связей;

– охват отношений и взаимосвязей, присущих управлению как целостному явлению;

– отражение специфики и различий видов управления.

В управленческой деятельности, в том числе и в правоохранительной сфере, необходимо выделить три уровня действия принципов управления.

1. Общественно-политические принципы управления в наиболее общем виде согласуются с Всеобщей декларацией прав человека. В настоящее время эта группа принципов, как отражение закономерностей развития нашего государства, закреплена в Конституции Российской Федерации. К числу общественно-политических принципов, которые распространяются на деятельность органов внутренних дел, относятся:

Принцип демократизма – народ является единственным источником власти, и реализуется эта власть как в непосредственном волеизъявлении, так и через его представительные органы.

Принцип равноправия – граждане обладают широкими и равными правами и свободами, в том числе правом участия в управлении делами государства.

Принцип защиты прав и свобод человека и гражданина является приоритетным по отношению ко всем остальным социальным ценностям. Права и свободы человека в обществе определяют его взаимосвязь с государством, защиту его интересов, определенные обязательства государства по отношению к человеку, а также систему юридических гарантий его прав и свобод.

Принцип социальной ориентации государственного управления означает подчинение государственного управления интересам социальной политики. В своей политике государство не может поглощать интересы человека и подчинять их интересам органов власти.

Принцип разделения властей обеспечивает создание гарантий гражданских прав и свобод, а также законности от произвола. В основе этого лежит разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принцип деидеологизации государственной власти и управления запрещает устанавливать в качестве государственной или обязательной любую форму идеологии. Этот принцип гарантирует защиту общества и граждан от политического преследования за убеждения. 30

 

Принцип соответствия законов на территории Российской Федерации общепризнанным нормам международного права устанавливает правовую систему, в которой принципы и нормы международного права и международные договоры России являются частью собственной правовой системы.

Принцип законности свидетельствует о том, что функционирование и развитие механизма управления определяются нормами права и состоят в практической реализации законов.

Принцип гуманизма характеризует направленность деятельности на решение стоящих задач средствами и методами, обеспечивающими уважение прав и свобод человека и гражданина.

Принцип гласности устанавливает открытость деятельности, которая обеспечивает каждому возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

2. Организационные принципы управления отражают, с одной стороны, единство правил функционирования в системе правоохранительных органов; с другой стороны – специфику организации механизма управления в органах внутренних дел. К их числу можно отнести следующие:

Принцип взаимодействия с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Этот принцип непосредственно связан с функциональной стороной деятельности правоохранительных органов, которые призваны решать задачи охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Их решение без должного взаимодействия с другими органами власти и управления, общественными организациями и гражданами невозможно.

Принцип дифференциации и фиксации функций и полномочий состоит в том, что все основные направления деятельности должны быть регламентированы и зафиксированы в правовой форме по предмету, содержанию, объему и способу осуществления.

Принцип ответственности должностных лиц и органов предполагает распределение их компетенции в структуре управления. В соответствии с этим принципом фиксируется и ответственность отдельных органов, их структурных звеньев, руководителей, должностных лиц, а также полномочий (обязанностей) конкретных сотрудников.

Принцип мобильности отражает специфику деятельности и проявляется в постоянной готовности всех структур и подуровней к реагированию на информацию о различных происшествиях и преступлениях.

Принцип автономности управления также отражает специфику деятельности правоохранительных органов и проявляется в их способности самостоятельно решать целый ряд задач организационно-управленческого характера (организация охраны общественного порядка, подбор кадров и т. д.).

3. Принципы предметной управленческой деятельности. Многоэлементность управленческой деятельности дает основания для разделения всей совокупности соответствующих принципов на общие (присущие всем проявлениям государственно-управленческой деятельности) и специальные (абстрагированные из ее отдельных направлений). Чаще всего выделяют такие общие принципы, как целеустремленность, конкретизация управленческой деятельности, организованность, личная ответственность каждого за конечный результат, актуальность, объективность, системный подход и др.

Предметная управленческая деятельность в правоохранительных органах объединяет в себе организационные начала всех форм и методов оперативно-служебной (специальной) деятельности. К этой группе принципов относятся следующие принципы.

Принцип оперативности, который заключается в способности качественно и своевременно решать задачи различной степени сложности, с проявлением гибкости реагирования и комплексного использования сил и средств в быстро меняющейся обстановке.

Принцип моделирования проявляется в заблаговременном определении развития оперативной обстановки и планировании всех основных направлений деятельности.

Принцип точности проявляется в высокой нормативности управленческих решений, обязательности строгого выполнения распоряжений, однозначности (непротиворечивости) приказов, а также обязательности контроля над всеми сторонами деятельности.

Принцип информативности заключается в обязательном информационном обеспечении всего процесса управления, а также в развитой системе информационных каналов связи между всеми субъектами и объектами управления.

Принцип защищенности отражает наличие системы правовых, организационных и технических средств защиты процессов управления и информации в структуре правоохранительных органов.

Принцип обеспечения постоянной служебно-боевой готовности является основным правилом, требованием и критерием оценки эффективности управления в правоохранительных органах.

Всю совокупность принципов следует рассматривать как систему основных руководящих идей и правил, обеспечивающих целенаправленное функционирование правоохранительных органов в системе органов государственной власти. Обладая высокой степенью нормативности, система принципов в этой сфере находит выражение в законодательстве и иных подзаконных актах, регулирующих деятельность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: