Мой выбор - жизнь!
(для учащихся 5 – 7 классов)
Цель: повышение правовой культуры несовершеннолетних
Задачи:
- способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров;
- закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни;
- научить конструктивным способам выхода из ситуации в случае негативного воздействия на детей;
- формировать толерантность, ответственность за свои поступки;
- развивать умение и навыки в сфере общения;
- воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма.
Оборудование: карточки для игры, распечатка «Пятьдесят способов сказать «нет» в ситуации наркотической (алкогольной и т. д.) провокации», плакат с правилами работы в группе, компьютер.
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Работа в группах, парах.
3. Игра «Отказ».
4. Беседа «Как защитить себя».
6. Притча «Все в твоих руках!»
7. Подведение итогов классного часа.
Ход классного часа
Ведущий: Добрый день! Наш сегодняшний классный час называется «Я выбираю жизнь!» Тема эта выбрана не случайно. Мы поговорим о том, какой увлекательной, яркой, полезной может быть наша жизнь, и о том, как избежать опасных соблазнов, которые губительно воздействуют на нас.
На этом классном часе вас ожидает групповая работа. Повторим правила работы в группе.
Учитель обращает внимание детей на плакат, на котором написано:
- умей слушать других;
- говори так, чтобы тебя слушали;
- говори по существу;
- уважай мнение других.
Эпиграфом нам сегодня послужат замечательные слова С. Острового «И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Люби людей - светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.
Ведущий: Скажите, какими, по вашему мнению, ценностями, качествами мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах, парах. Через одну - две минуты вы представите результаты обсуждения. (Звучит тихая музыка.)
Ведущий: Обсуждение закончилось. Итак, вы готовы обнародовать свое мнение? Отлично! Пожалуйста, вам слово.
Ответы учеников: - сопереживание, доброта, милосердие;
- благодарность, мужество, любовь к Родине;
- честность, порядочность, справедливость;
- дружба, любовь, общение.
Ведущий:: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».
Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.
Ведущий: Что человек создал себе и человечеству в угрозу? Представление рисунков: что человек создал себе в угрозу? (заводы, наркотики, алкоголь, сигареты...) Самое страшное из перечисленного - это наркомания. У человека, пристрастившегося к наркотикам, темная дорога. Ни одного огонька на его пути. Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?
Ответы учеников:
- не привык ни в чем себе отказывать;
- он вырос безвольным, слабым человеком;
- вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков;
- ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
Ведущий: Если вы будете знать всю правду о наркотиках, то наверняка сумеете отказаться от предложения «друзей» попробовать вредное зелье. А для этого нужно научиться говорить «нет» тем, кто оказывает на вас отрицательное давление.
Сейчас мы будем играть в игру, которая называется «Отказ». В ситуации, предложенной вам, нужно придумать как можно больше аргументов для отказа. У вас на столах есть лист бумаги, на котором записаны пятьдесят способов ответа «нет». Их вы можете использовать в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации. Через пять минут каждая группа проиграет подобную ситуацию перед остальными участниками. Один ученик играет роль «уговаривающего», а другой – «отказывающегося». Представитель группы подходит к столу и выбирает листок с заданием обыграть ту или иную ситуацию. А затем вы приступаете к обсуждению.
Ведущий: Время вышло. Давайте послушаем, как можно отказаться от плохого предложения.
1 ситуация. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик. - Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать. - Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей. - Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу. - Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями. - Да никто же не узнает. - А почему ты сам не хочешь? - Я не могу, занят. - Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками. - Подумаешь, какой умный.
2 ситуация. Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик за «компанию». - Эй, друган! - Чего тебе? - Есть закурить? - Не курю. - А у меня есть. Давай покурим. - Я же сказал, не курю. - Никогда не поздно начать. - Никогда не поздно и бросить. - Да ладно тебе, пошли, оторвемся, «косяк» забьем. Пошли, не пожалеешь. - А, между прочим, травку курить вредно. - А может, ты просто родителей боишься? - Нет, просто эта дрянь, не для меня.
3 ситуация. Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку. - Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку. - А что здесь? - Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому. - Спасибо, я таких вещей остерегаюсь. - Чего ты испугался? Слабо что ли? - Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.
4 ситуация. Одноклассник (сосед, лидер двора) требует у тебя какую-то сумму денег. - У тебя есть деньги? - Что, опять пацаны требуют? - Да, сил моих больше нет. В школу из-за этого ходить не хочу. На каждом углу караулят. Что делать? - По-моему, без помощи взрослых здесь не обойтись. Расскажи родителям или учителям. Они что-нибудь придумают. - Я, наверно, действительно все расскажу маме.
Ведущий: В этой сценке как такового ответа «нет» не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо.
Ведущий: Что нужно делать, чтобы защитить себя и не стать жертвой преступления? (Выслушиваются ответы учеников). «Четыре НЕ»:
1. Не ходи никуда с незнакомцами, как бы они ни уговаривали и что бы ни предлагали.
2. Не садись в машину к незнакомцам.
3. Не играй на улице с наступлением темноты.
4. Не заигрывайся во дворе по пути из школы.
5. Соблюдайте следующие правила:
- уходя из дома, всегда сообщи, куда идешь и как с тобой можно связаться;
- избегай случайных знакомств, приглашений в незнакомые компании;
- сообщи по телефону, когда возвращаешься домой;
- не входи в кабину лифта с незнакомыми людьми.
Ведущий: Бывает ли так, что игра перерастает в ссору - ненависть - желание отомстить - драку -убийство? Во что превратится жизнь того, кто стал причиной чьей-то смерти? Вы должны помнить, что самая главная ценность - жизнь, твоя или твоего врага, неважно. Человек создан творить добро! Я - человек! Всегда готов встать рядом или впереди. Протянуть руку помощи. Легко нагнуться к малому или слабому. Подставить плечи под груз тревог или забот. Обернуться к отставшим. Дотянуться до мечты. Перепрыгнуть через усталость и боль. Пронести через свою жизнь дружбу и любовь. Бороться с собственностью ленью.
Ведущий: В завершение нашего классного часа я хочу рассказать вам одну притчу. «Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось». Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?"». На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».
Ведущий: Помните, ваша будущая судьба - только в ваших руках!
Интернет-ресурс:
- https://www.metronews.ru/novosti/v-ubijstve-lenypatrushevoj-v-cheljabinske-obvinjajut-ejo-parnja/Tponkr---FZbit8GPsDGSs/