Теории социальных изменений




Трактовки понятия «социальные изменения»

Понятие " социальные изменения ". В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организации, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Это переход социального объекта из одного состояния в другое; существенная трансформация социальной организации, социальных институтов; рост многообразия социальных форм и др.

Основным положением в концепции социальных изменений является то, что " отличия должны касаться различных временных моментов и состояний одной и той же системы ", одного и того же наблюдаемого социального объекта, например конкретного общества (государства), конкретной организации, конкретной социальной группы, определенной культуры и т.д. Изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, и тем, что стало с ней через определенный период времени.

Типы социальных изменений многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а могут отдавать "приоритет" какому-либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными и долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. В таблице приведена типология социальных изменений, предложенная С. Ваго.

Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют "вызовы" внешней среды, изменения в экономике, культуре, идеологии и др. Поэтому состояние системы представляет собой обобщенный, суммарный результат многих составляющих.

Понятие "социальный процесс". Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансформаций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не может. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени.

Процессы происходят на различных уровнях социальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все человеческое сообщество.

Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человеческом сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации событий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от частично совпадающих до прямо противоположных. Кроме того, человеческому сознанию свойственно постоянно переоценивать (перетолковывать) случившееся и давать прошедшим событиям новые толкования. Таким образом происходит "конструирование" в сознании людей новой социальной реальности.

Теории социальных изменений

Эволюционистским теория исходит из того, что общество развивается по восходящей линии от низших форм к высшим. Это движение постоянно и необратимо. Представителями классического эволюционизма являются Ч. Дарвин, О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Например, Классический эволюционизм рассматривает изменения как строго линейные восходящие и развивающиеся по единому сценарию. Теория классического эволюционизма неоднократно подвергалась обоснованной критике. При этом в качестве аргументов выдвигались следующие доводы: многие исторические события имеют ограниченный и случайный характер; рост многообразия человеческих популяций (племен, культур, цивилизаций) не дает оснований говорить о едином эволюционном процессе; нарастающая конфликтогенность социальных систем не соответствует эволюционным взглядам на изменения; имеющиеся в истории человечества случаи отступлений, провалов и гибели государств, этносов, цивилизаций не дают оснований говорить о едином эволюционном сценарии; эволюционистский постулат о неизбежной последовательности развития подвергается сомнению тем историческим фактом, что одни стадии могут быть пропущены, а прохождения других - ускорено. Например, большинство европейских стран в ходе своего развития миновали стадию рабства; некоторые не западные общества нельзя оценивать по единой шкале развития и зрелости — они просто качественно отличны от западных; нельзя отождествлять эволюцию с прогрессом, т.к. многие общества в результате социальных изменений оказываются в кризисном состоянии и/или деградируют.

Неоэволюционизм. В 50-х годах XX в., после периода критики и опалы, социологический эволюционизм вновь оказался в центре внимания социологов. Такие ученые как Г. и Ж. Ленски, Л. Уайт, Дж. Стюарт, М. Салинс, Е. Сервис, Т. Парсонс и др., дистанцируясь от классического эволюционизма, предложили свои теоретические подходы к эволюционным изменениям. Рассмотрим основные положения неоэволюционизма. Если классический эволюционизм исходит из того, что все общества проходят один и тот же путь развития от низших форм к высшим, то представители неоэволюционизма приходят к выводу о том, что каждая культура, каждое общество, наряду с общими тенденциями, имеют свою логику эволюционного развития. Так, по мнению Л. Уайта, ключ к эволюции культуры можно найти лишь в ней самой. Основное внимание направляется не на последовательность необходимых стадий, а на причинный механизм изменений. При анализе изменений неоэволюционисты стараются избегать оценок и аналогий с прогрессом. Основные взгляды формируются в виде гипотез и предположений, а не в виде утверждений. Эволюционные процессы протекают не равномерно по восходящей прямой линии, а скачкообразно. Эволюционные изменения носят многолинейный характер исторического процесса. На каждой новой ступени общественного развития ведущей может стать одна из линий, игравших второстепенную роль на предыдущей стадии.

Теории циклических изменений. Цикличность природных, биологических и социальных явлений была известна уже в глубокой древности. Теория жизненных циклов цивилизаций нашла развитие в трудах английского историка А.Тойнби (1889-1975). Он считал, что всемирная история представляет собой возникновение, развитие и упадок относительно замкнутых дискретных (прерывистых) цивилизаций. Цивилизации возникают и развиваются как ответ на вызов окружающей природной и социальной среды (неблагоприятные природные условия, нападение иноземцев, гонение предшествующих цивилизаций). Как только найден ответ, следует новый вызов и новый ответ. По мнению Тойнби, основная роль в поисках ответов на постоянно возникающие вызовы принадлежит творческому меньшинству общества. Когда творческий потенциал у меньшинства иссякает, и общество не может адекватно ответить на очередной вызов, цивилизация начинает разваливаться.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: