Пример 2. Страх воды (море, озеро, купание в ванной и т.п.)




Страх воды у детей может проявляться в очень разном поведении, и в разных реакциях. Например, дети могут бояться мытья головы (попадания воды в глаза, уши, нос, на лицо), в то время как прекрасно плещутся в ванне. Другие детки, могут бояться душа (тут может еще добавляться страх громких звуков), но при этом также прекрасно чувствовать себя просто в ванне. Может быть страх мочалки, мыла, шампуня, пены и т.п. и это, скорее всего, связано со страхом незнакомых объектов, то что я описывала выше. Ребенок может купаться в спокойной ванне, но боятся, например, если вы начнете брызгаться или пускать волны. Но может быть также сопряжено и со страхом воды, так данное поведение проявляется, например, только в ванне. Может встречаться страх водоемов – открытых (море, озеро, река) и закрытых (бассейн). Часто данные страхи воспринимаются родителями как простые капризы, хотя на самом деле для ребенка его собственное тело является еще до конца не понятным и не все телесные манипуляции он считает приятными. Причем неприятные ощущения тела, он может воспринимать как угрожающие и в результате появляется страх.

 

 

Потому что наше тело, и его ощущение очень сильно дают нам чувство безопасности. Как вы знаете в воде, происходит сильное смешение в восприятии собственно тела. Появляется ощущение невесомости, которое не дает нам так уверенно стоять на ногах и чувствовать себя в безопасности. Помимо прочего, страх воды у детей может быть результатом того, что родители также боятся воды. Ответьте себе честно насколько вы легко и комфортно себя ощущаете в воде? Хорошо ли вы держитесь на плаву? Часто родители бессознательно транслируют собственные эмоциональные переживания (это те самые вытесненные страхи из вашего детства). Или, например родители при подготовке к ванне так тщательно все собирают, принимают максимальное количество мер по безопасности, чем сами транслируют тревожность своему ребенку. Раз надо так тщательно готовиться и столько мер безопасности принимать, значит, есть угроза. Я не говорю о том, что ребенок так думает, я говорю о бессознательном восприятии ребенком действий родителей и о том, как это переходит на внутренний план и превращается в страх. Когда, например ребенку первый раз попала вода на лицо (глаза, уши, нос) он мог просто сильно испугаться, и теперь никакие увещевания и объяснения родителей не помогут ему преодолеть этот страх. Он у него закреплен на физическом уровне. Есть стимул – вода, и есть реакция – страх.

Решение:

Что в этих случаях можно предпринять: признать страх ребенка; не пытаться его преодолеть насильственным путем, уговорами, обманными путями и манипуляциями. Например, ребенок боится попадания воды в глаза. Найдите возможность закрыть ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо (глазки, ушки и т.п.) давай попробуем их закрыть полотенцем». Хорошо, если кто-то вам будет помогать мыть голову ребенку, тогда будет возможность одному родителю закрывать ту область лица, которая важна для ребенка. Другой родитель в это время будет мыть голову. Мыть голову в этих случая стоит очень аккуратно, не торопясь, делая перерывы и интересуясь самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Все нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?». Наберитесь терпения, не торопитесь быстро помыть и ополоснуть голову ребенку (это только усилит страх). А наоборот, идите потихоньку. Намочили (намылили) кусочек головы и сделали перерыв. Можно предложить ребенку потрогать шампунь в ваших руках. Не сразу превращая его в пену. Налить себе его на руку и показать ребенку. Сказать что это шампунь, и предложить ему его потрогать. Потом показать, как он мылиться в руке, и предложить намылить его в вашей руке. Можно предложить ему помыть вам часть волос (прядь), затем смыть ее душем (или из ковшика). Затем постепенно перенести эти же действия на его голову. Помочь ему собственной ручкой намылить часть головы. Все это делается только, если ребенок не оказывает сопротивления. Если вы столкнулись с сопротивлением, значит надо менять тактику, иначе есть вероятность развития страха. Если ребенок боится душа, можно приготовить тазик с водой и за 2-3 дня до того, как вы решитесь поменять тактику просто выбрать время и поиграть с водой в этом тазике (вне контекста принятия душа). Показать, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребенок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними. Затем, когда вы видите что ребенку это нравится, и он вполне освоился, можно принести ковшик в душ (для тех деток, которые боятся душа – это особенно актуально). Пусть он поиграет с ковшиком в душе. Если ребенок разрешит, полейте ему струйку на ручки, потом на плечики, на спинку. Очень медленно переходите к голове. Одновременно с этим, закройте ему глаза полотенцем. Только все действия, которые вы предпринимаете должны быть вами озвучены: «Давай я полью тебе водичку на руки. Смотри, какая бежит струйка, потрогай ее», «Тебе приятно, когда струйка бежит по ручкам?», «А давай я теперь полью ее на плечико? На правое плечико и на левое плечико», «А теперь давай полью водичку на спину». Все это должно сопровождаться вашим спокойным голосом, доброжелательным настроением, и плавными движениями. Если ребенку не нравится мочалка (он ее боится), можно порекомендовать купить другую и желательно совсем не похожую на предыдущую, которая пугала. Хорошо если она будет другого цвета и из другого материала. Предложите ребенку взаимодействовать с ней за пределами ванной комнаты. Она может стать игрушкой или быть использована как элемент ролевых игр. Например, выступать кроваткой для пупсика (куклы) и т.п. Если ребенок не воспринял ее, не настаивайте. Тогда сделайте мочалку сами, из какой-нибудь свернутой ткани и также введите ее в детскую игру. Затем, когда ребенок привыкнет можно взять эту мочалку и любимую игрушку в душ, и помыть лялю (пупсика, куклу). Затем постепенно и поэтапно переходите к мытью тела ребенка, и только потом головы. Вообще страх попадания воды в лицо очень распространен, и на сегодняшний день есть приспособления (специальные козырьки), для мытья головы. Только при их использовании надо помнить, что прежде чем вы их возьмете с собой в душ, ребенок должен к ним привыкнуть. Иначе, это просто станет новым объектом страха.

При страхах водоемов, можно порекомендовать родителям не торопить детей входить в воду. Понятно, что вы знаете, что море очень полезно для ребенка, и вам может быть грустно от того, что ваш ребенок не плещется радостно в водичке, а наоборот держится от нее подальше. Но для него, это новая реальность, которая по каким-то причинам кажется ему опасной. Причем, например, говоря детям «Смотри, как другие малыши здорово плещутся», родители вызывают в детях чувство неуверенности в себе (ощущение, что они не такие как другие дети). И это порождает еще больший страх, потому что лучше боятся, чем стыдиться. Здесь также не стоит действовать вероломно и стремительно. Наберитесь терпение, и позвольте малышу поиграть в песке. Затем предложите ему набрать водички в ведерко (тазик) и т.п. Затем можно предложить ребенку вместе сходить за водой (набрать в ведерко). Быть может ваш ребенок согласиться, но дойдя до воды передумает. Не сердитесь и не уговаривайте его. А скажите ему, что все нормально он может постоять там, где ему комфортно, и сами зайдите в воду и наберите ему воды. Так может происходить несколько раз, и в какой-то момент, если вы не будете давить и настаивать, а также торопить ребенка он захочет набрать воды сам. В этот момент важно быть рядом, и помочь ему в этом. Может просто подержать его за руку. Так раз за разом, можно справиться со страхом открытых водоемов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: