Правила общения: правила, важные в разговоре; правила высказывания; правила слушания




Общение как таковое характеризуется тем, что оно носит двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь. Оно есть сложная система взаимодействия двух или более людей, это субъектно-субъектное отношение.

Процесс общения в вузе обладает своей спецификой, что связано с соответствующими системами взаимодействия людей. Здесь сосуществуют несколько стилей общения, определяемые участниками ситуации: общение внутри профессорско-преподавательского коллектива, преподавателей и администрации факультета/института/университета, студента с преподавателем, студента с представителями администрации факультета/института/университета, студентов между собой. Все это требует разных стилей общения от дружеских (студентов между собой) до официального, определяемых общими целями и задачами образовательного процесса.

Выделяют три взаимные стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Коммуникативная сторона общения состоит в том, что люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. При этом каждый участник коммутативного процесса предполагает активность также и в своем партнере. Поэтому, направляя ему информацию, следует учитываться его интересы, цели, желания.

Возможные затруднения (коммуникативные барьеры) в общении могут обусловливаться социальными или психологическими различиями между партнёрами. К барьерам общения относят социальные (принадлежность к различным социальным группам); политические; религиозные; профессиональные; психологические (чрезмерная стеснительность, замкнутость, боязливость).

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии между людьми в процессе общения. Важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», планировать общую деятельность. Важным условием активизации познавательных процессов в условиях общения является возникновение проблемных ситуаций в результате столкновения полярных мнений, взглядов, подходов к взаимодействию. Возникает рассогласование, требующее привлечения дополнительной информации. Это приводит к увеличению интенсивности взаимодействия участников совместной деятельности, активизации процессов обучения, что приводит к углублению уровня понимания и способствует принятию верного решения.

Перцептивная сторона общения направлена на взаимопонимание между участниками процесса общения. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, желаний партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто «согласовывать действия», но устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

Для установления доверительного контакта необходимо знать и научиться владеть техникой общения. Это набор различных приемов и действий для достижения поставленных целей. Универсальные приемы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора. Специфические приемы общения: неподдельный интерес к предмету, стремление разобраться в проблеме, желание провести исследование и т.п.

Но в любом случае для нормального контакта необходимо проявлять доброжелательность, снять психологическую напряжённость, находиться в зоне комфорта, втягивать в диалог, добиваться положительных ответов, относиться критично к своему поведению, умело распоряжаться инициативой.

Как и всякая социальная деятельность, общение имеет свой специфический результат, который выражается в двух формах: субъективной и объективной. В субъективной форме они выражаются в различных чувствах, мыслях, желаниях, стремлениях, интересах, убеждениях, установках субъектов и проявляются как сочувствие, согласие, солидарность, доверие и недоверие, разногласие, конфликт. В объективной форме результаты общения выражаются в поведении субъектов: их действиях, поступках.

Общие правила общения

Слушая собеседника, старайтесь смотреть ему в глаза или на предмет, на который он сам обращает ваше внимание. Подтверждайте свой живейший интерес к чьим-либо высказываниям легкими кивками головы или какими-нибудь словами-замечаниями. Ни в коем случае не спешите возражать и спорить, не выслушав говорящего до конца. Никогда не следует обрывать или перебивать говорящего, отворачиваться от него, смотреть на часы, зевать, рыться в карманах или в сумке, вступать параллельно в разговор с другим человеком. Говорите всегда по существу вопросов. Не следует подсказывать или поправлять рассказчика.

Отрицательное впечатление производит вычурность, неестественность, излишняя театральность, насыщение речи вульгарными и "сорными" словами (типа "так", "вот", "так сказать"), мычание при подборе нужного слова.

Обязательной нормой общения является умеренная громкость высказывания. Ничто не может оправдать шумливость и крикливость речи. Нет смысла повышать голос даже в споре, так как крик не добавляет убедительности аргументам.

В разговоре с другим человеком постарайтесь избежать неприятных для собеседника манер, а именно - избегайте говорить только о себе и собственных приключениях, сравнивать с собой других людей, избегайте пафоса, патетики, декламации, горячности и повышения голоса. Ваш рассказ должен быть точным и ясным. Доказывая свое мнение и опровергая другое, нужно быть сдержанным как в словах, так и в выражениях, говорить спокойным тоном, естественно и непринужденно.

Простой, грубый образ мыслей, речи и поступков доказывает плохое воспитание и низ­кую среду. Люди не прощают пренебрежительного отношения к себе и оскорбления их самолюбия.

Если кто-то спорит в резких выражениях и с упорством стоит на своем, лучше делать уступки, говоря при этом рассудительно и коротко, корректно обозначив ваше мнение. При этом можно употреблять выражения: «Я могу ошибаться, но...», «Мне кажется обратное...», «Я думаю...» и т.п. В завершение спора уместно сказать какую-нибудь приличную шутку. При непонятном вопросе не следует спрашивать «что?»\ «как?», а нужно сказать: «Извините, как ты (Вы) сказал (и)?»

Ни в коем случае не говорите плохо о других людях. Ваши слова обязательно дойдут до этого человека в самом худшем виде. Избегайте негативных оценок. Следует оценивать посту­пок, а не человека. Крайне невежливо непочтительно отзываться о преподавателе или неприязненно говорить о своих товарищах или родственниках. Невежливо также отвечать обратившемуся к Вам человеку кратко, небрежно, не глядя на него. Неблагоприятное впечатление производят люди, отпускающие колкие шутки по адресу других, вступающие в споры по пустякам, рассказывающие старые, широко известные истории, анекдоты. Нетактично делать замечания вслух по поводу манер и туалетов присутствующих.

При разговоре с человеком, не являющимся близким другом или родственником, неприлично дотрагиваться до собеседника, класть руку ему на колени или плечо с целью привлечь внимание.

В процессе разговора нужно смотреть на говорящего, но делать это неназойливо. Если вы рисуете, смотрите в окно или наблюдаете за кем-то другим, то это другое заслуживает большего внимания, чем ваш собесед­ник. Во всяком случае, так это будет восприниматься. Поэтому следует запомнить правило:

Главный человек тот, который стоит перед тобой.

В процессе разговора нужно реагировать на его вопросы, рассказ выслушать до конца, не перебивая.

Ничего не может быть грубее, неприятнее, как действительное или кажущееся невнимание к тому, кто говорит с Вами.

Отсутствие мысли и полная невнимательность к окружающим делает людей похожими на глупцов и безумцев. У безумного мысль всегда отсутствует, глупец потерял ее, а рассеянный теряет ее на некоторое время.

Культура диалога включает в себя множество требований: уважение к личности собеседника, внимательное отношение к нему, о чем уже упоминалось, способность и умение слушать и слышать другого человека, умение корректно вести спор, настойчиво и тактично отдавать распоряжения и т.д. Как отмечают психологи, у многих людей не выработан навык слушания. Почему мы не слушаем собеседника? По разным причинам – потому, что чрезмерно заняты своей речью, потому, что поглощены собой и своими переживаниями и проблемами, просто потому что не хотим слушать, резко реагируем на критику в наш адрес, имеем определенное мнение по вопросу - это тоже мешает нам слушать собеседника, перебиваем, высказываем скоропалительные выводы, оцениваем говорящего. Другими словами, наша первая реакция – это суждение о явлениях со своих личных позиций. Очень часто это является серьезной помехой эффективного слушания. Что нужно делать для того, чтобы выработать у себя умение слушать? Для этого нужно руководствоваться некоторыми правилами:

· Будьте физически внимательным. Повернитесь лицом к говорящему человеку. Помните, что любой человек хочет общаться с внимательным, живым собеседником, а не с каменной стеной.

· Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Дети не всегда прямо могут сказать вам о том, почему они поступают так, а не иначе.

· Следите за выражением лица говорящего и за тем, как часто он смотрит на вас пристально и как поддерживает визуальный контакт. Его мимика и жесты могут противоречить высказыванию.

· Придерживайтесь доброжелательной установки по отношению к собеседнику. Это создает благоприятную атмосферу для общения.

· Слушайте себя самого. Это особенно важно для выработки умения слушать других. Когда вы озабочены или эмоционально возбуждены, то меньше всего готовы выслушать другого человека.

· Не принимайте молчание за внимание. Ваш собеседник может быть погружен в свои мысли и переживания. Дети часто молчат потому, что упорствуют на своем.

· Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно.

Культура речи, несомненно, играет важную роль в общении. Не каждому приятно при общении с другим человеком постоянно слышать мат, ругань и т.д. Как не банально это звучит, но культура речи определяет культуру общения.

Ненормативная лексика

Ненормативная лексика (нецензурные выражения, непечатная брань) или обсценная лексика (от англ. obscene — непристойный, грязный, бесстыдный) — сегмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойно мерзкие, вульгарные) бранные выражения, часто выражающие спонтанную речевую реакцию на неожиданную (обычно неприятную) ситуацию. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является русский мат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: