Революционное лето. Углубление революции.




  1. Продолжая свое развитие по восходящей, революционное движение в конце весны — летом 1905 г. выходит на принципиально новый уровень. Оно становится более активным, более массовым.

►Первомайские стачки. Иваново-Вознесенск. Первый Совет Рабочих.

  1. На борьбу поднялось и крестьянство. В январе — феврале 1905 г. было зарегистрировано 126 крестьянских выступлений, в марте — апреле — 247, а в мае — июне — уже 721. Крестьяне грабили дворянские усадьбы, захватывали хлебные амбары, запахивали помещичьи земли. Это движение было, как правило, стихийным, но настолько массовым, что у власти просто не хватало сил для наведения порядка.
  2. –Проникновение революционных настроений в армию и флот. Восстание на броненосце «Потемкин-Таврический».

В этих условиях 6 августа Николай II подписал, наконец, манифест об учреждении давно обещанного представительного органа — так называемой булыгинской Думы (по имени министра внутренних дел А. Г. Булыгина). Этот орган должен был избираться на основе довольно высокого имущественного ценза, причем рабочие вообще отстранялись от выборов. Но, главное, манифест провозглашал создание не законодательного, а всего лишь законосовещательного органа.

-Только Царь по-прежнему имел право издавать законы. Дума же могла лишь давать царю советы, законодательное право у выборного элемента отсутствовало.

  1. Апогей революции. «Манифест 17 октября» и его последствия.

! Ключевые понятия: Манифест 17 октября, гражданские свободы, конституционная монархия, парламент, политическая партия, программа партии, тактика партии.

Вопрос к классу: какие существовали пути выхода из революционного кризиса? Какой путь и почему был выбран Николаем II?

Всероссийская октябрьская политическая стачка.

 

-В начале октября забастовали рабочие и служащие Московско-Казанской железной дороги. Их поддержали железнодорожники Московского, а затем и Петербургского узла. Вслед за железнодорожниками во всеобщую забастовку включились рабочие, а затем — ремесленники, студенты, представители интеллигентных профессий, чиновники. Забастовка охватила более 120 крупных и небольших городов, сотни фабричных и станционных поселков. Только в сфере фабричного производства бастовало свыше 2 млн. человек. Большая часть участников всероссийской забастовки выступала под политическими лозунгами, т. е. требовала демократизации государственного строя Российской империи.

-Понимание серьезности ситуации Царем. Начало совещания с высшими сановниками. С. Ю. Витте предложил Николаю II два возможных варианта выхода из кризисной ситуации: 1) установление диктатуры и потопление революцию в крови; 2) уступки революции, причем значительно более серьезные, чем незадавшаяся булыгинская Дума.

► Витте считал, что сбить революционную волну можно, только введя в России законодательную Думу. При этом он утешал царя тем, что Дума не помешает правящей бюрократии удержать реальную власть в своих руках. 17 октября царь с большой неохотой подписал Манифест, изменивший (и намеревающийся преобразовывать дальше) основы государственного строя Российской империи.

 

► В Манифесте провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы:

такие как –

-неприкосновенности личности,

-свободы совести (вопросы веры),

-слова (устного/печатного)

- собраний и союзов (этот пункт давал право партиям выйти из подполья/ и право создавать новые партии и действовать в рамках правового поля.

-высший законодательный орган в России – Государственная Дума (обещалось предоставить избирательное право тем слоям населения, которые раньше были его лишены, прежде всего рабочим).

Вопрос классу: Расскажите о содержании Манифеста 17 октября 1 905 г. Какие цели преследовало правительство, издавая этот Манифест?

 

Появление партий.

Многие партии смогли выйти из тени и выйти на первый план политической сцены. Прежде всего им воспользовались либеральные партии. 12—18 октября проходил учредительный съезд конституционно-демократической (кадетской) партии (П.Н. Милюков, Долгоруков), подготовленный «Союзом освобождения» и наиболее решительно настроенными земцами (левыми). В своих рядах кадеты объединили прежде всего представителей интеллигенции — городской и земской, а также помещиков, буржуазии, военных, чиновников.

Кадетская программа: предполагалось принудительное отчуждение помещичьих земель за выкуп (по справедливой нерыночной цене), однако только той части, которую помещики, не обрабатывая сами, сдавали в аренду.

Предусматривалось введение 8-часового рабочего дня, только там, где это в данное время возможно, установление свободы личности, слова, собраний и др. Открытым остался вопрос о форме государственного управления в России – склонились к конституционной монархии на данном этапе.

Союз 17 октября (октябристы) ( начало оформления партии в ноябре 1905г.) - в него вошли верхи крупной буржуазии и обуржуазившиеся помещики. Те уступки, которые были обещаны Манифестом 17 октября, вполне удовлетворяли ее членов, а более серьезные реформы могли только испугать. Признанным лидером партии стал представитель старинной московской купеческой фамилии А. И. Гучков (+Шипов).

-Выход из подполья РСДРП и как следствие – объединение/примирение двух внутренних течений в партии на IV объединительном съезде: большевистского и меньшевистского.

-Выход из подполья партии Социалистов-революционеров (ЭСЕРЫ). Однако первый учредительный съезд прошел только в следующем 1906 году.

В ноябре 1905 г. начала организовываться первая массовая монархическая (правая) партия – Союз Русского Народа (Дубровин, В. Пуришкевич), продолжили организовываться другие черносотенные партии.

Вопрос классу: что такое политическая партия? Каковы особенности первой российской многопартийности и какие причины обусловили эти особенности?

 

 

  1. От Манифеста 17 октября до Основных государственных законов 23 апреля 1906 г.

Вследствие появление законодательного органа, возникновения многопартийности и необходимости проводить дальнейшие преобразование, обозначенные в манифесте появилась необходимость координировать деятельность министров. Для этой цели 19 октября был издан декрет «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Создавался единый орган координации действий министров – Совет Министров.

-Первый председатель Совета: С.Ю. Витте.

 

-Именно С.Ю. Витте продолжил преобразование политического строя до издания Основных Законов в апреле 1906 г., после чего был смещен с поста председателя Совета Министров.

-Царское обещание созвать Думу: необходимость корректировки избирательного закона: Опубликование царского указа 11 декабря 1905 года.

Выборы в Думу предлагалось организовать по куриям: землевладельческой (по сути, помещичьей), крестьянской, городской и рабочей. Разделяя избирателей на подобные сословные группы, царское правительство стремилось обеспечить преимущество представителям тех сословий, на поддержку которых более или менее рассчитывало. Один выборщик приходился на 2 тыс. душ населения землевладельческой курии, на 4 тыс.— городской, на 30 тыс.— крестьянской и на 90 тыс.— рабочей. Иными словами, 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Но в условиях революции Правительство дало по закону численное преобладание крестьянам: составляя более 80% всего населения в России, они избрали 43% депутатов (землевладельцы — 32%, горожане — 22%, рабочие — 3%). Идя на подобную «уступку», правительство, помимо всего прочего, рассчитывало на аполитичность крестьян, на их невежество, безграмотность, на традиционно сильную в этой среде веру в «доброго царя».

 

Вопрос классу: в чем суть избирательного закона 11 декабря 1905 г.?

 

-Все это были уступки «третьему сословию», необходимо было создать противовес создавшейся Думе. ►Преобразование Государственного Совета.

-20 февраля 1906 г. был издан указ о его реформе.

 

Ранее Государственный совет был совещательным, сугубо бюрократическим по своему составу органом при царе. Теперь он превращался в верхнюю по отношению к Думе законодательную палату, получив право отклонять думские законопроекты. Однако, в него вводился выборный элемент. Половина членов Государственного совета назначалась царем из высших, наиболее доверенных сановников-бюрократов, а половина — избиралась. Избрание шло по корпорациям: выборных (74 члена из 98) были представителями земельной аристократии — крупных помещиков; 12 человек представляли крупную буржуазию; 6 человек избирались от духовенства, 6 — из «ученой среды»: академиков и профессоров.

При таком составе Государственный совет «был обречен» занимать самые консервативные позиции. В правительстве реформированный Совет именовали «регулятором» по отношению к Думе; по сути же, он сразу стал тормозом в ее законодательной деятельности.

 

 

►Далее за три дня до открытия Первой Государственной Думы: 23 апреля 1906 года публикуется новое издание «Основных Законов Российской империи».

-Новая редакция Законов отражает серьезные изменения в государственном строе.

 

Это было сделано с целью укоренить сложившийся режим до открытия первой Думы и изъять у нее право на пересмотр государственного строя.

 

-С одной стороны: определение царской власти как власти неограниченной было устранено. Статья 7 гласила, что император осуществляет законодательную власть «в единении с Государственным советом и Государственной Думой». Законопроекты, не принятые законодательными учреждениями, считались отклоненными.

 

- С другой стороны: решение целого ряда принципиально важных вопросов царь оставлял за собой: возможность пересмотра «Основных законов », руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование вооруженными силами, объявление местности на военном положении, право чеканки монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.

Нужно отметить: вводилась новая статья: ст. 87, позволявшая правительству вследствие «чрезвычайных обстоятельств» самостоятельно принимать законы во время думских каникул.

-Подобные указы должны были затем в течение двух месяцев после возобновления думских заседаний выноситься на одобрение Думы или они теряли свою силу. Кроме того, «чрезвычайное законодательство» не могло касаться «Основных законов» и «Положения о выборах».

-Статья фактически предоставляла власти официальную лазейку в законодательстве для злоупотреблений: прежде всего, как оказалось, власть воспользовалась ей для действий в репрессивно-карательной сфере.

 

В целом, царское правительство, идущее под давлением революции на уступки, сделало все, чтобы придать им лишь формальный характер. Дума, по сути, становилась лишь декорацией с минимумом прав — реальную же власть Царь и правительство постарались сохранить в своих руках.

 

 

Выводы.

1.Произошло ограничение самодержавия.

2.Появление новых государственных органов – Государственной Думы, Государственного Совета и Совета министров.

3. Введение демократических гражданских свобод, избирательного права, отмена цензуры, разрешение профсоюзов, легализация деятельности политических партий­ – зарождение многопартийности;

 

  1. Появление у населения возможности участвовать в политической жизни страны.
  2. Издание новых «Основных Законов» империи отражало новый порядок в политической системе, однако закрепляло больше прав за исполнительной властью (Царем и правительством).

 

III. Домашнее задание.

Время на эту часть урока: 2-3 минуты.

§ 13-15. Прочесть, Изучить. До главы про третьеиюньскую политическую систему.

1. Вопросы после всех трех параграфов.

2. Охарактеризуйте развитие революционного движения в 1906 — начале 1907 г.

Сравните I и II Думы в отношении расстановки сил и хода деятельности. В чем вы видите сходство и в чем различие?

3. Оцените результаты первой российской революции. Объясните, почему закон от 3 июня 1907 года является гос. переворотом, в чем его суть?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: