EUBZh1107 Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности
по специальностям: 5В100200 – «Системы информационной безопасности», 5В074600 – «Космическая техника и технологии»
Курс | |
Семестр | |
Всего кредитов | |
Всего кредитов ЕSTS | |
Общее количество часов Лекций | |
Практические занятия Лабораторные занятия | - |
СРО | |
в т.ч. СРСП | |
РГР | |
Экзамен |
Алматы, 2018 г.
Syllabus составила доцент, к.б.н. Мусаева Ж.К. на основании рабочей программы. Syllabus рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Безопасность труда и инженерная экология», протокол № 10 от 24.05.18г.
Заведующий кафедрой Абикенова А.А
Syllabus рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии института теплоэнергетики и теплотехники (протокол № 5 от 20.06.18г.)
1 Преподаватель:
Мусаева Ж.К. - доцент, к.б.н. каф. БТИЭ, каб. А113. Контакты: janna_mag@mail.ru, zhanna.musayeva@gmail.com, +77016022581; +77071528080
2 Время и место проведения аудиторных занятий курса указано в расписании учебных занятий, график консультаций СРСПразмещен на досках объявлений директората ИТЭТТ (Б227) и кафедры БТИЭ (А 117).
Характеристика учебной дисциплины
3.1 Цель дисциплины – Изучение особенностей функционирования технических систем, а также природных процессов и явлений, как источников экологической и техногенной опасности.
3.2 Задачи дисциплины – изучить проблемы современной цивилизации, основные закономерности функционирования живых организмов, сформировать знания об экологических последствиях хозяйственной деятельности человека.
Описание дисциплины.
Дисциплина «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» является элективной из цикла общеобразовательных дисциплин. При изучении дисциплины формируется целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества, экологическое мировоззрение, а также порядок действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
По окончании курса «Экологическая устойчивость и безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:
- основные законы и закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой их обитания;
- закономерности потока энергии через живые системы, круговорота веществ, функционирования экологических систем и биосферы в целом;
- основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
- стратегию устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Уметь:
- выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
- разбираться в современных стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования с целью сохранения стабильности биосферы и социума без катастрофических кризисов;
- классифицировать чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера; оценивать уровни риска по степени приемлемости.
- расшифровывать кодировку чрезвычайных ситуаций согласно классификатору;
- определять уровень чрезвычайных ситуаций по критериям территориального распространения, экономических убытков и количества пострадавших.
Иметь навыки:
- анализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач;
- знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения ее устойчивости;
- защиты от опасных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, вредных и опасных производственных факторов;
- навыков оказания первой помощи с помощью медицинских изделий и подручных средств пораженным в чрезвычайных ситуациях при несчастных случаях на производстве и в быту при наличии угрозы для их жизни до прибытия скорой медицинской помощи;
- причин опасностей и выявлять причины отказов технических систем.
Компетенции: владение культурой безопасности, способность идентифицировать опасности и оценивать риски, применять профессиональные знания для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности.
3.4 Пререквизиты дисциплины: естественно-научные дисциплины среднего образования
3.5 Постреквизиты дисциплины: Охрана труда
4 Структура и содержание дисциплины
Теоретическая подготовка (30 час)
Лекция | Тема | Номер источника |
Введение в курс «Экологическая устойчивость и БЖД». Аут-, дем-, синэкология: краткая характеристика. Методы экологических исследований. Определение «Устойчивое развитие». - 2 часа | 1, 2, 3, 6 | |
Основные разделы экологии. Организм и условия его обитания. Экологические факторы. Трофическая цепь. Популяция. Формы адаптации живых организмов. Типы взаимоотношений живых организмов. Виды экосистем. - 2 часа | 1, 2, 5, 8-13 | |
Биосфера и ее устойчивость. Формирование концепции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Концепция живого вещества. Функции биосферы. Уровни организации живой материи. - 2 часа | 4, 5, 10 | |
Рациональное природопользование и охрана природы. Природная среда: природные ресурсы и их классификация. Виды и степень воздействия человека на природу – 2 часа | 4, 7, 9, 11 | |
Экология атмосферы. Естественные и искусственные загрязнения атмосферы. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест. Методы очистки воздуха- 2 часа | 1, 4, 8 | |
Экология гидросферы. Характеристика водной оболочки Земли. Источники и уровни загрязнения гидросферы. Экологические последствия загрязнения гидросферы. Сточные воды и их классификация. Методы водоочистки. - 2 часа | 1, 4, 8, 11 | |
Литосфера и ее характеристики. Роль почвы в биосфере. Источники, причины загрязнения и истощения земельных ресурсов. Эрозия почв. Опустынивание. - 2 часа | 2, 5, 6, 10 | |
Экологическая политика РК. Современные проблемы окружающей среды. Концепция устойчивого развития РК. Международное сотрудничество в области экологии. - 2 часа | 3, 6, 12 | |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Принципы, методы и средства безопасности жизнедеятельности. Преобразование среды обитания – биосферу в техносферу. Задачи, принципы построения и функционирования гражданской обороны в РК. – 2 часа | 6, 7, 31-32 | |
Классификация опасных и вредных факторов. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения - 2 часа | 3, 6, 9, 31-32 | |
Радиационная и химическая опасность. Аварии на радиационных опасных объектах. Аварии на биологических опасных объектах- 2 часа | 4, 7, 31-32 | |
Гидродинамические аварии. Аварии на взрывопожароопасных объектах. Меры предотвращения пожаров. Первая медицинская помощь. Защита населения при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и взрывах на производственных объектах. Основы организации и проведения аварийно-спасательных работ. - 2 часа | 7, 8, 31-32 | |
Защита от оружия массового поражения. Общая характеристика оружия массового поражения. Применения ядерного оружия. ЧС при применении химического оружия. ЧС при применении бактериологического оружия. Новые виды оружия массового оружия, методы и средства защиты. – 2 часа | 5, 7, 11, 31-32 | |
Электромагнитные поля и излучения и их действие на человека и окружающую среду. Нормирование электромагнитных полей и излучений. Защита от ионизирующих излучений. Дезактивация и способы ее проведения. Радиометрический контроль- 2 часа | 1, 2, 3, 9-21, 31-32 | |
Экологический кризис и проблемы современной цивилизации. Стратегия, принципы и цели устойчивого развития. Экоэнергетика. Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития. Возобновляемые источники энергии. - 2 часа | 1, 2, 3, 17, 29-31 |
Практическая подготовка
4.2.1 Примерный перечень лабораторных работ – рабочим учебным планом дисциплины не предусмотрено проведение лабораторных занятий