Тема: А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики».




Литературное чтение

Дата: 15.11.2021

Тема: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство».

Материал к уроку

Словарная работа

Трилогия – три произведения одного автора, объединённые общим замыслом и преемственностью (последовательностью от одного события к другому) сюжета.

Автобиографический – описывающий свою жизнь.

Maman – мама.

Мамаша – мама.

Итти – идти.

Подле меня – возле.

Досыта – вдоволь, больше не хочется.

Впросонках – сквозь сон.

Ваточный халат - халат на подкладке из ваты.

Хочу начать наш урок со слов великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чуткому сердцу откроются тайны».

А также мы узнаем узнаем о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.

Недалеко от г. Тулы, в живописном уголке нашей родины, в Ясной Поляне, 28 августа 1828 г. родился великий русский писатель Л. Н. Толстой. Умерла мама, когда маленькому Лёве было 1,5 года. У Толстого было 3 брата – Николай, Сергей и Дмитрий, и младшая сестра Маша. Воспитывала детей тётя –женщина очень добрая и ласковая. Толстой очень любил тетеньку и уважал ее. Он был чуткий, любознательный мальчик, как и все маленькие дети, любил развлечения (поездки на лошадях, бег на гору к ключу). Любимым занятие Толстого в детстве было чтение книг. Он увлекался стихами Пушкина, баснями Крылова.

Лев Николаевич всегда выполнял работу сам. Любил играть с крестьянскими детишками, ходил с крестьянами на рыбалку. В Ясной Поляне Л.Н.Толстой открыл первую школу для крестьянских детей. Он сам работал там учителем. Не было книг для детского чтения, поэтому для обучения крестьянских детей Толстой написал рассказы, басни, сказки, научно-популярные статьи и поместил их в одну большую книгу «Азбуку». Она включала в себя азбуку, арифметику (математику), произведения для чтения. Лев Николаевич всегда с теплотой вспоминал о своём детстве, поэтому и его рассказы о детях и животных отличаются добротой, и мы их с удовольствием читаем.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Л.Н. Толстой умел писать не только для всех, но и про всё.

Есть писатели, которые пишут для детей, о детях. Есть сказочники, есть баснописцы. А в творчестве Толстого вы найдёте рассказы и басни, сказки и загадки. Он писал о детях и о животных, о природе и о войне, о русской и всемирной истории. Вот почему рядом с именем Толстой мы произносим слово «великий».

По всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев.

Один из них – это родовая усадьба «Ясная Поляна»

Это место, где Лев Николаевич прожил около 50 лет своей жизни. Своей любви к имению он никогда не скрывал и часто упоминал родное место в своих произведениях.

Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых.

 


Перечитайте повесть с.115-118

Вставьте пропущенные слова в текст.

«Потом любимую фарфоровую игрушку —____________— уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там ________. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог ________ всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была ____________для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и _______ перепутаются, смешаются, и ___________спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом…»

Распределите слова по колонкам

Николенька Maman
   
   
   

Милая мамаша,голубушка, моя душечка, мой ангел.

Познакомиться с материалом презентации:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/11/09/lev-tolstoy-detstvo

 

Если есть возможность, распечатайте и разукрасьте рисунок

Дата: 17.11.2021г.

Тема Басня. Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень »

Материал к уроку:

1.Познакомиться с материалом презентации:

https://ppt4web.ru/literatura/ln-tolstojj-kak-muzhik-ubral-kamen.html

2. Вспомните, чему был посвящён наш с вами прошлый урок? (Мы узнали о творчестве Л.Н. Толстого, читали его рассказ «Детство»)

- А какие еще произведения Л. Н. Толстого вы читали?

.

3. Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.
-Для начала давайте вспомним определение басни.

–Что такое басня?

Какое определение дает толковый словарь Ожегова?

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)


– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)

 

– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

-А что басни высмеивают?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

 

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Толстого, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

-А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

(слайд 9)

.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню.

4. -А сейчас вы прочитаете или послушаете запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень» https://www.youtube.com/watch?v=wWLHeYUcV6Q

. Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось в басне?

.

 

5 Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы. Попробуем составить план басни и записать в рабочую тетрадь.

 

О чем говорится в 1 части.
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
(Камень на площади).
-О чем в говорится во 2 части?
-Что предложил 1 инженер?
-Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Как озаглавим? (Спор)
3 часть.
-Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько?

-Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)

Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.

- Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).

 

ДЗ Прочитайте басню с.119. В рабочей тетради запишите, какие пословицы отражают главную мысль басни?

 

 

Дата:19.11.2021г.

Тема: А. П. Чехов. Рассказ «Мальчики».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: