Критерии уровня развития чувства ритма:
1. Движение.
1) передача в движении характера знакомого музыкального произведения
(3-х частная форма):
высокий – ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;
средний – производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;
низкий – смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки.
2) передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания:
высокий – движения соответствуют характеру музыки, эмоциональное выполнение движений;
средний - движения соответствуют характеру музыки, но недостаточная эмоциональность при выполнении движений;
низкий – движения не соответствуют музыке, отсутствие эмоций при движении.
3) соответствие ритма движений ритму музыки:
высокий – чёткое выполнение движений;
средний – выполнение движений с ошибками;
низкий – движение выполняется не ритмично.
2. Воспроизведение ритма.
1) воспроизведение ритма знакомой песни под своё пение:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок знакомой песни;
средний – воспроизводит ритм песни с 1-2 ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
2) воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:
высокий – ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии;
средний – воспроизводит ритм песни с ошибками;
низкий – неверно воспроизводит ритм песни.
3) воспроизведение ритма песни шагами:
высокий – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте и по залу;
средний – верно воспроизводит ритм песни шагами на месте;
низкий – допускает много ошибок или не справляется с заданием.
3. Творчество.
1) сочинение ритмических рисунков:
высокий – ребёнок сам сочиняет и оригинальные ритмически рисунки;
средний – использует стандартные ритмические рисунки;
низкий – не справляется с заданием.
2) танцевальное:
высокий – ребёнок чувствует характер музыки, ритм, передаёт это в движении; самостоятельно использует знакомые движения или придумывает свои; движения выразительны;
средний – чувствует общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки;
низкий – не чувствует характер музыки, движения не соответствуют музыке.
Список информационных источников
1. БуренинаА.И. Программа по ритмической пластике для детей ред. «Ритмическаямозаика»
2. Барышникова Т. «Азбука хореографии» Москва.«Айрис-пресс» 2000г.
3. Володина О.В. Самоучитель клубных танцев, «Феникс» 2005
4. Воронина Н.В., Михайлова М.А. Танцы, игры, упражнения для красивого движения, Ярославль 2004
5. ЗарецкаяН., РоотЗ. «Танцы в детском саду» Москва 2003г.
6.Овчаренко Е., Cмолянинова Н. История и теория народно-сценического танца. – Барнаул, 2000.
7. Потуданская О.В., Программа школа-студия эстрадного танца «Саманта», МЦЭВДиМ г. Новочеркасск
8. Сайкина Е.Г.,ФирилеваЖ.Е. «Танцевально-игровая гимнастика для детей» Санкт – Петербург 2003г.
9. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Приложения
Приложение 1
Календарно-поурочное планирование 1-го года обучения
№ | Дата | Тема | Форма занятия | Колич. часов | Форма контроля |
2.12 | Вводное занятие Теория. Вспомнить с детьми правила поведения на занятиях, правила проведения занятия (поклон). 2. Познакомить с требованиями к внешнему виду. 3. Разговор о технике безопасности на занятиях. 4. Провести начальную диагностику на элементарных движениях. | Практическая групповая | фронтальный | ||
9.12 | Сценический шаг Теория. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение сильной доли. | Практическая групповая | стартовый | ||
16.12 | Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево. Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка. | Практическая групповая | взаимоконтроль | ||
23.12 | Шаги: танцевальный шаг, пружинистый шаг, приставные шаги, шаги на носках, на пятках, шаги накрест, шаги с остановкой (носок у колена), боковые шаги с носка и каблука. Бег: бег на носках, бег с захлестом голени назад, бег ножницами, подскоки, галоп | Практическая групповая | |||
30.12 | Комбинации на координацию движений, общеразвивающие упражнения, хлопки, притопы, приставные шаги, упражнения для рук, ходьба, сидя на корточках, прыжки «мячик», прыжки по6-ой позиции, по точкам, повороты вправо, влево; прыжки - разножка, прыжки с поджатыми ногами. | Практическая групповая | |||
13.1 | 3. Современный танец Теория: Особенности исполнения движений современного танца. Основы ритмических движений. | Практическая групповая | самоконтроль | ||
20.1 | Практика: упражнения для рук, локтей, кистей, шеи, плеч, корпуса, бедер, ног и стоп. приставной шаг, с хлопком, с каблуком, с ладошками, с plie. Те же элементы с шагом накрест. Поворот на шагах, поворот на месте шаги вперед-назад. «уголок» бег на полупальцах прыжки по точкам по VI п. (2-4-6-8),подскоки с подниманием колен с продвижением, на месте. | Практическая групповая | |||
27.1 | Элементы разминки: наклоны головы (крестом), повороты, вращение работа плеч: поочередное, одновременное поднимание и опускание, качалочка, круги вперед-назад. Работа стоп: на demiplie по II п., поочередное, одновременное поднимание и опускание пяток, качалочка. Упражнения на растяжку: выпады, «паучок», и т.п. | Практическая групповая | |||
3.2 | 4. Народный танец Теория: Особенности русских народных движений. Позиции ног: открытые, закрытые, прямые. Позиции рук. Положения рук и кисти, головы, корпуса. Лирический и быстрый танец. | Практическая групповая | |||
10.2 | Практика: Русский народно-сценический танец. Поклон в русском характере. Положения рук. Раскрывание и закрывание рук на талию, в кулачках. Полочка. Подготовительное положение рук, кисти загнуты вверх и др. | Практическая групповая | |||
17.2 | Удары стопами в полуприседе, притоп, шаг с притопом, притоп с подскоком. | Практическая групповая | |||
24.2 | Танцевальные движения: «Гармошка». Припадание на месте, с продвижением в сторону по 6-ой, 3-ей поз. «Ковырялочка». «Моталочка». «Молоточки».Комбинации. Рисунки танца. Переходы в парах, линиях, по кругу: «прочес», «змейка», «до – за - до», «воротца». | Практическая групповая | |||
2.3 | Постановочная работа Теория: Передача образа в танцевальной постановке. Рисунок танца. Практика: Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка. | коллективная | |||
9.3 | Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка | коллективная | |||
16.3 | Разучивание комбинаций, отработка их. Постановка | коллективная | |||
23.3 | Репетиционная работа. Теория: беседы об особенностях и отличиях при исполнении классических, народных и спортивных танцевальных номеров. | коллективная | |||
30.3 | Поведение на сцене: выход и уход. Эмоциональность исполнения и передача образа. | коллективная | |||
6.4 | Танцевальные этюды Теория: педагог корректирует исполнение отдельных элементов, фигур, рисунка. Занятия групповые и индивидуальные (по востребованию). | коллективная | |||
13.4 | Публичные выступления | коллективная | |||
20.4 | Публичные выступления | коллективная | |||
27.4 | Публичные выступления | коллективная | |||
4.5 | Публичные выступления | коллективная | |||
11.5 | Публичные выступления | коллективная | |||
18.5 | Публичные выступления | коллективная | |||
25.5 | Итоговое занятие | коллективная | итоговый |