ТЕМА 18. ОБИТАТЕЛИ СЕВЕРА, ЮГА И ВОДНЫХ ПРОСТОРОВ
Словарь:
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
●Лев, жираф, слон, обезьяна, крокодил, ящерица, змея, белый медведь, пингвин, кит, щука, страус, орел, попугай, рак, река, озеро, море, север, юг, пустыня. ●● Тигр, бегемот, зебра, кенгуру, черепаха, носорог, тюлень, олень, акула, сом, окунь, карп; когти, копыта, шкура, кожа, чешуя, хобот, океан, дельфин, болото, стадо, стая. ●●●Антилопа, морж, ласты, пантера, леопард, осьминог, дикобраз, полярная сова; икра, бивень, плавник, жабры; тайга, добыча | ●Плавать, охотиться, нападать, защи щать, греться, питаться. ●● Скрываться, затаиться, передвигаться, нырять, хватать, охранять. ●●●Выслеживать, откладывать, подстерегать, свирепеть, вы живать, настигать | ●, ●● Полосатый, быстрый, зубастый, лохматый, хищный, лов кий, шус трый, неповоротливый, неуклюжий. ●●● Травоядный, всеядный, бес страшный, мощный, свирепый, водоплавающий, толстокожий, агрессивный, длинношеий, сумчатый. Наречия: жарко, голодно, жадно, терпеливо, засушли во, обильно, чутко, свирепо |
Наблюдаем. Рассказываем
- «Описываем» животных севера и юга по плану.
● Жираф, слои, крокодил. | ●●Зебра, лев, кенгуру. | ●●●Тюлень, пингвин. |
План: 1. Кто это? Живое существо или нет? 2, 4, 7. Внешний вид: цвет, величина, какое на ощупь (пушистое, гладкое, колючее и т. д.). 9. Части тела: названия, внешний вид, назначение. 10. Чем питается? (Травоядное, хищное, всеядное.) 12. Место обитания (на севере, юге, в водных просторах). 14. Место, где живет (как называется жилье, где расположено: дупло, берлога, логово, пора и др.). 15. Как называются детеныши? 18. Повадки животного. 19. Как подает голос? 26. Какой образ жизни ведет? (Дневной, ночной.) 27. Какие сезонные изменения произошли в повадках животного? 46. Семья. 17. Сравниваем диких животных: а) чем отличаются; б) чем похожи: ● жираф и крокодил ●●зебра и лев ●●● бегемот и слон, дельфин и осьминог |
2. «Кто/Что? Что делает? Какой?» Составляем таблицу о диких животных со словами игры «Описываем».
Кто? | Что делает?(ют) | Какой? (какая? какое? какие?) |
Пример: Лев | Охотится, охраняет, догоняет, ловит, рычит, отдыхает, просыпается, свирепеет, выжидает | Огромный, большегривый, сильный, ленивый, быстроногий, ловкий, угрюмый, важный |
Играем
1. «Пальчик, на прогулку». Ко всем заданиям — усложнение: «Погуляли-погуляли, встретились, поздоровались, спрятались».
● 1. На обеих руках указательный и средний пальчики — на прогулку. 2. На обеих руках большой и мизинец — на п рогулку. | ●●1. На левой мизинец и большой, на правой средний — на прогулку. 2. На правой руке средний, на левой указательный пальчики — на прогулку. | ●●● 1. На правой мизинец и средний, на левой большой пальчики — на прогулку. 2. На правой безымянный, на левой средний и большой — на прогулку. |
2. «Скажи наоборот». Играем со всеми подчеркнутыми словами Словаря.
3. «Скажи по-другому». Играем со всеми выделенными словами Словаря.
Продолжи ряд, одним словом назови».
1) Акула, морж, тюлень... — это... (● обитатели водных просторов; ●● обитатели водных просторов, живые существа; ●●● обитатели водных просторов, хищники).
2) Карась, лещ, сом... — это... ( ● рыбы; ●● живые существа; ●●● обитатели рек).
3) Зебра, кенгуру, бегемот... — это... (● дикие животные; ●● дикие животные жарких стран; ●●● дикие животные жарких стран, травоядные).
Лишний, потому что...»
● 1. Слон, кошка (1), крокодил. 2. Лев (1), хвост, лапа. | ●●1. Носорог, зебра, пустыня (1), тигр (2). 2. Бежит, прыгает, кенгуру (1), спит (2). | ●●●1. Зебра (2), Африка (3), пробегать (1), пустыня. 2. Кенгуренок, лисенок (4), кротенок (3), слон (2), длинноухий (1), львенок. |
6. «У меня—у нас — нет». Играем со словами Словаря.
● слон - слона
●● слон — слоны — слонов
●●● огромный слон — огромные слоны — огромных слонов
Потому что...»
●1. Животные жарких стран не могут жить в нашем лесу, потому что... (они погибнут от холода, под снегом не найдут корма). 2. В наших лесах не встретишь белого медведя, потому что... | ●● 1. Самке крокодила нельзя оставлять яйца без присмотра, потому что... (их съедят другие хищники, мать должна помочь детенышам добраться до воды). 2. В реке не поймаешь осьминога, потому что... | ●●●1. Морж не мерзнет в холодной воде, потому что... (его греет подкожный жир, он быстро плавает). 2. Человек должен охранять все виды диких животных от исчезновения, потому что... |
8. «Сосчитай-ка». Играйте со словами.
●Числительные 1, 2, 3, 4,5 | ●● Числительные 1, 3, 5 | ●●● Числительные 1, 3, 5 |
Жираф, акула, рак | Мой тигр, моя зебра, мой тюлень | Толстокожий морж, быстрая пантера |
Путаница».
● 1. У льва и львицы растут маленькие тигрята. 2. Жираф — хищное животное. | ●● 1. Кенгуру — африканская птица. 2. Зебра охотится на льва. | ●●● 1. Пингвины и другие животные живут на Северномполюсе. 2. У слониха подрастать два неуклюжий слонятам. «Распутай» слова, поменяв в них местами слоги: слоха ни, кенругу, кродилко. |
10. «Чей? Чья? Чье? Чьи?». Играем со словами Словаря.
хвост | голова | ухо |
пример: львиный | львиная | львиное |
11. «Семья». Играем со словами Словаря.
Пример: слон
папа | мама | детеныш | детеныши | мама с детенышем | папа с детенышами |
слон | слониха | слоненок | слонята | слониха со слоненком | слон со слонятами |