2.
С учетом совокупности анатомо-физиологических особенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения - младший школьный возраст 6 (7) -10 лет.
Младший школьный возраст – период второго детства, характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8—9 лет. К 7–9 годам у девочек наступает препубертатный период. Это первый критический период постнатального развития женского организма. Неблагоприятные воздействия среды могут оказать негативное влияние на становление женской репродуктивной системы и отрицательно сказаться на функции половой системы в будущем. Изменяются и совершенствуются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
К концу периода младшего школьного возраста объем легких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин у детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности.
Ученые установили, какой объем суточной двигательной активности необходимо обеспечить детям при выполнении ими разных видов физических упражнений.
После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5—2,0 часа провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7—10 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта. А это создает условия, способствующие успешной физкультурно-спортивной ориентации детей школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути физического совершенствования.
На начальном этапе физического воспитания необходимо соблюдать следующие особенности и принципы:
- избегать больших нагрузок на позвоночник, одностороннего напряжения мышц туловища, сильных толчков и сотрясений тела, перенапряжения суставно-связочного и мышечного аппаратов. Особое внимание уделять формированию навыка правильной осанки. Укреплять мышцы спины, брюшного пресса, свода стопы;
- ограничить упражнения с натуживанием, преодолением больших сопротивлений, трудных для выполнения заданий. Избегать завышенных или излишне сложных нагрузок в беге и других циклических движениях;
- придерживаться принципа: чем младше дети, тем в большей степени должны быть выражены элементы общей разносторонней физической подготовки;
- согласовывать движения с дыханием. Обучать навыку правильного дыхания, не навязывать ритм дыхания более 30 с;
- чаще переключать с одного вида деятельности на другой. В обучении использовать целостный метод. Делать интервал между предварительной и исполнительной командами. Использовать разнообразные двигательные действия. Команды заменить распоряжениями и указаниями;
- наилучшая устойчивость внимания достигается при игровом методе проведения урока. Объяснения краткие, но достаточные для понимания;
- кратковременные интенсивные нагрузки чередовать с достаточным по времени отдыхом. Чаще менять характер работы отдельных мышечных групп;
- строго дозировать нагрузки для девочек.