Какую из представленных групп можно отнести к маргинальным слоям населения?




Тема занятия: Социальная стратификация

Тип занятия: проблемная лекция

- Выполнить занятия в печатной форме

1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для контроля знаний

 

I вариант

1. Система разного уровня благ, власти и престижа называется:

а) социальная мобильность;

б) аномия;

в) каста;

г) социальная стратификация.

2. Кастовая система стратификации сложилась:

а) в Древней Греции;

б) в Китае;

в) в Индии;

г) в Российской империи.

3. Страты закрытого общества – это:

а) только касты;
б) классы и касты;
в) только классы;

г) сословия и классы.

Какой класс является «цветом общества»?

а) высший класс;

б) средний класс;

в) рабочий класс;

г) низший класс.

Какую из представленных групп можно отнести к маргинальным слоям населения?

а) эмигранты;

б) военные;

в) студенты;

г) нищие.

6. В обществе, где большинство статусов предписываются:

а) созданы самые благоприятные условия для социальной мобильности личности;

б) индивид не может ожидать улучшения своего положения;

в) карьера индивида зависит только от него самого;

г) индивид находится в зависимости от государства.

7. Говоря о социальной стратификации, социология, в сущности, описывает:

а) монолитность общества;

б) социальное неравенство;

в) поведение личности и ее мотивационную структуру;

г) самую общую структуру общества.

8. Ликвидность – это:

а) разделение общества по уровню благосостояния;

б) процесс вхождения индивида в общество;

в) определенная позиция в обществе;

г) способность быть проданным в любую минуту.

9. Совокупность нескольких родов называется:

а) племя;

б) народность;

в) нация;

г) все вышеперечисленное.

10. Этническое самосознание – это:

а) чувство принадлежности, духовного единства с этносом;
б) кровное родство;

в) одинаковое гражданство;

г) национализм.

11. Государство является признаком формирования:

а) рода;

б) народности;

в) племени;

г) нации.

12. Предпочтение своей этнической группы порождает такое явление, как:

а) патриотизм

б) национализм

в) этноцентризм;

г) нигилизм.

13. Вертикальная мобильность — это:

а) сравне­ние социального статуса личности в течение продолжительного времени;

б) перемещение индивида на одном и том же уровне социального благополучия;

в) сравнение социального статуса родителей и их детей в определенный мо­мент

карьеры тех и других;

г) изменение положения индивида, которое вы­зывает повышение или понижение его

социального статуса.

14. Горизонтальная мобильность подразумевает:

а) перемещение индивида на одном и том же социальном уровне;

б) перемещение индивида между стратами разных социальных уровней;

в) изменение человеком в течение жизни высокого статуса на низкий статус;

г) изменение человеком в течение жизни низкого статуса на высокий статус.

15. Миграция – это:

а) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное

проживание;

б) перемещение населения внутри одной страны;

в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;

г) нет правильного варианта ответа.

 

 

II вариант

1. Разделение общества по уровню благосостояния людей на слои, расположенные друг над другом, называют:

а) социальной ролью;

б) социальной стратификацией;

в) социальной мобильностью;

г) социальной общностью.

2. Объективные показатели принадлежности к страте – это:

а) ощущение причастности к группе, идентификации с ней;

б)доход, власть, образование, престиж;

в) высокая самооценка личности в связи с жизненными результатами;

г) этническая причастность.

3. Данный тип стратификации характеризует открытое общество:

а) только касты;
б) классы и касты;
в) только классы;

г) сословия и классы.

4. Социальный престиж – это:

a) степень признания достоинств личности;

б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

в) определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям

окружающих;

г) процесс вхождения индивида в общество.

5. Социальная элита представляет:

а) маргиналов;

б) люмпенов;

в) высший класс;

г) средний класс.

6. Люмпены представляют:

а) рабочий класс;

б) высший класс;

в) низший класс;

г) находятся между классами.

7. Нижнюю часть шкалы профессионального престижа занимают представители:

а)физического малоквалифицированного труда;
б)интеллектуального труда;
в) творческих профессий;

г) физического высококвалифицированного труда.

8. К слагаемым социальной стратификации относятся:

а) место проживания;

б) социальное происхождение;

в) власть;

г) национальность;

9. В этой этнической общности объединяются кровные родственники:

а) род;

б) народность;

в) нация;

г) племя.

10. Племена, народности, нации являются общностями:

а)территориальными;
б)этническими;
в) профессиональными;

г) все вышеперечисленное.

11. Сообщество людей, объединенных единой территорией, экономикой, языком, культурой, самосознанием и организованных в государство – это:

а) род;

б) племя;

в) народность;

г) нация.

12. Переход индивида из одной социальной позицию в другую называют:

а) социальной мобильностью;

б) вертикальной мобильностью;

в) социальной стратификацией;

г) горизонтальной мобильностью.

13. Вертикальная мобильность затруднена:

а) в кастовом и сословном обществах;

б) в кастовом и классовом обществах;

в) в классовом и сословном обществах;

г) в классовом, сословном и кастовом обществах.

14. Эмиграция – это:

а) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное

проживание;

б) перемещение населения внутри одной страны;

в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;

15. Иммиграция – это:

а0) выезд за пределы страны на постоянное место жительство или длительное

проживание;

б) перемещение населения внутри одной страны;

в) въезд в данную страну на постоянное место жительство или длительное проживание;

г) нет правильного варианта ответа

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

1. Дайте определение «социальной стратификации»?

2. Назовите 5 критерий социальной стратификации, которые

используются в социологии?

3. Что представляют собой «закрытое» и «открытое» общество?

Какие исторические типы стратификации для них характерны?

4. Назовите основные страты современных обществ. Дайте

определение понятию «маргиналы»?

5. Какие существуют способы измерения неравенства и бедности?

6. Что такое «этнос»?

7. Что объединяет людей в конфессии?

8. Какие формы общности людей предшествуют появлению нации?

9. Что такое нация? Перечислите признаки нации?

10. Какую роль играют национальные интересы?

11. В чём состоят причины межнациональных конфликтов? Приведите

примеры таких конфликтов.

12. Какова роль государства в преодолении национальных

противоречий?

13. Что понимают под термином «социальная мобильность»? Каковы

её разновидности?

14. Какие существуют пути для вертикального перемещения индивидов

в обществе?

15. В чем отличие групповой мобильности от индивидуальной?

16. Что такое «миграция», «иммиграция» и «эмиграция»?

17. Как связана миграция с социальной мобильностью?

 

РАБОТА МАЛЫМИ ГРУППАМИ

1 уровень:

Проблема измерения стратификации

1. Перед вами схема средневекового общества. Прокомментируйте ее с точки

зрения социальной дифференциации.

2. Какие слова отражают социальную стратификацию, а какие относятся к
политической, профессиональной структуре?

Разночинец. Чиновник. Либерал. Народник. Славянофил. Монарх. Солдат.

Духовенство. Казачество. Мещанин. Жандарм. Губернатор. Земство.

Бедняки. Зажиточные. Середняки.

3. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие

неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что

данное суждение правильное, то ответьте «да»; если неправильное —

«нет».

Суждения:

1) Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети

интеллигентов — в рабочие и крестьяне.

2) Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у

него рождается детей.

3) В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших — больше

4) Чем выше образование, чем меньше шансов продвинуться наверх.

5) Социальная стратификация — это совокупность больших социальных

групп, расположенных иерархически по критериям социального

неравенства и называемых стратами.

6) Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время

7) Универсальным измерителем неравенства в обществе является

образование.

8) Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется

добровольно, нисходящая — принудительно.

2 уровень:

Проблема бедности и богатства

1. Бедность и богатство – два полюса социальной жизни. Стресс фиксируют и на одном и на другом. Почему?

2. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них

выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы

стратификации?

Б.Дизраэли: «Две нации, между которыми нет ни связи, ни сочувствия,

которые так же не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как

обитатели разных планет, которые по-разному

воспитывают детей, питаются разной пищей, учат разным манерам,

которые живут по разным законам... Богатые и бедные».

К. Маркс: « Богатство, если рассматривать его несущественно,

заключается только в многообразии потребностей... Богатый человек

- это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте

человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное

осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда»;

«Наслаждающийся богатством - в одно и то же время и раб и господин

своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен,

надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. Он еще не

ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним

самим».

М.Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к

материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению

низшего».

А. Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по

фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы».

3. Подумайте над следующими вопросами и обсудите их в группе:

1) Равенство или неравенство в большей мере побуждает людей хорошо трудиться?

2) Где больше заботятся о соблюдении прав человека – в обществе социального равенства или в обществе официального неравенства?

3) Какое общество заботиться о малоимущих и пенсионерах – бедное или богатое?

 

3 уровень:

Проблема этнических взаимоотношений

18. Текст. Конституция Российской Федерации (извлечение).

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

— обязанность государства.

Статья 4.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее

территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют

верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность

своей территории.

Статья 19

...2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и

гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются

любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,

расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. <...>

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,

расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Запрещается пропаганда социального, расового, национального,

религиозного или языкового превосходства.

Вопросы и задания.

1)Что означает положение «высшая ценность», как реализуется

конституционная установка на признание, защиту государством прав и

свобод человека?;

2) В чем состоит сущность и значение распространения суверенитета РФ

на всю ее территорию?;

3) Что означает верховенство Конституции, федеральных законов на всей

территории РФ?

4) Почему обеспечение целостности и неприкосновенности российской

территории — одна из центральных задач внутренней и внешней

политики РФ?;

5) Каким образом государство гарантирует равенство прав и свобод

гражданина, как оно пресекает пропаганду, возбуждающую

национальную ненависть и вражду?;

6) На основе приведенных статей Основного Закона РФ сформулируйте

конституционные основы государственной национальной политики.

2. С чем связан рост этнического самосознания в современных условиях?

3. Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности? В чем он проявляется?

4 уровень:

Проблема социальной мобильности

1. Исходя из собственного жизненного опыта, определите, какие из перечисленных качеств личности в наибольшей мере способствуют продвижению наверх, деловой карьере:

Воля. Честность. Темперамент. Интеллект. Внешний вид. Коммуникабельность. Хитрость. Физическая сила. Целеустремленность. Цинизм. Способность рисковать. Вежливость.

2. К какому виду, типу или форме социальной мобильности относятся

следующие процессы:

Развод. Изменение гражданства. Увольнение. Командировка. Избрание в парламент. Разжалование в солдаты. Повышение в должности. Поездка в Рим. Превращение гражданина в фермеры. Поступление в вуз. Амнистия.

3. Социальная мобильность в народных сказках – благодатная тема для самостоятельного исследования. Вспомните сборники сказок. Приведите несколько названий и укажите какой тип или вид мобильности в них описан.

5 уровень:

Проблема миграции

1. 1) В 80-90-е годы из СССР многие мигрировали в США.

Проанализируйте причины эмиграции и иммиграции. Чем привлекает

людей Америка?

2) Объясните своими словами, что такое «перекачка мозгов». Где и когда

наблюдалось подобное явление? Каковы её последствия для страны,

принимающей ученых, и страны, отдающей их?

2. 1) Где сегодня лучше жить россиянину: в деревне или в городе? Современная

деревня, что это такое? Сокращение сельского населения - благо или зло?

2) Какие проблемы возникают при переезде из деревни в город (из города в

деревню)? Можно ли остановить рост преступности в городах? Город для

человека или человек для города.

3) В чем «плюсы» и «минусы» городского и сельского образа жизни? Какой

тип поселения Вы бы выбрали для себя в будущем и почему?

3. Вспомните из курса истории о возникновении казачества и освоении Сибири.

Какие социальные группы мигрировали?

От чего они бежали и что нашли на новых землях?

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бабосов Е. М. Практикум по социологии: Учебное пособие для

студентов ву­зов. - Мн.: «ТетраСистемс», 2015,с. 53-59.

2. Боголюбов Л.Н.Практикум по обществознанию. – М.: Академия,

2018, с. 39-41.

3. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. – М.: Академия, 2018,

с. 119-122.

4. Горобова Г.А., Самыгин С.И. Основы социологии и политологии.

Уч. пос. для студентов ср. спец. уч. зав.- М.: «МарТ»,2015, стр. 33 – 36.

5. Ильин В.И. Основные контуры системы социальной стратификации

общества. //Рубеж, 1991, № 1, с.96-108.

6. Кравченко А.И. Основы социологии. Учебное пособие. - М.:

Академия, 2017, с. 92-156,267-322.

7. Куликов Л.М., «Основы социологии и политологии». Уч. пос. для

студентов ср. спец. уч. зав.- М.,2018, стр. 21 – 27.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Знание,

2016, с. 99-101.

9. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1997, с. 239-263, 307-322.

10. Ярошенко С.С. Синдром бедности. //Социологический журнал, 2017,

№ 2, с. 43-50.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: