Аналитическо-практическая работа




ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ

НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

 

Выполнил:

студен группы 341717

Гадоев Мухаммад Гайратшоевич

Научный руководитель:

Ахмедова Фатима Магомедовна

 

Нижний Новгород


Геополитическое положение Турции, расположенное на стыке континентов, регионов и культурно-цивилизационных районов, создает благоприятные возможности для развития отношений с различными государствами и народами. На протяжении всей истории турецкая правящая элита меняла свои внешнеполитические предпочтения, отдавая приоритет то восточным, то западным направлениям, что не означало отказа от идеи о «центральном государстве», присущем турецкому менталитету «мост между Европой и Азией ». Начало XXI века был периодом быстрого роста дипломатической деятельности Турции на Ближнем Востоке, вызванной внутренними и международными причинами. Первое - это приход к власти в Турции в 2002 году Исламской партии справедливости и развития (ПСР), руководство которой поставило перед собой задачу обновить внешнюю политику страны. Партийная программа предусматривала адаптацию внешнеполитической стратегии Турции к новой международной ситуации, требующей многовекторности и гибкости. Успешное выполнение этой задачи, наряду с осуществлением глубоких внутриполитических реформ, должно предоставить ПСР длительное пребывание у власти и убедить турецких избирателей в способности партии проводить эффективную и эффективную политику. Динамичный экономический рост, демографическое развитие и относительная политическая стабильность в Турции создали возможности для наращивания международного влияния путем предоставления необходимой ресурсной базы, что, естественно, привело к желанию привести мировое положение страны в соответствие с ее внутренним потенциалом. Одной из отличительных черт внешней политики Турции в 2000-х годах является активизация деятельности на Ближнем Востоке.
В политике Турции в отношении стран Ближнего Востока, которые были частью Османской империи, есть элементы, которые позволяют нам говорить о существовании специальной стратегии. Акцент Анкары на восстановлении ее лидерства на «постсоветском пространстве» выражается прежде всего в акцентах на культурные и исторические связи и общее османское наследие. Турция заявляет о себе как о динамично развивающейся исламской демократии и о своей готовности делиться «универсальным опытом» проведения экономических и политических реформ со своими соседями по регионам. Турция утверждает, что является посредником в урегулировании региональных конфликтов и роль «моста» между западным миром и Ближним Востоком. Анкара инициирует интеграционные проекты, которые объединяют страны региона, активно предлагает свою территорию для проведения международных форумов регионального и глобального значения. В долгосрочной перспективе «арабская весна» могла бы, казалось бы, позитивно восприниматься Турцией. В конце концов, стремление к демократизации и политической либерализации должно укрепить экономические и дипломатические отношения Анкары со странами Ближнего Востока, повысить привлекательность «турецкой модели» политического и экономического развития, в определенном смысле сделать Турцию страной-кандидатом на весь регион. Действительно, с точки зрения открытости режима и уровня развития демократии «турецкая модель» выглядит более привлекательной по сравнению с например, политическими системами Ирана или Саудовской Аравии, претендующими вместе с Турцией на лидерство в регионе. Турция начала методично укреплять свое присутствие и влиять на Азербайджан и Крым, Молдавскую Гагаузию, страны Центральной Азии, ряд автономных субъектов Российской Федерации, стремясь создать своего рода буферную зону под протекторатом Анкары. Большие усилия были предприняты в создании совместного культурного и информационного пространства тюркских народов. В апреле 1992 года президент Сулейман Демирель посетил Узбекистан и Кыргызстан, где он высказался за обеспечение вывода центральноазиатских республик из рублевой зоны и создание нового международного финансового учреждения, банка развития для Центральной Азии и Кавказ.Турция имеет тесные связи с Азербайджаном. Она была первой, кто признал независимость этой страны, поскольку первым визитом в эту страну был визит в июле 2000 года новоизбранного президента Турецкой Республики Ахмеда Неджета Сезера. Это еще раз продемонстрировало приоритет Каспийского региона и других «братских республик» во внешней политике Анкары.
Внешняя политика Анкары, названная «нулевыми проблемами с соседями», была попыткой заставить развивать уже существующие тенденции и использовать их для укрепления регионального и глобального влияния Турецкой Республики. Основная идея этой политики заключается в стремлении сформировать вокруг Турции «пояс мира и стабильности», который обеспечит повышение экономического благосостояния его государств-членов и развитие интеграционных процессов с их участием. Прежде всего, новая стратегия должна была затронуть ближайших соседей Турции. Решить проблемы в отношениях с ними планировалось из-за глубокого развития экономических, социальных и культурных связей, подталкивая к тому, что противоречия были неразрешимыми. Предполагалось, что экономическая взаимозависимость естественным образом снизит уровень конфронтации, а расширение контактов в гуманитарной сфере поможет преодолеть стереотипы, которые преобладали в массовом сознании по отношению к народам других государств. Результатом политики «нулевых проблем с соседями» на Ближнем Востоке стало значительное углубление экономического сотрудничества между Турцией и Сирией, Ираном и Ираком, а также развитие межгосударственного сотрудничества в самых разных областях - от безопасности и энергии для образования и транспорта. В марте 2011 года турецкое информационное агентство CNN Turk распространило информацию о том, что эти страны согласились создать единое безвизовое пространство. Весь 2011 год, а отчасти в 2012 году можно было наблюдать, как внешняя политика Анкары колеблется между двумя взаимоисключающими императивами - продвижением демократических ценностей и защитой ее интересов. Эти идеологические броски также объясняют резкие изменения официальной позиции Анкары и поразительные различия в подходах правительства ПСР к событиям в ключевых странах региона - Египте, Ливии и Сирии. В настоящее время Турция все больше сосредотачивается на Ближнем Востоке. Руководство Турции опровергает все заявления об изменении вектора развития страны и переориентация с Запада на Восток, называя интенсификацию внешней политики нормализацией и восстановлением баланса, который был нарушен во время «холодного войны ". Однако Турция пытается предложить Ближнему Востоку определенную турецкую модельразвития, которая соединит демократию и ислам. Турецкая Республика стремится укрепить свои региональные позиции в Среднем Восток, что способствует мощному экономическому потенциалу государства, которое имеет тенденцию к увеличению, а также сильные внешнеполитические связи. В начале XXI века активные усилия внешней политики Турции на Ближнем Востоке были направлены на углубление их регионального влияния. Для этого используется широкий спектр геополитических, экономических, исторических, идеологических и других факторов, способствующих консолидации «особой роли» Турции в регионе Ближнего Востока. Стремление Анкары к региональному лидерству было новым концептуальныйм проектом во внешнеполитической стратегии правящей исламской партии справедливости и развития. В то же время совершенно очевидно, что доктрина внешней политики Турции находится на стадии становления, несмотря на определенные отношения с концепциями, которые можно считать традиционными для внешней политики Турции.Примечательно, что формирование учения связано с поиском вариантов идеологического обоснования региональных претензий. Незавершенность образования подходов к развитию отношений с государствами регионапоказывают совершенно разные, а иногда и противоположные оценки, не только среди иностранных аналитиков, но также и в турецком обществе по отношению к внешнеполитическому курсу Турции на Ближнем Востоке. В связи с этим Анкара попытается разработать оптимальную стратегию, которая позволит ей не только сохранить, но и улучшить ее текущие позиции на политической арене.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: