Деловые качества предпринимателя




Предпринимателем или субъектом предпринимательства согласно принятому законодательству могут быть граждане страны, признанные дееспособными в установленном законом порядке (не ограниченные в дееспособности).

Приведем нешаблонное описание предпринимателя, предложенное советским экономистом, профессором В. Богачевым: “Предприниматель - это бедолага и вечный должник: неуёмный оптимист, избравший для себя жизненную карьеру, в которой ему не раз придется сменить объект и, может быть, сферу хозяйствования, вероятно, разориться и вновь пытаться встать на ноги. Немилосердный самоэксплуататор без нормированного рабочего дня и отпусков, не позволяющий себе даже при успешном ходе тратить на собственное потребление больше, чем квалифицированный наемный работник”.

Бизнес - это труд, требующий постоянных усилий. Активно работать бизнесмена заставляет его главный интерес - желание получить прибыль, стремление иметь больше, чем было вложено в дело. Разницу между вложенными средствами и отдачей от них в упрощенном понимании, называют прибылью. Прибыль используется для дальнейшего развития дела, часть бизнесмен расходует на себя, так как без удовлетворения личных интересов бизнес невозможен.

Цивилизованный бизнес дает большому количеству людей возможность честного обогащения. К примеру, в США насчитывается более двух миллионов миллионеров-бизнесменов и значительное количество людей, желающих заработать свои миллионы в предпринимательстве.

От занятия бизнесом предприниматели хотят и могут получить:

- возможность самостоятельно принимать решения;

- доход;

- занятость;

- удовлетворение от работы;

- шанс реализовать себя как личность.

Озабоченный мыслью, что в окружающем его мире чего-то не хватает, предприниматель начинает размышлять на эту тему. Результатом его размышлений может стать идея создания нового продукта, разработки оригинальной услуги или изменения существующей системы производства продуктов. Очень часто именно предприниматель видит конкретную нишу и находит, чем её заполнить. Так рождается его дело.

Не каждый человек может стать предпринимателем. Есть нечто, что одним людям позволяет, а другим не дает возможности интегрироваться в процесс предпринимательской активности. Что же кроется за этим "нечто"? Образованность и широта мышления? Удача, случай, везение? Соответствующие действия, предпринимаемые в нужное время в нужном месте, в нужной форме? Конечно же, и то, и другое, и третье, а точнее - их эффективная комбинация. Но и этого недостаточно. Есть еще и сам предприниматель с индивидуальными качествами, характеристиками, которые приобретают определяющее значение в его становлении в качестве предпринимателя. Известно, что многие заканчивают престижнейшие в мире учебные заведения, но не все из них становятся преуспевающими предпринимателями или бизнесменами.

В России в переходный период предпринимателем называли любого делового человека, который действует в негосударственном секторе экономики (владелец коммерческой лавки, к примеру). Хотя в соответствии с мировой классификацией вряд ли к нему применима характеристика предпринимателя.

Появление термина "предприниматель" связывают с экономистом Ричардом Кантильоном (1725 г.) Он разработал первую целостную для своего времени концепцию предпринимательства. Позднее Жан Батист Сэй (1767-1832), утверждал, что “предприниматель - это экономический агент, который комбинирует факторы производства, “перетаскивает” ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, в которых они могут дать наибольший результат (прибыль, доход)”. Следовательно, предпринимательство - это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Позже его идеи развивал Тюнен (1783-1850), немецкий экономист, основатель теории размещения и пионер в исследовании предельной производительности. Он характеризовал предпринимателя как " изобретателя и исследователя в своей области", как "претендента на остаточный (после компенсации издержек производства и выплаты налогов) рискованный и непредсказуемый доход".

Популяризировал термин "предпринимательство" английский экономист Д. Милль (1806-1873) в работе "Принципы политической экономии". Он характеризовал предпринимателя, прежде всего как новатора. “Задача предпринимателей - реформировать и революционизировать производство путем внедрения изобретений, а в общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства новых или прежних товаров, но новым методом благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности”.

“Предпринимателями, - пишет Шумпетер - мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент”. Предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное. При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен внести новое.

Своеобразие поведения предпринимателя, по мнению И. Шумпетера, заключается в двух моментах. Во-первых, это поведение имеет объект; быть предпринимателем значит делать не то, что делают другие; во-вторых, делать не так, как делают другие, а это требует качественно иных способностей, нежели способность просто давать оценки в рамках обычного кругооборота. Предприниматель выполняет особую функцию в социальном экономическом процессе.

Шумпетер исследовал проблему мотивов предпринимателя.

- Прежде всего, это мечта и воля основать свою частную империю

- Вторая группа мотивов связана с волей к победе.

- Третья группа мотивов связана с радостью творчества.

И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимы два основных фактора: организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

По мнению известного американского ученого П. Друкера, нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. Поэтому в задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменение их признаков, указывающих на возможность достижения успеха.

Друкер формулирует четыре стратегии предпринимателя, позволяющие добиться успеха:

- ворваться первым и нанести массированный удар;

- напасть быстро и неожиданно;

- найти и захватить “экологические ниши”;

- измерять экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.

Добиться успехов в предпринимательской деятельности могут только специалисты в определенной отрасли экономики, люди знающие, умные, деятельные, дисциплинированные, обладающие личностными качествами, которые позволяют справляться с неизбежно возникающими неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. умеющие преодолевать сопротивление окружающей среды (особенно внешней, весьма агрессивной).

Необходимо развивать конкуренцию предпринимателей, ограничивать монополистическую деятельность, а также вмешательство государства в свободную предпринимательскую деятельность.

“Предприниматель, начиная свое дело, не должен бояться самой разнообразной работы - напряженной умственной, душевной деятельности и тяжелого физического труда. “Выращивая” дело, предприниматель должен полностью освоить его - изучить законы, выяснить все детали предстоящей работы, узнать сложившуюся практику в данной области, понять, какие нужны материальные средства, рабочие места и... постоянно трудиться и трудиться. Только на этих условиях он сможет управлять вашим делом твердой рукой” - отмечал В.И. Ерошин.

После того, как предприниматель вступит в мир бизнеса не как потребитель, а как поставщик товаров, перед ним будет открываться множество новых и противоречивых возможностей. Принимая решения, он приносит делу пользу или ущерб, поступает с людьми честно или не слишком честно, облагораживает окружающую среду или загрязняет её.

“Умелое ведение дела - это искусство превращения скучных задач в интересные, вовлечения в их решение множества людей. При неумелом ведении дела проблемы предстают в таком виде, что люди стараются их избегать. Интересные проблемы придают энергии для их решения, скучные - её лишают”.

История экономического развития показывает, что новые фирмы создаются в любых условиях и даже активнее - в периоды кризисных ситуаций, инфляции, спада производства, отсутствия специального законодательства и необходимой инфраструктуры, неопределенности будущего, когда особенно высока степень риска. Предпринимающий в подобных условиях новое дело должен рассчитывать только на себя. Начиная свое дело, человек стремится усилить контроль над своим будущим, объединить работу и личную жизнь, распространить свой стиль жизни на деловую среду и, конечно, укрепить свое материальное положение.

В условиях рыночной экономики предприниматель является ключевой фигурой. Успех его дела зависит от его способности, стремления и желания идти на риск, готовности к использованию возможностей, поиска новых идей для расширения деятельности. Многие преуспевающие бизнесмены считают, что в начале своего дела слишком много денег - несравненно более серьезная проблема, чем их нехватка, что для успеха в бизнесе важнее нечто другое, то, что заложено и закреплено предыдущей жизнью внутри человека, в его личности и характере.

В современном понимании концепция деловых качеств предпринимателя включает:

  • готовность и способность отыскать свободную (пока еще) экономико-хозяйственную нишу путем анализа рынка и степени заполнения его товарами, продуктами, услугами с точки зрения ассортимента и количественной характеристики каждой ассортиментной единицы;
  • готовность и способность создать собственную производительную структуру, нацеленную на производство товара, продукта, услуги, поставка которых на рынок заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать её;
  • способность и умение правильно оценивать ситуацию на рынке, все происходящие, а также намечающиеся изменения, выявлять потребности рынка, которые "носятся в воз духе"; эти потребности могут: быть явными, но пока еще никем не удовлетворяемыми; кем-то не полностью удовлетворяться либо полностью удовлетворяться. Однако и в последнем случае существует возможность (через производство другого товара) удовлетворять их более полно, лучше, эффективнее;
  • умение осуществить первоначальные предпринимательские расчёты, исходя из результатов конъюнктурного и маркетингового исследований, на основе чего предприниматель делает вывод, стоит ли заниматься этой идеей;
  • готовность и способность принять предпринимательское решение, основанное на принципе максимизации, как собственного дохода, так и выгод потребителя;
  • способность осуществить руководство реализацией предпринимательского проекта, то есть, сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей;
  • умение первым разглядеть, понять новую техническую, технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения "проиграть" получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи; способность к вступлению в коммуникационный процесс со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами.

Новаторство - базовая характеристика при описании предпринимателя, но проявляться она может в разных формах. Прежде всего, следует заметить, что он редко выступает в качестве изобретателя. Предприниматель-новатор чаще всего знает, как можно эффективно использовать результаты изобретений, находок, открытий, осуществленных кем-то. Он умеет анализировать эти новинки применительно к желанию производить что-то новое, оригинальное, что, несомненно, вызовет интерес рынка, потребителя.

Таким образом, основная форма проявления новаторства (и наиболее надежная) - производство нового для рынка товара на основе какого-либо конкретного изобретения, то есть, на основе разделения труда и организации кооперационных цепочек: кто-то изобретает, а кто-то использует эти изобретения в производстве.

Если человек - существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни и в его отрасли деятельности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства - новаторство и новизну.

Предприниматель должен подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей. Известный американский предприниматель Карнеги, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как принадлежащие другим людям изобретения, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Г. Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.

Важная особенность предпринимателя - способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе два компонента - внедрение новинки и реакцию рынка - залог будущего успеха предпринимателя.

Предпринимательство, прежде всего мыслительный процесс, но, поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, постольку применительно к этой сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны.

Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую (а иногда и очень большую) роль играют в этом случае удача, везение и т. п., сопутствующие лишь тому, кто научился и может мыслить. К попытке помочь каждому индивиду выработать собственный стереотип мышления сводится основная задача процесса обучения. На основе мышления индивид конструирует в сознании собственную картину мира как исходную базу для анализа любого явления, факта, характеризующего окружающую действительность.

Мышление в предпринимательстве воплощается в форме делового проектирования - точке отсчета любой планируемой деловой операции или процесса деловой активности. С этой точки зрения предпринимательство - форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации для обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых возможностей путем реформирования или революционизирования производства для его перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) достижений.

Предприниматель - это универсал в деловом мире. Он должен владеть знаниями в экономике, политике, юриспруденции, психологии, социологии и уметь организовывать взаимодействие специалистов разного профиля во имя достижения единой цели. Ему приходится заниматься бухгалтерией и управлением кадрами, вести переговоры, знать, что такое страхование, вникать в технологию производства, хорошо разбираться в системе рыночных отношений, прогнозировать динамику спроса и предложения различных товаров на годы вперед.

Человеку этой профессии приходится многое уметь делать самому, особенно на первых стадиях создания собственного дела. Ему одновременно нужно быть менеджером и курьером, снабженцем и бухгалтером, юристом и секретарем, экономистом и делопроизводителем, психологом-кадровиком, подбирающим себе команду, специалистом по рекламе и просто симпатичным, творчески мыслящим и очень активным человеком.

Предприниматель - это внутренне раскованный и уверенный в себе человек. Он общителен, умеет поддерживать доброжелательные отношения с людьми, грамотно и спокойно действовать в конфликтной ситуации, сохраняя деловитость и ясное видение стратегической цели. Ли Якокка считал убийственным отзыв о менеджере: “Он не умеет ладить с людьми”, полагая, что карьера такого человека в бизнесе закончилась.

Настоящий предприниматель - это человек, склонный к самостоятельности и свободе. Он выбирает предпринимательство во многом потому, что хочет и может быть лидером в своем деле. И речь идет не о том первенстве, которое определяется должностью, служебными правами и обязанностями, официально предоставляемыми человеку. Бизнесмен должен уметь оказывать влияние на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

Важная черта личности предпринимателя - умение сформировать команду Предприниматель редко осуществляет свои идеи в одиночку. Выигрывает тот, кто в состоянии создать нужную команду, способную эффективно воздействовать на процесс реализации предпринимательской идеи. В этой связи, перед предпринимателем возникают непростые задачи - какого профиля специалисты нужны, какими личностными качествами они должны обладать, смогут ли они вписаться в тот психологический климат, который предприниматель конструирует.

Бизнесом занимается человек, и эффект от любой деятельности зависит именно от человека, и прежде всего от уровня культуры труда.

Особое значение в деятельности предпринимателя имеет способность к творчеству. Творческие начала требуются как при разработке предпринимательской идеи, так и в ходе её реализации. С этой точки зрения предпринимательство может быть охарактеризовано как искусство организации и осуществления дела.

Особо важно одно (может быть, самое главное) качество предпринимателя - его готовность и способность к принятию решения. Такое качество можно назвать и по-иному - способность принять на себя ответственность. Действительно, принимая решение, предприниматель берет на себя ответственность за его последствия не только перед теми, кто помогает ему в реализации идеи, не только перед своими партнерами, но и перед своим будущим. Однако процесс принятия ответственности - одновременно и процесс взятия (принятия) на себя риска. Следовательно, способность и готовность к риску - также качества, свойственные предпринимателю. Может быть, именно этим требованием или достаточно четким осознанием такого требования и объясняется феномен предпринимателя.

Однако все личностные качества и характеристики, которые были проанализированы, могут оставаться на уровне потенций, если человеку не свойственна еще одна способность к мобилизации, под которой мы понимаем способность приведения всех возможностей в активное состояние, т. е. в состояние готовности к действиям.

Мобилизационные (или организаторские) способности, которые многие исследователи относят к прирожденным свойствам человека, включают умение мобилизовать:

  • себя, то есть, сконцентрироваться на какой-то идее, действии, факте или событии;
  • необходимые ресурсы в нужной форме, качестве и количестве;
  • существующие связи, контакты, отношения.

В мире бытует устоявшееся мнение, что предпринимательский слой в любом обществе довольно тонок. По оценкам, такой деятельностью на высоком профессиональном уровне могут заниматься не более 8 % самодеятельного населения. Предпринимательство требует определенных личностных качеств бизнесмена, как и любая другая профессия.

Личностные характеристики предпринимателя могут быть связаны с его природной предрасположенностью к профессиональному ведению дел или являются результатом специальной подготовки и приобретенного опыта, а чаще всего представляют собой комбинацию того и другого. С философской точки зрения предпринимательство может быть охарактеризовано как особый настрой души, как форма деловой романтики, как средство реализации человеком присущих ему потенций.

Резюме

1. Предприниматель - это универсал в деловом мире. Концепция его деловых качеств включает: готовность и способность отыскать свободную рыночную нишу, создать собственную структуру, нацеленную на производство товара, который заполнит обнаруженную нишу и позволит в перспективе удерживать её; умение правильно оценивать ситуацию, выявлять потребности рынка, которые "носятся в воздухе".

  1. Предприниматель должен обладать экономическими знаниями, осуществить первоначальные предпринимательские расчёты, принимать решения, основанные на принципе максимизации, как собственного дохода, так и выгод потребителя.
  2. Предприниматель должен быть менеджером, уметь руководить реализацией предпринимательского проекта, то есть, сформулировать цели и задачи, выработать меры по стимулированию участия подчиненных, коллег и партнеров в достижении таких целей, вступать в коммуникационный процесс со всеми необходимыми людьми, организациями, властными структурами.
  3. Добиться стабильных успехов в предпринимательской деятельности могут только специалисты в определенной отрасли, умеющие первыми разглядеть, понять новую техническую, технологическую или научно-техническую идею и на уровне воображения "проиграть" получение конечного результата, продукта при возможном использовании этой идеи;


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: