Эффект причастности каждого живущего к мирозданию – «ощущение Всебытия». Жизнь – «где всё связано со всем».




Печатающаяся сейчас версия романа – пятая, 1886 года, над ней проводил работу сам Толстой.

II. Уникальность романа «Война и мiр»

Традиционное представление – «война-эпопея»: произведение большой эпической формы, дающее синтетическое изображение жизни.
Гоголь характеризовал эпопею как труд, избирающий в героях «лицо значительное, которое была в связях… со множеством людей, событий, вокруг которого должен созидаться весь век и его время…».
Понимание жанровой природы «Войны и мир» рассмотрено в работах: А.В.Сабурова, Л.Д.Опульской, П.П.Громова, А.В.Чичерина, С.Г. Бочарова. Книга 1987 года американского профессора Г. Морсона содержит много спорных суждений, и свидетельствует об интересе к русской классике в мире. Американский труд называет «Войну и мiр» «серьезной пародией и контрструктурой по отношению ко всем структурам». Жанр Толстого – формирование вызова традиционным формам: историческая хроника не способна «представить историческое лицо во всей его цельности». Постулат множества причин, значимость любого вида человеческой деятельности, и «всегда одно вытекает из другого».

Создаётся книга с «отсутствующим центром» и «пролонгированным концом»: каждая часть завершена, но находит продолжение в следующей. Финал открыт.

Г. Морсон называет роман «произведение неопределенной длины». Выдвигает идею о полифонизме событий в романе, которые обретают собственную значимость, не завися от воли автора. Это – оспаривание всевластия авторского сознания в произведении.

III. Пафос эпопеи Толстого
авторская позиция

Эффект причастности каждого живущего к мирозданию – «ощущение Всебытия». Жизнь – «где всё связано со всем».

IV.Позиция автора
Изображение жизни «в универсальном охвате…в её сложнейшем лабиринте сцеплений»
Широта и многоаспектное изображение национальной жизни: разные слои общества, сферы национального бытия: аристократия, патриархальное дворянство, высшая петербургская знать, придворные, дипломатические круги, крестьянство, армия во всех проявлениях. Задействованы условия мирного быта, дни решающих сражений. Воссоздание событий мирового масштаба, явления общенационального характера, индивидуальные духовные поиски героев-интеллектуалов, «роевая» психология народа.

«Народная мысль» передает нерасторжимую и глубинную связь героев с жизнью национальной. Единение с другими людьми – норма подлинного человеческого поведения. Лучшая похвала герою, признание его окружающими – «наш князь», свидетельство человеческой самостоятельности.

Концепт «общей жизни» - организующая идея всей книги, определяющая систему концептуальных и ценностных установок автора. Она выстраивает мир романа и проявляется в конкретном многообразии принципов и приемов художественного изображения реальности.

V. Способность Толстого видеть «великое, вечное и бесконечное во всем».

Отказ от привычной иерархии ценностей, как у Тургенева, например. Действительность не делится на историческую, значительную, субстанционную и частную, повседневную, мелкую, второстепенную, ущербную. В его мире преодолевается дуализм частного и общего. К мысли о значительности всего, чем живет человек, приходит Пьер Безухов после испытаний войной: «…он бросил в трубу, в которую смотрел…через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно великую, непостижимую…жизнь».

Иллюстрация радости человеческой жизни в литературе 19 века. В эпизоде с девочками и сливами, князь Болконский постигает существование «других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и тех, что занимали его..., и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию».

Вершина духовных исканий для героев Толстого – счастье обыкновенное, доступное каждому человеку.

Повествуя о судьбах конкретных людей и о всемирно-исторических событиях, Толстой находит общий критерий для оценки своих героев – эмпатия. Глядя на звёзды, Пьер думал: «и всё это мое, и все это во мне, и все это я». Это – пусть к истине, добру, красоте, счастью. Наташа не случайно угадывала все чувства князя Болконского и Пьера. Она их разделяла.

Наибольше зло совершают люди, не способные к пониманию чувств других. Но даже они порой проявляют человечность, милосердие, обретя на мгновение понимание. Так происходит с Даву, спасшим Пьера после зрительного контакта, почувствовавшим человеческое родство с ним.

VI. Цель жизни человека.

Достоевский: потребность страдания – самая коренная потребность русского народа.

Толстой: не принятие органичности страдания. Человек, по нему, живут для себя, но и служит «недоступным человеку целям общим».

VII. Значение заголовка.

Обозначение ситуации, раскрывающейся в событии бытовом, и в историческом. Демонстрация единственно спасительной перспективы в движении от войны к миру.

В словаре В.И.Даля: «Мiръ – вселенная; вещество в пространстве и сила в времени// наша земля, земной шар, свет// все люди, весь свет, род человеческий// община, общество крестьян.
Мир – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие»(8).

Исследовательница творчества Толстого Г.Я. Галаган указывает на то, что художник учитывал в своем произведении новозаветное противопоставление слова «мiръ», означающего «век сей, существующий» – т.е. реальное состояние мира, - «миру» – Царству Небесному – т.е. миру должному, идеальному. Движение от мiра к миру составляет стержень концепции романа.

«В миру» - пестрота мирской жизни с соблазнами, запутанностью: Николай Ростов, возвращаясь в Павлоградский полк, испытывает кризис из-за мучительных отношений с Соней, с Долоховым, которому проиграл и дал невыполнимое слово. И только в полку он получает возможность отдохнуть, славно служа.

Княжну Марью после смерти отца мир встречает житейским, трудовым и свободным времяпрепровождением, противоположный её тихой обители с молитвой.

«Что дурно? Что хорошо?»

Различаются и понятия «мирское» / «мировое»: «на земле, именно на этой земле нет правды, - все ложь и зло, но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира».

VIII. Диалектика мирского и мирового.

1) Образы неба и земли:
небо – эпическое, широта и всеохватность, эпическое единство и целостность «одно на всех», гармоничность и идеальность в представлении о Боге, объективность и беспристрастность в своей отдаленности и холодности (таким увидел его Андрей Болконский на поле Аустерлица), то,что противостоит земле

2) земля - суетное, ничтожное, близкое и понятное

 

Пьер снимает антиномию неба и земли после испытаний войной 1812 года, признавая присутствие обоих взаимодействующих начал в жизни человека необходимым.

 

Андрея не познает органичность земных радостей и удаляется в «таинственные бесконечные дали» при смерти, в его взгляде – «страшная для живого человека отчужденность от всего мирского». Влекущее к земле чувство он испытывает только за мгновение до ранения. Он – не мирской человек, в противоположность Пьеру, он слишком хорош, как говорит о нем Наташа. В романе правота остаётся за Пьером.

В эпилоге понятие «мир» - жизненный опыт различных героев романа (мир Марьи Болконской, мир Николая Ростова, мир Наташи…), с другой – соединяет значения мира семейного, домашнего и мира большого. Так, например, мир Пьера единит в себе и «круглое» каратаевское состояние покоя, и поиск путей «исправления рода человеческого».

 

IX. «Род человеческий развивается только в семье»
Изображение мира семьи

 

Мир семьи зависит от её внутреннего настроя. Семья Ростовых, с царящей в ней добротой и сердечностью, искренним чувством любви, отсутствием привязанности к чванству положением. Мир, где муж доверяет жене, передавая ей деньги без вопросов, где любовь Наташи спасает мать после гибели Пети, Николай выплачивает все долги, храня честь семьи. Через жизнь и смерть несут они свою привязанность друг к другу.

В семье Наташи и Пьера, княжны Марьи и Николая Ростова – мир и подлинное глубокое чувство любви. Пьер: “Он (Платон Каратаев – Н.П.) так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас. Вот ты говоришь – разлука. А ты не поверишь, какое особенное чувство я к тебе имею после разлуки… Я никогда не перестаю тебя любить. И больше любить нельзя; а это особенно…”

 

«Безлюбовные» семьи: Курагиных, Бергов, - явление, построенное на расчете и эгоизме, условное представление мира семьи, - «все вместе» и «без вражды».

 

X. Война в романе-эпопее Толстого

Мир в общей концепции романа отрицает войну. Противопоставление смертей и мирного прошлого с его гармоничным бытом.

Через опыт Стендаля, показавшего битву при Ватерлоо глазами неискушенного человека в военном деле, Толстой рисует её глазами случайного наблюдателя. Будничное дело, требующее от каждого чётких исполнений своих обязанностей, одновременно с этим – испытанием всех душевных сил. «Не может и не должно быть героев, а должны быть люди».

 

XI. В чем состоит философское понимание войны и движения истории?
Роль личности в истории

 

Философская трактовка: война – состояние мира страшное, трагичное, но неизменно повторяющееся. Причина войн? Возможность достижения вечного мира? – Вопросы, поставленные с первых страниц романа.

 

Война – противоестественна человеческой природе. Концептуальный смысл привязки к Наполеону, с которым соотносит идею войны, неискренность, позерство и наклонность к театральным эффектам.

 

Мотив войны расшифровывается через болезнь, лекарство от которой неведомо.

 

Толстой утверждает идею исторической необходимости и конкретную форму выражения – закон стихийного движения масс, но никогда не устраняет свободу проявления конкретной личности. Для него важен этот момент свободы, без которого в жизни не было бы ничего. И он противопоставляется разуму в пользу влечения личности, где движется её истинная жизнь.

 

«Момент свободы» на философском языке Толстого – бесконечно малый момент в настоящем, в которой заключается настоящая жизнь. Однородность влечений – результат совпадения человеческих представлений о благе и путях его достижения.

 

XII. Смысл противопоставления Наполеона и Кутузова в романе

 

Наполеон: спортивное, честолюбивое отношение к военному делу с театральными эффектами, отсутствием морально-этического оправдания. Приписывает победы своему искусству. НО! Влияние Наполеона только внешнее, фиктивное. Война – шахматная доска, главная задача – составить план победы.

 

Толстой: в победах и поражениях – неуловимая логика военных действий, независимая от направляющей воли полководцев. Предопределено свыше. Он зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях.

 

Кутузов: война – таинственная стихия, особого значения планам и расчетам не придает, опирается на роль духа. Диспозиции – дань форме, суть – в интуитивном постижении хода исторических событий – от нравственного чувства. Сила прозрения отождествляется с волей провидения.

«Нет величия там, где нет простоты, добра, правды».

 

 

XIII. Историческое и вымышленное в романе

 

Историческое: комплексы – 1805-1807 (основа – 1805), 1812 год. Эпилог – 1819 год. Персонажей: 500, 200 – известные исторические лица. Один из задействованных в повествовании потоков находится в глубине, это «фон» исторический, второй план развертывается на авансцене, на нем – «частные лица» со всем многообразием судеб. Деление сопрягающихся между собой героев на «исторических» и «неисторических» неправомерно, поскольку все люди участники истории.

 

П.В. Анненков говорил о резком нарушении традиционного, «вальтерскоттовского» соотношения между историческим и частным планами. Реальные события и герои выдвигаются на первый план, занимают пространство, которые ранее занимали вымышленные.

Исторические события изображены не переломным в судьбах частных лиц, а как таковое. Например, Шенграбен и Аустерлиц в историческом смысле, как толкует писатель. При этом, роли вымышленных и исторических лиц уравнены. Поэтому Кутузов, Наполеон, Александр 1 – столь же художественно объемны, что и Болконский, Ростов или Безухов.

 

XIV. Диалектика души

 

Принцип свободного временного параллелизма – рассмотрение судьбы героев через военные и мирные сцены параллельно. Важнейший элемент структуры – «сцена», выполняющая функцию содержательного упорядочения и представляющая собой целый комплекс отношений и переживаний героев.

В «сцене» разворачивается знаменитая «диалектика души».

Идея текучести человека, где каждый носит в себе зачатки всех свойств людских, проявляя иногда одни, иногда другие.

В центре внимания – сам процесс душевной жизни персонажа, её многослойности. Главное, показать процесс работы.

Динамика души раскрывается в речи, репликах, обращенных к другому: «Только для чего же в Петербург!, …Нет, нет, это так надо…так надо…», - в Наташиных вопросах и одергиваниях себя – радостное смятение.

 

Люди у Толстого объединяются в общности, которые склоняются к одному полюсу.

 

XV. Все ли герои способны к подлинной диалектике души?

 

Только положительные типы, те, кто не играет, не имитирует.

 

XVI. Образ Платона Каратаева в романе. Значение

 

«Роевое начало» - способность растворить собственную личность в крестьянском миру.

Дар естественного любовного единства с другими: «Он любил и любовью жил со всеми, с чем сводила его жизнь, и в особенности, с человеками, …с теми людьми, которые были у него перед глазами».

 

Платон Каратаев имеет способность ощущать себя частью целого, может угадывать глубинную связь «всего со всем», и передать это.

 

XVII. Андрей Болконский и Пьер Безухов в романе. Смысл духовного поиска этих персонажей

 

Ю. М. Лотман называет их героями «саморазвития и самооценки».

 

Пьер: -подчеркнуто неидеален (неуклюж, толст, выше обыкновенного роста…, подвержен соблазнам)
-сочетает в себе сложность и простоту, стремление решить мировые проблемы, умение ценить простые земные радости, «соприродность» с миром
-открывается навстречу жизни
-многогранен
-открывает эпические ценности: смысл человеческого существования через познание законов объективного мира

 

Андрей: -пытается строить жизнь, исходя из своих субъективных, максималистических представлений

-преувеличивает субъективное начало
итоги: 1) погибает в народной войне – эпический трагизм
2) ложные представления о жизни «классический трагизм»

 

XVIII. Образ Николая Ростова

 

Лотман видит в нём «героя существования», принадлежащего миру реальности, которая неизменно вступает в конфликт с идеологическими схемами и всегда представляет нечто более богатое и сложное. Мир вне жестких нравственных оценок и оправданный тем, чем оправдана сама жизнь – фактом своего существования.

Ключевые эпизоды, где развивается диалектика души:
-проиграл Долохову

-разоблачил Телянина
-участвовал в военных действиях

-отношения с отцом, матерью, княжной Марьей

 

Образ Николая, с описанием его жизни, умелом хозяйствовании, отношениями с женой, ежедневной работой для семьи, детей, общества, страны, - образ консерватизма, вступающий в контраст с вольнолюбием Пьера и его увлечением идеями декабристов. Толстой изображает в нем цвет и силу нации. Очевидна и преемственная связь Николая Ростова с пушкинским Петром Гриневым, достойно выполнившим свой долг и сохранившим честь.

 

XIX. Женские образы в романе

 

Наташа – готовность к жизни, обладание глубокими нравственными чувствами, способность угадывать сердцем, естественность, органичность поступков. Этим она спасает заблудившегося в себе Андрея, помогает матери после смерти Пети.Она словно олицетворенный ответ на всяческие вопросы, живое их разрешение» (С. Бочаров).

Противопоставлена Элен Курагиной, - статуеобразной застывшей форме, лишенной огня души, содержания.

 

Кузина Соня не совершает дурных поступков, препятствует позорному бегству Наташи с Анатолем. Соня способна к сознательному самопожертвованию и отказывается от брака с Николаем Ростовым ради блага семь. Сама Наташа сравнивает её с пустоцветом.

 

Марья Болконская – христианский идеал служения другим, нравственная безупречность – не помехи на пути к личному счастью. Она соединяет любовь и долг, служение идеалу и радостное исполнение нелегких семейных обязанностей. В её образе – сила жизни, способности к вечному изменению и развитию.

 

Фрагменты

1. Князь Андрея увидел девочек, укравших сливы
Мысль о ценности всех проявлений жизни, желаний, стремлений, в том числе, отличных от его.
Детализация и эмоционально окрашенные образы

2. Ранение Болконского
Земные ценности так и не становятся органичными, не принимаются

3. Рассказ Пьера Княжне Марье и Наташе
Пьер снова переживает описываемые события, переосмысляет жизненный опыт.
Герои на пороге личного счастья и чувствуют это.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: