Выбор основных параметров БРЭМ для сравнительного анализа




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

(национальный исследовательский университет)»

(МГТУ им. Н.Э.Баумана)

ФАКУЛЬТЕТ «СПЕЦИАЛЬНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ»

КАФЕДРА СМ-9 «МНОГОЦЕЛЕВЫЕ ГУСЕНИЧНЫЕ МАШИНЫИ МОБИЛЬНЫЕ РОБОТЫ»

 

 

 

Отчёт по научно-исследовательской работе

Тема научно-исследовательской работы

Исследование компоновки силовой установки и специального оборудования бронированной ремонтно-эвакуационной машины.

 

Студент     ______________________________ (Подпись, дата) С.Б. Иванов
Руководитель НИР     ______________________________ (Подпись, дата) А.П. Федоренков
Ответственный за НИР кафедры СМ9     ______________________________ (Подпись, дата) А.А. Стадухин

 

 

Москва 2019

РЕФЕРАТ

 

Цель работы: определение оптимальной компоновки перспективной машины типа БРЭМ.

Задачи работы: анализ существующих БРЭМ с целью определения критерия для их сравнения; разработка и обоснование схемы размещения агрегатов проектируемой БРЭМ; создание 3D-модели корпуса машины с помощью САПР Autodesk Inventor.

Объекты исследования: бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ) разных стран-производителей в массовом диапазоне 40-50 тонн.

Отчёт включает … страниц машинного текста, … иллюстраций, … таблиц, … использованных источников, … приложений.

Перечень ключевых слов: танк, БРЭМ, гусеничная машина, анализ характеристик, кран, лебёдка, компоновка.

Отчёт включает следующие результаты:

описание и характеристики машин типа БРЭМ;

описание схемы размещения агрегатов БРЭМ;

геометрию из 3D-модели.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 Раздел отчета. 6

1.1 Подраздел отчета. 8

1.1.1 Пункт отчета. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10


ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа посвящена анализу существующих бронированных ремонтно-эвакуационных машин с целью определения оптимальной компоновки перспективной машины типа БРЭМ.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) – класс бронированных боевых машин, основным назначением которых является техническое обслуживание, ремонт неисправных и повреждённых или эвакуация застрявших, или повреждённых танков, броневых транспортеров (БТР), БМП, БМД, САУ и тому подобное, в том числе — и в условиях огневого противодействия противника.

Для любых вооружённых сил в мирное время и в условиях войны каждая боевая машина (танк, бронетранспортер и так далее) имеет особое значение, поскольку своевременное возвращение в строй вооружения и военной техники является первостатейной задачей ремонтно-эксплуатационных служб (частей). Нередко эвакуацию вооружения и военной техники приходится проводить буквально из-под обстрела, поэтому чаще всего базой бронированной ремонтно-эвакуационной машины являлась серийные основные танки, которые переоборудовались (производились) под конкретную задачу. С танка снимали башню, комплектовали лебедкой, крановой стрелой, другими необходимыми приспособлениями. Поначалу в виде шасси для БРЭМ использовалась база устаревших довоенных танков, однако, когда технические возможности устаревшей техники, переоборудованной в условиях фронтовых ремонтных частей достигли технического предела, а, кроме того, потребность в подобных машинах резко возросла, за разработку БРЭМ взялись более ответственно, поставив сборку и комплектацию этих машин на поток. Сегодня подобные машины выпускаются серийно и являются целой мастерской укрытой надежной броней — цель, как и в годы второй мировой войны, одна — спасти повреждённый танк или другую бронированную машину и вновь вернуть его в строй.

БРЭМ играет важную роль во время боевых действий танковых частей и подразделений. Имеет специальное оборудование: тяговые лебёдки, грузоподъёмное устройство, сварочное оборудование и другое.

Для самообороны на БРЭМ устанавливается различное вооружение, например, пулемёты, гранатомёты.

 


 

Выбор основных параметров БРЭМ для сравнительного анализа

 

Для проведения анализа были выбраны наиболее распространённые машины разных стран, близкие по массовой характеристике (40-50 тонн).

Для сравнения были выбраны следующие характеристики: масса, максимальная скорость по грунтовой дороге, максимальная скорость по шоссе, запас хода по топливу по грунтовой дороге без буксируемого танка, запас хода по топливу по грунтовой дороге с буксируемым танком, мощность двигателя, габаритные размеры корпуса (длина, ширина, высота), масса буксируемого объекта, максимальное тяговое усилие лебёдки. Был выбран комплексный критерий, поскольку невозможно судить о качествах машины по одной единственной характеристике.

У всех машин одинаковый набор оборудования: кран, сошник, лебёдка, набор инструментов (в том числе сварочное оборудование).


 

БРЭМ-1

Характеристики

Далее представлены основные характеристики машины БРЭМ-1 и её базы – танка Т-72.

Таблица 1 – Характеристики БРЭМ-1 и Т-72

  БРЭМ-1 Т-72
Масса, т    
Масса башни -  
Масса оружия -  
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч    
Средняя скорость по шоссе, км/ч    
Запас хода по топливу по грунтовой дороге без буксируемого танка, км    
Запас хода по топливу по грунтовой дороге с буксируемым танком, км   -
Мощность, л.с.    
Удельная мощность, л.с./т    
Длина корпуса, мм    
Ширина корпуса, мм    
Высота корпуса, мм    
Масса буксируемого объекта, кг   -
Максимальное тяговое усилие лебёдки, кгс   -

Описание машины

В начале семидесятых годов советские военные специалисты пришли к выводу о необходимости создания новой специальной техники, предназначенной для оказания технической помощи боевым машинам на поле боя и на марше. Существующий парк различной техники не позволял решать весь спектр существующих задач без привлечения разных средств, из-за чего следовало создать совершенно новую машину, оснащенную набором различного оборудования. С целью создания такой техники был запущен новый проект с шифром «Лебедка», результатом которого стало появление бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-1.

По заказу Главного бронетанкового управления Минобороны, промышленность должна была создать защищенную специальную машину с высокой проходимостью и подвижностью, а также с комплексом специального оборудования. Основными задачами этой техники были определены эвакуация поврежденной техники с поля боя с последующей доставкой на пункты сбора, помощь в проведении ремонтных работ, а также выполнение различных грузоподъемных работ в полевых условиях. Разработка подобной многофункциональной машины позволяла сократить парк вспомогательной техники и тем самым упростить систему ремонта поврежденных бронемашин.

Создание перспективной ремонтно-эвакуационной машины было поручено ОКБ-174 Омского завода транспортного машиностроения. Разработкой проекта руководили главный конструктор А.А. Моров и ведущий конструктор В.А. Степанов. Проект получил заводское обозначение «Объект 608». Задачей инженеров было создание специальной машины с набором различного оборудования, построенной на существующем шасси. С целью ускорения разработки и упрощения эксплуатации в качестве основы для «Объекта 608» было взято шасси серийного основного танка Т-72. Подобная техника уже состояла на вооружении, что позволяло упростить строительство ремонтно-эвакуационных машин, а также облегчало их будущую эксплуатацию за счет унификации по большому количеству агрегатов.

Рисунок 1 – Общий вид БРЭМ-1

В конце 1972 года был подготовлен комплект документации, необходимый для строительства опытной бронемашины. Строительство «Объекта 608» было поручено заводу №183 (г. Нижний Тагил), производившему танки Т-72. Сборка прототипа не заняла много времени – он был готов к испытаниям в марте 73-го. Вскоре после завершения его строительства начались первые проверки, прошедшие на ближайших полигонах.

В течение 1973 года опытный «Объект 608» прошел весь комплекс заводских испытаний, после чего вышел на полигонно-войсковые. Военные специалисты проверяли предложенную машину в 1974-75 годах. По результатам войсковых испытаний новую специальную бронетехнику рекомендовали к принятию на вооружение. 13 июня 1975 года министр обороны СССР подписал приказ, в соответствии с которым бронированная ремонтно-эвакуационная машина «Объект 608» принималась на вооружение под обозначением БРЭМ-1. После этого началась подготовка к серийному производству новой техники.

Перед БРЭМ-1 ставился широкий спектр задач вспомогательного характера, для выполнения которых ее пришлось оснастить набором разнообразного специального оборудования. С его помощью бронемашина способна буксировать различную технику, в том числе застрявшую на различных поверхностях, перевозить разные грузы, обеспечивать ремонт, выполнять некоторые земляные работы и т.д. В соответствии с подобным техническим заданием были определены основные аспекты облика перспективной машины.

Основой для «Объекта 608» стал танк Т-72Б, что повлияло на некоторые особенности его облика. Ремонтно-эвакуационная машина сохранила силовую установку и ходовую часть базовой машины, однако некоторые ее агрегаты имеют заметные отличия. Заметным переработкам, прямо связанным с выполняемыми задачами, подверглась компоновка корпуса. Обитаемый отсек с рабочими местами всех трех членов экипажа располагается в передней части корпуса. Рабочее место механика-водителя находится в центральной части отсека, справа и со сдвигом назад располагается командир. Место сцепщика-такелажника с набором необходимых органов управления разместили у левого борта и сдвинули назад относительно командира.

Все члены экипажа получили собственные люки в крыше машины. Кроме того, предусматривался один эвакуационный люк в днище, размещенный позади сиденья механика-водителя. Основные люки экипажа оснащены оптическими приборами для наблюдения за обстановкой. Водитель может использовать призменные приборы днем, а в темное время суток средний прибор следует заменять прибором ночного видения ТВНЕ-4ПА. Командир располагает небольшой вращающейся башенкой, в которой имеются два призменных прибора и один комбинированный (дневной и ночной) ТКН-3. Сцепщик-такелажник, как и командир, имеет небольшую башенку, однако она не оснащается механизмами вращения. Сцепщик-такелажник располагает четырьмя призменными приборами ТНП-160, такими же, как на других люках крыши. Средства для наблюдения ночью на рабочем месте сцепщика отсутствуют.

За спиной экипажа предусматривается т.н. машинная перегородка, разделяющая обитаемый отсек и машинное отделение. В последнем размещена часть специального оборудования, предназначенного для решения основных задач. Позади машинного находится моторно-трансмиссионное отделение с агрегатами силовой установки. Серийные БРЭМ-1 оснащаются дизельными двигателями В-84МС мощностью 840 л.с., что позволяет сохранить основные характеристики на уровне базового основного танка.

Корпус «Объекта 608» строился на базе основного танка Т-72Б и имеет схожую защиту. В лобовой проекции экипаж и внутренние агрегаты машины защищены комбинированной преградой, расположенной под углом 60° к вертикали. Бортовые листы и крыша, в свою очередь, обеспечивают защиту от стрелкового оружия и малокалиберной артиллерии. Часть внешних агрегатов специального оборудования так же выполняются из материалов высокой прочности, что позволяет им выдерживать обстрел из стрелкового оружия без повреждений.

БРЭМ-1 не является боевой машиной, однако имеет некоторое вооружение для самообороны. В качестве основного средства защиты предлагается крупнокалиберный пулемет НСВТ, расположенный на турели над люком командира. Возимый боекомплект пулемета составляет 400 патронов. При необходимости экипаж может использовать три автомата АКС-74У с общим боекомплектом 360 патронов и 18 ручных гранат. Также в укладках обитаемого отсека размещается сигнальный пистолет и запас патронов к нему. Дополнительным средством защиты является термодымовая аппаратура. С ее помощью «Объект 608» может защитить себя и эвакуируемую машину от наблюдения и, как следствие, атаки.

Одним из самых заметных элементов специального оборудования машины БРЭМ-1 является сошник-бульдозер шириной 3,1 м, расположенный в передней части корпуса. Этот агрегат устанавливается на рычагах и оснащен гидравлическими приводами, обеспечивающими его подъем и опускание. Обеспечивается заглубление в грунт до 0,45 м. Основной задачей сошника-бульдозера является удержание ремонтно-эвакуационной машины на месте при использовании тяговой лебедки. Ввиду применения мощной лебедки имеющиеся гусеницы не всегда способны обеспечить требуемое сцепление с опорной поверхностью. В ряде ситуаций сошник может применяться при земляных работах. Управление гидроприводами сошника-бульдозера осуществляется с рабочего места водителя при помощи пары кнопок.

В лобовом листе корпуса предусматривается окно с роликовым устройством выдачи троса тяговой лебедки. Трос проходит через передние отсеки корпуса и входит в машинное отделение, где располагается тяговая лебедка. Этот трос предназначается для вытаскивания застрявшей техники или, при необходимости, для буксировки поврежденных машин, в случае отсутствия возможности применения сцепки. Трос имеет длину 200 м и диаметр 28,5 мм. Для большей прочности трос состоит из нескольких прядей спиральной свивки. Основой троса является стальная оцинкованная проволока.

Рисунок 2 – Схема БРЭМ-1

Трос наматывается на барабан механической лебедки с планетарным и раздаточными редукторами. Конструкция лебедки обеспечивает выдачу троса со скоростью порядка 0,3 м/с. Намотка производится с темпом до 0,217 м/с. Характерной особенностью тяговой лебедки БРЭМ-1 является большая тяга. Без дополнительных приспособлений она способна создавать тяговое усилие (на коуше троса) до 25 тс. В комплект специального оборудования ремонтно-эвакуационной машины входит отдельный полиспаст, при помощи которого тяговое усилие может быть доведено до 100 тс.

В машинном отделении также располагается вспомогательная лебедка с приводом от гидромотора. Она оснащается 400-метровым тросом и способна развивать тяговое усилие до 530 кгс. Вспомогательная лебедка предназначается для обеспечения работы основной. Так, ее следует применять для подачи достаточно тяжелого троса тяговой лебедки к буксируемой машине. Кроме того, с ее помощью предлагается перемещать блоки полиспаста, для чего на машине перевозятся специальные салазки.

Вытащенная машина может быть взята на буксир. Для этого БРЭМ-1 на кормовом листе корпуса перевозит полужесткое буксирное приспособление с двухсторонней внутренней амортизацией. В рабочем положении это устройство крепится к буксировочному узлу машины, а его концы закрепляются на крюках эвакуируемой машины. Обеспечивается буксировка машины весом до 50 т.

В левой передней части машинного отделения предусматриваются опорные механизмы подъемного крана. Для подъема различных грузов БРЭМ-1 оснащается поворотным стреловым краном с грузоподъемностью до 12 т. Конструкция крана обеспечивает подъем и перемещение различных грузов, однако ширина секторов обслуживания и грузоподъемность ограничиваются массой нагрузки. К примеру, при максимальном грузе в 12 т возможна работа в пределах сектора шириной 45°, а при максимальном вылете стрелы (4,4 м) высота подъема груза не превышает 1,9 м над поверхностью земли. Управление краном производится при помощи отдельного выносного пульта, благодаря чему оператор получает возможность находиться вне машины и без каких-либо затруднений следить за работой систем. В походном положении стрела крана укладывается вдоль корпуса поворотом назад. Крюк при этом закрепляется в нижней части стрелы.

На крыше машинного и моторно-трансмиссионного отделений находится специальная грузовая платформа, оснащенная роликами для перемещения по корпусу. Часть оборудования предлагается перевозить контейнеры ЗИП, а также инструменты, необходимые для проведения ремонта различной техники. Грузовая платформа представляет собой подвижную конструкцию длиной 1320 мм и шириной 1630 мм. Имеются откидные борта высотой 410 мм.

Машина БРЭМ-1 перевозит различное оборудование для проведения ремонта в полевых условиях. В частности, она комплектуется электрическим сварочным аппаратом ЭСА-1. Интересен способ электропитания этой аппаратуры: для подачи энергии используется штатный стартер-генератор силовой установки СГ-10-1С. При использовании сварочной аппаратуры это устройство переключается в генераторный режим и обеспечивает выполнение необходимых работ.

На надгусеничных полках предусматриваются ящики и крепления для перевозки различного оборудования, применяемого для тех или иных операций. Так, на левой полке, под стрелой крана, хранятся двурогий крюк для крана, ящик ЗИП, ящик-стеллаж с электросваркой и принадлежностями, два блока полиспаста, а также два домкрата грузоподъемностью по 30 тс. На правой надгусеничной полке размещается ящик для остальных блоков полиспаста и транспортировочных салазок. Кроме того, там же перевозится еще один ящик ЗИП. В кормовой части правого борта предусмотрены крепления для трубы-лаза, входящей в комплект оборудования для подводного вождения.

БРЭМ-1 имеет полный комплект радиоэлектронного оборудования для внутренней и внешней связи. Экипаж должен использовать шлемофоны ТШ4, связанные с переговорным устройством Р-174. Также в машине устанавливаются УКВ-радиостанция Р-173 и приемник Р-173П. При помощи этого оборудования экипаж ремонтно-эвакуационной машины может поддерживать голосовую связь с другой техникой на поле боя.

Будучи построенным на базе основного танка Т-72Б, «Объект 608» имеет схожие габариты и вес. Боевая масса этой бронемашины составляет 41 т. Максимальная длина – 7,98 м, ширина – 3,46 м, высота –2,42 м. Отмечается, что отсутствие башни и каких-либо иных крупных обитаемых отсеков, выступающих над корпусом, позволило уменьшить лобовую проекцию и тем самым повысить живучесть машины в условиях решения поставленных задач под огнем противника.

840-сильный двигатель В-84МС позволяет БРЭМ-1 развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. При движении по грунтовой дороге средняя скорость не превышает 40-45 км/ч. При буксировке танка типа Т-72 или аналогичного максимальная скорость по грунтовой дороге не превышает 10-15 км/ч. На пересеченной местности максимальные показатели скорости дополнительно сокращаются.

Внутри корпуса устанавливаются несколько топливных баков, кроме того, предусмотрена возможность установки дополнительных бочек на корме корпуса. При запасе топлива в 1730 л ремонтно-эвакуационная машина может пройти по шоссе до 700 км. На пересеченной местности запас хода заметно сокращается. При движении по грунтовой дороге с танком на сцепке запас хода может падать до 150-200 км.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 была принята на вооружение в середине 1975 года. Вскоре началась подготовка к серийному производству этой техники, которое должно было вестись в Нижнем Тагиле. Тем не менее, по некоторым данным, в силу разных обстоятельств первая установочная партия серийных машин была построена только в 1985 году. К этому времени проект претерпел некоторые изменения. В частности, поменялось расположение пулеметной установки и была доработана конструкция сошника-бульдозера.

Использование в качестве основы существующего серийного танка позволило наладить массовое производство новой техники и начать полноценные поставки в войска. БРЭМ-1 поставлялись эвакуационным взводам ремонтно-восстановительных батальонов танковых и мотострелковых дивизий, а также иным подразделениям соответствующего назначения. Освоение новой техники позволило ремонтным подразделениям повысить эффективность своей работы по эвакуации и восстановлению поврежденной техники.

За счет использования ряда оригинальных технических решений авторам проекта «Объект 608» (БРЭМ-1) удалось создать весьма интересную специальную бронемашину с высокими характеристиками. В частности, особый интерес представляют характеристики тяговой лебедки. Это устройство при применении полиспаста способно развить усилие до 100 тс. По некоторым данным, это достаточно для вытаскивания любой современной отечественной бронетехники, застрявшей в грязи или на других подобных поверхностях. При этом сообщается, что замерзание грунта не является помехой, и БРЭМ-1 успешно вытаскивает танки вместе с крупным комом промерзшего грунта. Единственной проблемой в данном случае становится правильный упор на грунт при помощи сошника-бульдозера.

При помощи имеющегося крана могут выполняться некоторые ремонтные операции. Среди прочего этот агрегат можно использовать при замене силовой установки танка в полевых устройствах. Состав остальных элементов специального оборудования определен таким образом, чтобы экипаж БРЭМ-1 мог оказать всестороннюю поддержку пострадавшей технике.

в мае 2010 года все желающие могли наблюдать за работой БРЭМ-1 прямо в центре Москвы. После проведения Парада Победы произошла нештатная ситуация: одна из самоходных артиллерийских установок СУ-100 упала с полуприцепа-танковоза и опрокинулась на крышу. Для возвращения бронемашины в правильное положение использовалась тяговая лебедка БРЭМ-1. С ее помощью самоходку поставили на борт, а затем вернули на гусеницы, после чего появилась возможность отправить ее на ремонт.

К началу девяностых годов советская промышленность успела построить достаточно большое количество бронированных ремонтно-эвакуационных машин на базе танка Т-72Б. После распада Советского Союза эта техника досталась всем вновь образованным государствам. Кроме того, были выполнены несколько контрактов на поставку подобных машин третьим странам. Благодаря этим соглашениям БРЭМ-1 пополнили парк техники сухопутных войск ГДР, Ирана, Ирака, Сирии и т.д.

Развитие достаточно удачного проекта «Объект 608» было продолжено и после распада СССР. Так, в настоящее время потенциальным заказчикам предлагается модернизированный вариант машины под обозначением БРЭМ-1М. В отличие от оригинала, он строится на базе танка Т-90 и имеет соответствующие характеристики. Кроме того, в ходе модернизации машина получила новый кран с увеличенной длиной стрелы и большей грузоподъемностью, доведенной до 20 т. За счет этого БРЭМ-1М, в отличие от предшественника, имеет возможность поднимать башни существующих танков без какой-либо специальной подготовки. Также БРЭМ-1М отличается обновленной тяговой лебедкой с усилием 35 тс, которое при помощи полиспаста может быть увеличено до 140 тс.

Определенное количество БРЭМ-1 до сих пор эксплуатируется вооруженными силами России. Задачей этой техники является помощь подразделениям, оснащенным танками семейств Т-72, Т-80 и Т-90. Можно предположить, что эта техника будет сохранять свое место в войсках в течение длительного времени, и откажутся от нее не ранее, чем начнется полномасштабное списание имеющихся танков.


БРЭМ-80У

Характеристики

Далее представлены основные характеристики машины БРЭМ-80У и её базы – танка Т-80У.

Таблица 2 – Характеристики БРЭМ-80У и Т-80У

  БРЭМ-80У Т-80У
Масса, т    
Масса башни -  
Масса оружия -  
Средняя скорость по грунтовой дороге, км/ч    
Средняя скорость по шоссе, км/ч    
Запас хода по топливу по грунтовой дороге без буксируемого танка, км    
Запас хода по топливу по грунтовой дороге с буксируемым танком, км   -
Мощность, л.с.    
Удельная мощность, л.с./т    
Длина корпуса, мм    
Ширина корпуса, мм    
Высота корпуса, мм    
Масса буксируемого объекта, кг   -
Максимальное тяговое усилие лебёдки, кгс   -

Описание машины

До настоящего времени бронетанковые подразделения российских вооруженных сил располагают только одним типом ремонтно-эвакуационных машин. В середине восьмидесятых годов начались поставки серийных машин БРЭМ-1, которые пока остаются основным представителем своего класса, а неоднократные попытки создать другие машины для эвакуации и ремонта танков еще не завершались успехом. К примеру, в девяностых годах был начат проект создания БРЭМ на базе основного танка Т-80У, однако получившаяся бронемашина не дошла до войск.

Проект перспективной ремонтно-эвакуационной машины с повышенными характеристиками стартовал в самом начале 1997 года. Омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения получило задание разработать перспективную БРЭМ на базе одного из существующих танков. В качестве основы для машины был предложен танк Т-80У, в результате чего проект получил обозначение БРЭМ-80У. От конструкторов требовалось разработать БРЭМ с максимально возможными характеристиками, превосходящую существующую технику этого класса. При этом требовалось сохранить максимально возможную унификацию с базовым танком, что должно было упростить изготовление и эксплуатацию новых БРЭМ.

Омским инженерам пришлось столкнуться с рядом проблем, одной из которых являлись сроки. На разработку проекта и строительство опытной машины отводилось около полугода. Предполагалось, что первый прототип будет готов к выставке ВТТВ-97, на которой его продемонстрируют потенциальным заказчикам. Также работы осложнялись несколькими заметными изменениями технического задания, произошедшими во время разработки, а также техническими особенностями отечественной бронетехники. В частности, некоторые затруднения были связаны с малым объемом заброневого пространства, свойственного танкам советской и российской разработки.

Рисунок 3 –Общий вид БРЭМ-80У

Тем не менее, несмотря на все проблемы, специалисты КБТМ успешно справились с поставленной задачей в кратчайшие сроки. Для этого, однако, приходилось форсировать работы. На проведение отдельных этапов проекта, такие как эскизное проектирование и т.д. уходило всего несколько недель. В результате всех работ предприятию-разработчику удалось выполнить требования заказчика и построить опытный образец перспективной БРЭМ-80У. Как позже показали испытания, по некоторым параметрам машина не только выполнила, но и превзошла требования технического задания.

Главной задачей проекта БРЭМ-80У было обеспечение превосходства новой машины над существующей техникой. Таким образом, перспективная ремонтно-эвакуационная машина должна была представлять собой прямой аналог существующей БРЭМ-1 со схожим составом оборудования, но отличаться от нее увеличенными характеристиками. Эта задача была решена за счет применения новых концептуальных и технических решений.

По общему облику и составу специального оборудования БРЭМ-80У и БРЭМ-1 почти не отличаются друг от друга. Машина на базе танка Т-80У, как и предшественник, имеет возможность вытаскивания застрявшей бронетехники и буксировки к месту ремонта. Также имеется возможность непосредственного участия в различных ремонтных работах, в том числе связанных с подъемом и транспортировкой крупных и сравнительно тяжелых грузов. Кроме того, предусматривается возможность выполнения некоторых земляных работ и осуществления мелкого ремонта бронетехники без сторонней помощи.

В качестве основы для новой БРЭМ был взят существующий основной танк, что сказалось на ряде ее особенностей. Так, силовая установка и ходовая часть танка Т-80У не претерпели заметных изменений. Броневой корпус, в свою очередь, подвергся самым серьезным доработкам, связанным с установкой набора нового оборудования. Примечательно, что после всех доработок БРЭМ-80У весит примерно столько же, сколько и базовый танк. Боевая масса обеих бронемашин находится на уровне 46 т.

Для размещения всего необходимого специального оборудования конструкторам КБТМ пришлось изменить конструкцию корпуса базовой машины. Его нарастили при помощи специальной надстройки-рубки, начинающейся от увеличенного лобового листа и заканчивающейся перед моторно-трансмиссионным отделением. При этом надстройка выполнена асимметричной: ее правая часть имеет коробчатую форму, тогда как на левом борту предусматривается уступ для размещения крана.

На надгусеничных полках новым проектом предусматриваются два набора ящиков для хранения и перевозки различного инструмента, запчастей и т.д. На правом борту подобное оборудование проходит до кормы, почти не меняя габаритов и формы. Ящики левого, борта, в свою очередь, разработаны с учетом особенностей конструкции стрелы подъемного крана. Еще одно место для размещения крупного груза предусматривается позади надстройки.

По имеющимся данным, после таких доработок лобовая часть корпуса сохраняет комбинированную преграду, дополнительно оснащаемую встроенной динамической защитой. Благодаря этому лобовая проекция БРЭМ-80У оказывается защищена от различных орудий, а борта и корма обеспечивают защиту от малокалиберной артиллерии. Машина сохраняет систему защиты от оружия массового поражения и автоматическое противопожарное оборудование.

Внутри надстройки-рубки располагаются экипаж и часть специального оборудования, в первую очередь две лебедки для вытаскивания техники. Кормовая часть корпуса, как и у базового танка, отдается под силовую установку. Основой силовой установки является газотурбинный двигатель ГТД-1250 мощностью до 1250 л.с. При помощи механической трансмиссии с гидравлической системой управления осуществляется передача крутящего момента на ведущие колеса кормового расположения.

Ходовая часть БРЭМ-80У заимствовалась у танка Т-80У без каких-либо изменений. В ее состав входит по шесть опорных катков с торсионной подвеской и дополнительными амортизаторами на некоторых парах. Гусеница металлическая, с резинометаллическим шарниром. Предусматривается установка асфальтоходных башмаков.

Рисунок 4 – БРЭМ-80У – вид спереди сверху

Экипаж БРЭМ-80У состоит из четырех человек: механика-водителя, командира, специалиста по системам и такелажника. Также в надстройке предусматривается пятое место, на котором может расположиться дополнительный специалист-ремонтник. При необходимости это место может использоваться для эвакуации членов экипажа поврежденной машины. Рабочие места экипажа оснащены собственными люками и перископическими смотровыми приборами. В темное время суток водитель должен использовать прибор ночного видения ТВН-5, а рабочее место командира оснащается комбинированным электронно-оптическим прибором ТКН-4С с двухплоскостной стабилизацией.

БРЭМ-80У имеет набор вооружения для самообороны. На командирском люке устанавливается крупнокалиберный зенитный пулемет НСВ-12,7. На лобовом листе, у левого борта, предусматривается установка с восемью дымовыми гранатометами. Кроме того, в распоряжении экипажа имеются несколько автоматов, ручные гранаты, сигнальный пистолет и т.д.

Для вытаскивания или буксировки поврежденной бронетехники новая ремонтно-эвакуационная машина должна была использовать тяговую лебедку большой мощности, расположенную внутри рубки. БРЭМ-80У получила новую тяговую лебедку с гидроприводом, отличающуюся от предшественников большей мощностью. Агрегат с тяговым и намоточным барабанами способен развивать усилие до 35 тс, которое при помощи полиспаста может быть увеличено до 140 тс. Важным отличием от лебедки БРЭМ-1 является увеличенная до 50 м/мин скорость выдачи троса, а также возможность изменения скорости намотки. Последняя может составлять 16 или 50 м/мин. Трос тяговой лебедки рабочей длиной 150 м выдается через окно в лобовом листе корпуса и проходит через пару специальных роликов.

Предусматривается вспомогательная лебедка с гидравлическим приводом, развивающая тяговое усилие до 1 тс. Она оснащается тросом длиной 330 м и способна наматывать его со скоростью до 60 м/мин.

На лобовой детали корпуса предусматриваются крепления для сошника-бульдозера шириной 3,3 м с возможностью заглубления до 450 мм. Это устройство управляется двумя гидроцилиндрами и предназначается для земляных работ и удержания машины на месте при выполнении некоторых других операций. Так, именно сошник должен стабилизировать положение машины при использовании тяговой лебедки и подъемного крана.

Рисунок 5 – Схема БРЭМ-80У (вид сбоку)

Рисунок 6 – Схема БРЭМ-80У (вид сверху)

Заметки к рисункам 5 и 6: 1 – шасси, 2 – ГТД, 3 – броневой корпус, 4 – грузоподъёмный кран со стрелой, 5 – генератор (источник питания электрической системы управления ремонтно-эвакуационного оборудования и бортовой сети при работающем ГТД), 6 – ГТА (источник питания электрической системы управления ремонтно-эвакуационного оборудования и бортовой сети при работающем ГТД), 7 – надгусеничная полка, 8 – бронированный бункер, 9 – стартер.

На уступе надстройки левого борта располагается опорно-поворотное устройство подъемного крана, оснащенное гидроприводом. На нем шарнирно крепится стрела с двумя гидравлическими цилиндрами для подъема. Конструкция крана позволяет поворачивать стрелу в любом направлении. Обеспечивается подъем груза при вылете стрелы от 2,1 до 4,7 м. Высота подъема (по крюку) при этом составляет 3,6-6 м. Нормальная грузоподъемность крана – 18 тс. При помощи полиспаста возможно увеличение этого параметра до 25 тс.

Имеющиеся характеристика крана позволяют БРЭМ-80У выполнять различные грузоподъемные работы и участвовать в ремонте бронетехники. Грузоподъемность крана дает возможность менять силовые установки и демонтировать танковые башни. При этом машина способна перемещаться по площадке с грузом на крюке.

В кормовой части корпуса закрепляется буксирное приспособление, аналогичное применявшемуся ранее. Оно состоит из двух соединенных шарнирно штанг с внутренней амортизацией. С помощью этого устройства БРЭМ-80У способна буксировать все отечественные основные танки и другую технику аналогичной весовой категории.

Специальное оборудование, предназначенное для проведения мелкого ремонта бронетехники в полевых условиях, размещается в нескольких ящиках корпуса, а также на специальной грузовой платформе. Позади центральной части надстройки-рубки имеется место для размещения ящико



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: