Проект по здоровому образу жизни
Детей дошкольного возраста
«Здоровье России в наших руках»
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Руководители проекта: Абдульмянова Ф.К. Будак Т.М.
Координатор проекта: Савушкина Л.В., Тимофеева Т.В.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги
Сроки реализации проекта: март 2016 год – май 2018 год.
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта состоит в том, что работа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников требует новых, современных и более гибких подходов к организации педагогического процесса, внедрению осознанных и простых в употреблении форм оздоровления, доступных самим дошкольникам. Имеющийся дефицит в построении предметно пространственной оздоровительной среды путем приобретения дорогостоящего игрового оборудования заставляет педагогов искать более доступные пути для формирования у детей навыков здорового образа жизни.
Использование нетрадиционных методик оздоровления включающих такие формы, как точечный массаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики, релаксационные и динамические паузы, корригирующие и логоритмические упражнения и другое, дает возможность укреплять здоровье детей, не затрачивая какие-либо дорогостоящих средств.
Цель проекта:
Создание целенаправленной системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей-дошкольников через использование нетрадиционных оздоровительных методик.
Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты
№ | Задачи | Ожидаемый результат |
Разработать комплекс организационных, методических и практических мероприятий на основе нетрадиционных оздоровительных методик. | Наличие методических разработок ООД по блокам на основе нетрадиционных оздоро-вительных методик. | |
Создать «Банк данных» по проблеме, отобрать и систематизировать тематические материалы. | Изучить состояние здоровья воспитанни-ков, их образ жизни. Выявить нарушения здоровья, наличие вредных привычек. Создать банк данных «Дневничок –Здоро-вичёк». Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья. | |
Реорганизовать предметно-развивающую среду, расширить возможности «зоны оздо-ровления». | Пополнить зону оздоровления новым нетрадиционным оборудованием. | |
Создать информационно-консультативное пространство по вопросам нетрадиционных форм оздоровления детей для всех участни-ков педагогического процесса «дети-педагоги-родители». | Оформление в группах информационно-консультативного блока «Всё о здоровье». | |
Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей дошкольного возраста. | Оформление дидактических игр (авторс-ких), комплексных картотек по ЗОЖ. | |
Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых. | Проведение мероприятий по ЗОЖ с использованием нетрадиционных форм работы и методик для разных возрастных групп. | |
Сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. | Формирование потребностей в здоровом образе жизни у детей через разнообразные формы работы. |
Таблица 2 – Возможные риски проекта
№ | Возможный риск | Возможный способ преодоления |
Непонимание условно-графических схем упражнений и инструкций педагога. | Индивидуальная работа с ребёнком (беседы, практическую деятельность и т.д.) | |
Перевозбуждение эмоционально-волевой сферы ребёнка (проявление негативных эмоций). | Проведение психогимнастики и релак-сации. | |
Индивидуальные особенности в развитии ребёнка (физическое и психическое). | Индивидуальный подход в работе с ре-бёнком. | |
Непринятие ребёнком поставленной педагогом задачи по формированию навыков ЗОЖ. | Стимулирование ребёнка через д/и, бесе-ды, чтение художественной литературы, рассматривание педагогических ситуа-ций, наглядный пример педагога. | |
Несформированность знаний, умений и навы-ков у ребёнка по ЗОЖ (по разным причинам). | Индивидуальная работа с ребёнком. |
Таблица 3 – Этапы реализации проекта
№ | Содержание работы | Срок исполнения |
Подготовительный: Цель: | ||
Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздо-ровительных мероприятий. | Май-август | |
Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей. | Май-август | |
Анализ научно-методической литературы. | Май-август | |
Создание материально-технических, кадровых, организацион-ных, научно-методических условий. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педа-гогические советы, семинары, консультации, мастер-классы, ме-тодические советы). | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Основной этап: Цель:создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей. | ||
Работа с детьми | ||
Использование комплексов утренней гимнастики для поддержания здоровья детей. | Ежедневно | |
Проводить комплексы гимнастики пробудки, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. | Ежедневно | |
Проводить ООД с включением здоровьесберегающих компонен-тов, нетрадиционных методик и форм работы. | По плану, Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Проводить познавательно-игровую деятельность с детьми (дидактические игры, подвижные игры) | Ежедневно | |
Профилактика здорового образа жизни (беседы, экскурсии, мультимедийные просмотры). | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Пропаганда здорового образа жизни (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций (работа в книжном уголке), организация и посещение тематических выставок | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Работа с родителями | ||
Проведение родительских собраний по ЗОЖ с использованием нетрадиционных форм. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Проведение индивидуальных и групповых консультаций. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. по запросу родителей | |
Проведение разнообразных совместных мероприятий. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. по плану | |
Привлечение к изготовлению нетрадиционных пособий по ЗОЖ. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Работа социумом (если есть) | ||
Посещение бассейна, как закаливающее средство. | Сентябрь 2016 г. – май 2018 г. | |
Участие в городских конкурсах: «Весёлые эстафеты». | май 2018г. | |
Обобщающий: Цель: анализ и систематизация материалов, формулировка общих выводов | ||
Открытые мероприятия с детьми и родителями. | Январь – март 2018 г. | |
Презентация и видеопросмотр опыта работы воспитателей творческой группы. | Февраль – апрель 2018 г. | |
Презентация контента методических материалов по ЗОЖ у детей дошкольного возраста от двух до семи лет. | Май 2018 г. |
Итоговое мероприятие: Деловая игра «Молодое поколение за ЗОЖ» и презентация материалов по ЗОЖ (март 2016г. – май 2018г.)
Заключение (вывод по результату проекта)
За период работы творческой группы, намеченный план мероприятий выполнен на 100%. За период работы наработана комплексная картотека игр по лексическим темам, разработан и использовался в практике «Дневничок-здоровячок» с целью учета социальной активности ребёнка в проекте ЗОЖ и привития навыков здорового образа жизни. А также пополнились уголки здоровья нетрадиционным оборудованием, играми и пособиями. Педагоги изготовили авторские многофункциональные игры по ЗОЖ («Азбука здоровья», Бизиборд, «Необычное окошечко», «Занимательный круг», «Вредно – полезно», «Кукольный домик», «Энциклопедия здоровья»); составлены мнемотаблицы для разучивания стихов о здоровом образе жизни. В течение двух лет тесно проводилась работа с родителями: родительские собрания в форме «Круглый стол», фотоконкурс «Кафе здорового питания», развлечение «Что, где, когда?», выставка рисунков «Мой любимый спорт», творческих поделок «Стадион будущего», выпуск стенгазеты «Семья и спорт».
Участники творческой группы показали итоговые мероприятия по блокам ЗОЖ, поделились опытом работы по использованию ЛЭПбуков по формированию знаний у детей в данном направлении. Провели деловую игру «Молодое поколение за ЗОЖ» с целью закрепления накопленных знаний педагогов творческой группы.
К сожалению не был охвачен работой раздел «Книжка-малышка», т.к. наработано малое количество авторских работ, присутствовал индивидуальный характер работы с детьми. Материал данного раздела находится в разработке. Кроме этого отсутствовали экскурсионные
мероприятия для детей: посещение стадиона «Кристалл», бассейна «Атлант», ДМО, т.к не налажены контакты работы с данными организациями. В будущем планируем наладить работу с данными организациями.