Глава 2: Учение «Золотого Рассвета»




В работе «Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения» Рэнделл Коллинз говорит о том, что любая интеллектуальная группа или выдающаяся личность возникает в результате взаимодействия по вертикали (Учитель-Ученик), либо по горизонтали, между конкурирующими точками зрения в их борьбе за пространство внимания.

«Никакая локальная ситуация не является одиночной; ситуации окружают друг друга во времени и пространстве. Макроуровень общества должен быть понят не как слой, расположенный вертикально над микро- (как если бы он находился в другом месте), но как развертывание спирали микроситуаций. Микроситуации встроены в макропаттерны, являющиеся именно теми способами, которые связывают ситуации друг с другом; причинность, — если угодно деятельность (agency) — проистекает извне вовнутрь так же, как и изнутри вовне. То, что случается здесь и теперь, зависит от того, что случилось там и тогда. Мы можем понимать макроструктуры, не реифицируя (не овеществляя) их, как если бы они были сами по себе существующими объектами, но рассматривая макро- как динамику сетей, объединение цепочек локальных столкновений, которые я называю цепочками интерактивных ритуалов…. Такова теория ритуалов взаимодействия, или интерактивных ритуалов. Она связывает символы с социальной принадлежностью, а затем и то и другое — с чувствами общности (эмоциями солидарности) и структурой социальных групп. Такая теория (…), объясняет колебания уровня солидарности и убежденности, обнаруживаемые в любых социальных структурах, а также объясняет динамику индивидуальных судеб. Особой формой данной эмоциональной энергии является то, что мы называем творчеством, или творческой способностью».[14]

В соответствии с данной теорией мы будем рассматривать учение Алистера Кроули как продолжение интеллектуальной сети состоящей из многих цепочек интерактивных ритуалов эзотерических обществ Европы.

Большую часть культурного капитала Кроули составляет учение «Золотого Рассвета». Термин «культурный капитал», Коллинз объясняет так: «Каждый человек присваивает личный репертуар символов, нагруженных значимостью социального членства. В зависимости от степени космополитизма и социальной плотности групповых ситуаций, в которых индивиды себя проявляли, у них появится репертуар символов с разными степенями абстракции и реифицированности, с различным обобщенным и обособленным содержанием.

Это составляет их культурный капитал (КК)».[15]

Кроули является реформатором доктрин ордена. Изначально, учение Кроули, по сути, является продолжением учения «Золотого Рассвета» поэтому первоначально рассмотрим учение первоначального ордена, а в следующей главе поговорим об изменениях внесенных Кроули и их влиянии на эзотерическую мысль запада.

Орден «Золотого Рассвета» является важным центром интеллектуальной сети Европы начала XIX века. Для начала мы рассмотрим наиболее важные ИР-цепочки легшие в основу интеллектуального капитала ордена.

Одна из главных линий преемственности идет от Элифаса Леви. У которого были заимствованы многие каббалистические идеи. Сам Леви познакомился с каббалистическими и магическими рукописями в библиотеке Арсенала, работая помощником Шарля Нодье.

«В 1824 г. Нодье, будучи уже знаменитым, был назначен главным библиотекарем Арсенала, где собраны все средневековые рукописи, особенно те, которые имеют отношение к оккультным наукам (…) и многие работы по магии и герметической науке, по кабалистической мысли….

В его работе ему ассистировали двое сотрудников - Элифас Леви и Жан-Батист Питуа (литературный псевдоним - Поль Кристиан), которые вместе с ним захотят возобновить интерес публики к эзотеризму и принять заметное участие в возрождении оккультных наук, которым будет отмечен XIX в.»[16]

Леви принадлежит заслуга открытия некоторых каббалистических идей широкой публике. Также Леви первым предложил соответствие между картами Таро и древом жизни, эта идея впоследствии также активно развивалась орденом. Но как мы знаем, Леви был плохо знаком с классическими каббалистическими трудами, он смотрел на них сквозь призму христианства. Леви называл каббалистической книгой «Апокалипсис» Св. Иоанна.

Учение ордена основывалось на каббалистических идеях, руководители ордена смогли создать мощную систему синтеза различных религиозных доктрин востока и запада в основу которой легла идея каббалистического Древа Жизни. С помощью каббалы проводились параллели между божествами различных традиций. Вот что говорит о древе жизни Дион Форчун: «Прежде чем мы сможем понять значение любой конк­ретной Сефиры, мы должны воспринять общую организацию, Древа Жизни, как целого.

Это глиф, т. е. составной символ, предназначенный для представления во всей полноте космоса и связанного с ним духа человека. По мере изучения его мы видим, что это на редкость удачное представление. Мы используем его, как инженер или математик использует калькулятор, — для оценки или расчета сложных аспектов существования во внешней природе или в глубинах духа»[17].

С помощью каббалы разъяснялось и творение мира: «Каждая Сефира является определенной фазой эволю­ции. Раввины на своем языке называли Сефирот Десятью Божественными Эманациями. Пути являются фазами развития субъективного сознания, т. е. ступенями или града­циями в соответствии с которыми дух проявляется в космосе. Сефирот объективны, Пути субъективны.… В Каббале Бог не воспринимается как работник, шаг за шагом осуществляющий творение, а рассматриваются раз­личные фазы существования в их последовательном раз­витии. Каждая Сефира представляется в виде емкости, наполняемой жидкостью»[18].

Но следует заметить что в «Золотом Рассвете» пользовались не классической каббалой, а так называемой «христианской». Основной работой по каббале была «Разоблаченная каббала» Мак-Грегора Матерса, которая являлась переводом одноименной работы Кнорра фон Розенрота, которая в свою очередь является переводом на латинский язык наиболее «темных» частей книги «Зогар».

Другим каббалистическим источником была «Сефер Йецира» (Книга Творения), переведенная Уэсткоттом, с приложением неизвестного происхождения, названным «Тридцать два пути мудрости». Кроме того, каббалистическим источником в ордене, вслед за Леви, считали «Большой ключ Соломона».

В «Золотом Рассвете» из каббалы сделали практическую систему, называемую некоторыми последователями «йогой запада». Вот что говорит о каббале «Золотого Рассвета» Дион Форчун: «Представляя данный предмет, я для подкрепления своих взглядов опираюсь не столько на традицию, сколько на современную практику использования методики Каббалы как своеобразной оккультной техники. Мне могут возразить, что древние раввины ничего на знали о некоторых представленных здесь концепциях. Я отвечу, что это совершенно естест­венно, поскольку некоторые вещи просто не были известны в то время и являются результатом духовных поисков их нас­ледников….

Поэтому следует ясно понимать, что я не говорю: «Это учение принадлежит древним раввинам»; скорее, я говорю: «Это практика современных каббалистов, важность которой трудно переоценить, поскольку это практическая система духовного развития, Йога Запада»»[19].

Другим авторитетным источником в ордене считали «Халдейский оракул» Греко-египетский текст переведенный Уэсткоттом.

Как мы видели из первой части, орден претендовал на розенкрейцерскую преемственность. И мы можем сказать, что она, безусловно, была, но не в том виде, в котором ее представляли руководители ордена. И безусловно прослеживается связь с масонскими организациями, у которых были заимствованы модели ритуалов.

Все соответствия, разработанные относительно Таро, были записаны в книге «Т», которая считалась книгой, найденной в руках Христиана Розенкрейца, когда была вскрыта его гробница. «В руке держал он книжку, золотом на пергаменте написанную, T. названную, что после Библии наше высшее сокровище составляет и, понятно, не должно мирскому рассмотрению легкомысленно подвергаться»[20].

Третья цепочка восходит к Джону Ди и Эдварду Келли: авторам таинственной системы магии, которую мы знаем как «Енохианскую» или «Ангельскую» магию, заклинания в которой произносились на «Енохианском языке».

В ордене уделялось большое внимание енохианской магии, которую также смогли вплести в свою универсальную систему руководители ордена. Но и она была представлена в искаженном виде. Отчасти это было сделано из-за недоступности ряда источников, а отчасти кок раз для того чтобы вписать ее в каббалистическую систему ордена. Матерс делает ряд значительных изменений в системе Ди и Келли, что по мнению одного из современных исследователей Енохианской Магии, Дональда Тисона является значительными ошибками.

Во-первых, Матерс связал четыре сторожевые башни со стихиями и буквами тетраграмматона. Что привело к изменению системы. «Связав сами Сторожевые башни с четырьмя стихиями и четырьмя сторонами света, и не сумев понять, что Сторожевые башни образуют единое связное целое — Вели­кую Скрижаль — Матерс уничтожил все следы первона­чальной взаимосвязи четвертей Великой Скрижали со сторонами света. Он не учел тот факт, что в оригинальной енохианской магии Ди и Келли со сторонами света связа­ны четверти Великой Скрижали, а не Сторожевые башни, которые располагаются в этих четвертях».[21]

Во-вторых: «Матерс. также нигде не отмечает, что некоторые буквы в записях Ди были перевернуты справа налево. Они явно представляли для ангелов особую ценность, но в чем она заключалась — нигде прямо не говорилось (кроме того, что перевернутые буквы на концах имен указывают на то, что имя можно произносить задом наперед). Поскольку они также имели отношение к девяносто одному духу Эфиров, Матерс игнорировал их».[22]

Но кроме сомнительных нововведений был и ряд интересных доработок в системе.

«Одно из главных нововведений Ордена Золотой За­ри — приложение восемнадцати различных Ключей к разным частям Сторожевых башен. Ангелы ничего не го­ворили Ди о том, как он должен соотносить Ключи с Ве­ликой Скрижалью. К чести Матерса надо сказать, что он осознал необходимость подобного соотношения. Созданная им система не имеет истоков в оригинальной енохианской магии, но тем не менее она поражает вооб­ражение».[23]

Еще одним интересным нововведением ордена было изобретение Енохианских, или Розенкрейцерских шахмат. Это шахматы, в которых фигуры представляют изображения египетских богов, а доской является немного измененная Сторожевая башня.

Эти шахматы использовались для гадания и для игры, в которую играли по четыре человека.

Второе название шахмат – «Розенкрейцерские», возможно восходит к истории Христиана Розенкрейца, описанной в «Химической Свадьбе: «В сие время Король с Королевою затеяли меж­ду собой игру, несколько похожую на шахматы, но по другим правилам, в коей Добродетели противостояли Порокам, и явствовало налицо, к каким уловкам при­бегают последние для уловления первых, и была она исполнена столь высокого искусства и смысла, что не худо бы и нам у себя завесть подобные игры».[24]

Как бы то ни было системы каббалистических соответствий и енохианской магии, разработанные в «Золотом Рассвете» оказали большое влияние на последующую эзотерическую традицию запада, благодаря тому, что материалы ордена были опубликованы и стали доступными широкой публике. Они и сейчас занимают ведущее положение среди современных доктрин, многие из которых ведут свою преемственность уже от «Золотого Рассвета».

Особое место в учении ордена занимают магические гримуары. О которых надо упомянуть отдельно.

Гримуарами называются книги, служащие своего рода инструкцией, для вызова духов и способа общения с ними, содержащие также описание иерархии духов и других способов колдовства. Эти книги известны с давних времен и чаще всего их авторство приписывается легендарным личностям. Наиболее известным из них являются Ключи царя Соломона. До появления «Золотого Рассвета» гримуары существовали в основном в рукописном виде и хранились в музеях или частных коллекциях.

Разрабатывая свою систему, Матерс обратил внимание на ряд таких рукописей, что в последствии способствовало распространению трех наиболее значительных Гримуаров, и повлияло на ход развития дальнейших магических систем и на систему Алистера Кроули в частности. Ритуальная магия стала важной частью внутреннего ордена «Рубиновой Розы и Золотого Креста». Вот, что об этом говорит Израэль Регардье: «Фактически, потребность в ритуалах вызывания духов очень легко объяснима. Хотя высшая цель магии состоит в том, чтобы познать высшее «я», и хотя в задачу черной магии входит стремле­ние добиться чего угодно, только не этой благородной цели, то для этого иногда необходимо пересмотреть и изменить как все мате­риалы, так и сцену действия, равно как подготовить к совершен­ствованию Руах, который будет принесен в жертву Возлюбленно­му. Для различных людей, живущих в разное время, эти приготов­ления также должны, естественно, измениться. Поскольку Руах дол­жен быть отвергнут и положен на жертвенный камень как подношение Величайшему и поскольку он символизирует опреде­ленное отсутствие ценности, детски непосредственную предан­ность и жажду принести столь серьезную жертву, некоторым те­ургам, возможно, для этого потребуется провести всевозможные практические эксперименты, чтобы достичь результатов, которые дли других людей могут быть совсем не нужны»[25].

Рассмотрим каждый гримуар по отдельности:

 

Большой ключ Соломона»

Это один из самых известных Гримуаров. Элифас Леви говорит о нем как о части каббалистической системы, и строит на нем свою работу «Учение и ритуал трансцендентальной магии».

Матерс выполнил перевод по пяти доступным ему рукописям самая старая из которых была написана в XVI веке на латинском языке, пять на французском и одна на итальянском. Ему пришлось сравнивать все доступные варианты между собой и восстанавливать надписи на многих Пентаклях, которые были искажены переписчиками, не знавшими еврейского языка. В процессе работы Матерс удалил несколько частей из гримуара в основном относящихся к приворотам, считая их позднейшими вставками. Данный гримуар описывает способы вызывания планетных духов.

Позднее было найдено еще несколько списков данной книги, среди которых несколько на еврейском языке, и одна греческая, датируемая XV веком. Но тем не менее работа выполненная Матерсом остается самой популярной, и имеет большой авторитет.

Этот гримуар являлся наиболее популярным в «Золотом Рассвете». Известно также, что он был любимым гримуаром самого Матерса: «Он сам, как мне доподлинно известно, был большим знатоком представленной методики и вполне успешно использовал ее, сделав с нее для сво­их учеников краткое описание процесса вызывания применительно ко всем возможным случаям. По мнению Мак-Грегора Матерса, книга эта — сокровищница и основной источник каббалистичес­кой магии. В ней он советовал искать многие начала церемони­альной магии средних веков, периода, когда лучшими оккультны­ми писателями и практикующими магами «Ключи» считались наиболее авторитетной книгой».[26]

Одной из причин популярности книги являлось наличие в ней пентаклей – магических символов. «Следует упомянуть об обстоятельстве, которое делает книгу «Ключ» поистине уникальной, вне всякого сомнения, наиважней­шей из имеющихся в арсенале практической магии работ. Я го­ворю о той массе блестящих иллюстраций пентаклей и печатей, соответствующих семи планетам, которые необходимо использо­вать в качестве ламенов в магических церемониях, а также подроб­нейшие инструкции об их изготовлении».[27]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: