Понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал работника». Основные характеристики персонала организации. Трудовые коллективы и их роль в управлении организацией. Управление конфликтами в трудовых коллективах.
Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.
Управление – это воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
Персонал — совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Управление персоналом — концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности.
Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности: дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.
Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом-руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид или трудовой коллектив.
Функции управления персоналом:
а) планирование персонала, определение способов рекрутирования, привлечения персонала;
б) маркетинг персонала;
в) подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;
г) адаптация, обучение и повышение квалификации работников;
д) планирование карьеры, обеспечение профессионального роста работника;
е) мотивация персонала;
ж) руководство персоналом;
з) управление расходами на персонал;
и) обеспечение оптимального распорядка работы;
к) кадровое делопроизводство;
л) контроль за персоналом;
м) правовое регулирование трудовых отношений;
н) социальное обеспечение сотрудников.
Человеческие ресурсы или персонал организации – это важнейший объект управления для руководителя любой компании или организации.
В общем смысле персонал предприятия можно определить следующим образом: это совокупность человек, работающих в одном трудовом коллективе, организованных руководителем для достижения определённых целей, которые имеют ряд различий между собой (личностные, профессиональные и прочие).
Под термином управление персоналом в общем смысле можно понимать всю деятельность предприятия по использования человеческих ресурсов, направленную на достижения целей предприятия.
Персонал организации как объект управления имеет ряд присущих ему свойств, которые необходимо учитывать в управленческой деятельности. Среди этих свойств можно выделить психологические, организационные, социальные, структурные и прочие.
Перечислим основные свойства персонала.
Персонал организации как объект управления состоит из различных трудовых коллективов или рабочих групп, которые в свою очередь состоят из отдельных сотрудников. В процессе работы, достижения целей и решения задач, работники вступают в различные взаимодействия между собой, или во взаимодействия с группой или коллективом. Для того, чтобы понимать и прогнозировать динамику таких взаимодействий нужно учитывать, как отдельные качества каждого работника, так и деятельность целой группы и уровень её организации.
Отметим, что управление персоналом подразумевает действия двух сторон: того, кто управляет и тех, кем управляют. Управление персоналом можно считать действенным и состоявшимся только в том случае, если оно воспринимается объектами управления.
Основные управленческие решения в области персонала, как правило, направлены на:
· формирование информационной базы, сбор необходимых сведений
· оптимизацию состава персонала
· регламентацию работы и деятельности сотрудников предприятия
· разработку, внедрение и совершенствование системы мотивации персонала
Также важно помнить, что персоналу как объекту управления присущ ряд черт:
· познавательная или когнитивная функция
· катектическая функция
· оценочная функция
· символичность и нормативность.
Когнитивная (познавательная) ориентация – это способность персонала вычленять из окружающей среды отдельные объекты, различая и классифицируя их по месту, свойствам и т.д.
Катектическая ориентация (эмоциональная составляющая) – способность различать объекты, имеющие для персонала положительное или отрицательное значение с точки зрения удовлетворения его потребностей.
Оценочная ориентация – это способность персонала среди познавательно и катектически оцененных объектов производить дальнейший отбор и сравнительную оценку в плане первоочередности удовлетворения тех или иных потребностей.
Символичность – это наличие таких символических механизмов регуляции, как язык, ценности и т.п.
Нормативность – зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм.
Волюнтаристичность – иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимость от субъективных «определений ситуации».
Существует некоторое отличие в сходных и подчас взаимозаменяемых понятиях "кадры" и "персонал". Обычно под кадрами понимают совокупность работников предприятия, которая характеризуется профессионально-квалификационной, социально-психологической, половой, возрастной и другими структурными составляющими. К кадрам относят только работников, которые обладают профессиональной способностью к труду, имеют специальную подготовку.
В то время как трудовой потенциал объединяет всех работников, обладающих способностью к труду, численность трудового потенциала больше численности кадров на ту часть, которая составляет неквалифицированных и малоквалифицированных работников.
Персонал - это, прежде всего, люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, среди которых социально-психологические играют главную роль, это часть экономического и инновационного пространства предприятия, в котором радикальные рыночные преобразования должны не только целенаправленно адсорбироваться (впитываться внутрь жизненной среды предприятия и адаптироваться в ней), но и приносить ожидаемые от них результаты. Поэтому передовые предприятия руководствуются философией превосходства человеческих ресурсов над другими видами ресурсов, справедливо считая, что основной потенциал успешной деятельности хозяйствующих субъектов заключен в персонале, его квалификации и преданности интересам предприятия.
Персонал является более широким понятием, органически включающим понятие "кадры", поэтому предметом управления персоналом выступают персонал и отношения работников в процессе производства с точки зрения наиболее полного и эффективного развития и использования их потенциала в функционировании производственных систем, достижения целей организации.
Работники организации подразделяются на 2 группы:
1) промышленно-производственный персонал (рабочие – основные и вспомогательные; ИТР (инженерно-технические работники), служащие, МОП (младший обслуживающий персонал), ученики, работники охраны;
2) непромышленный персонал.
Разнообразие трудовых функций, выполняемых и основными и вспомогательными рабочими, требует при планировании потребностей в них и при изучении фактической структуры рабочей силы группировки рабочих по профессиям, а в пределах каждой профессии – по уровню квалификации.
Формы разделения труда:
Технологическая (по видам работ, по профессиям, по специальностям);
Функциональная (основные работы, вспомогательные работы, подсобные работы, организация и управление);
Пооперационная (по операциям технического процесса, по элементам операций);
Квалификационная (по уровню (разряду), по сложности работ, по ответственности).
На структуру персонала организации оказывают влияние особенности производства, его специализация и масштабы производственного процесса Удельный вес каждой категории работающих зависит от развития техники, технологии и организации производства.
Численность персонала определяется характером, масштабами, сложностью, трудоемкостью процессов, степенью автоматизации. Эти факторы задают нормативную (плановую) величину. Списочная (фактическая) численность представляет собой число сотрудников, которые официально работают в организации в данный момент. В составе списочной численности выделяют три категории работников: постоянные, принятые в организацию бессрочно или на срок более одного года; временные, принятые на срок до 2 месяцев или для замещения отсутствующего лица - до 4 месяцев; сезонные, принятые на работу, носящую сезонный характер, на срок до 6 месяцев.
Не включаются в списочную численность и относятся к работникам несписочного состава внешние совместители; лица, привлеченные для разовых и специальных работ; работающие на основе договоров; лица, направленные на учебу с отрывом от производства и получающие стипендию за счет предприятия, и др.
Списочная численность персонала ежедневно учитывается в табельных записях, в которых отмечаются все работники, как присутствующие на работе (явочная численность), так и отсутствующие по тем или иным причинам, то есть общая сумма явок и неявок на работу.
Списочная численность персонала может рассматриваться не только как моментная, но и как средняя величина за период (месяц, квартал, год).
Распределение персонала отражается, прежде всего, по участию в основных видах деятельности организации. Так, выделяется персонал основных видов деятельности (иначе, производственный). К нему относят лиц, работающих в основных и вспомогательных подразделениях, в аппарате управления, занятых созданием продукции, услуг или обслуживающих эти процессы. В отдельную самостоятельную группу выделяют персонал неосновных видов деятельности (иначе, непроизводственный). К ним относят работников жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы (базы отдыха, центры обучения, детские дошкольные учреждения, здравпункты и другие сопутствующие учреждения, состоящие на балансе предприятия).
В деятельности рабочих преобладает доля физического труда, они непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Принято различать основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства предмета труда, в результате чего создаются материальные продукты или услуги. Вспомогательные рабочие связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест, сосредоточены во вспомогательных подразделениях (ремонтных, инструментальных, транспортных, складских). К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый в основном оказанием несвязанных с основной деятельностью услуг, - дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений.
Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, юридические, исследовательские и другие функции.
Служащих относят к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, интеллектуальным трудом. Они объединяются в несколько подгрупп: руководители, специалисты, технические исполнители.
Руководители осуществляют функции общего управления. Они обладают юридическим правом принятия решений, имеют в подчинении других работников. Руководителей условно разделяют на три уровня: высший (руководство организацией в целом), средний (возглавляют основные структурные подразделения), низовой (работают непосредственно с исполнителями). К руководителям относят также их заместителей и главных специалистов. В совокупности они образуют администрацию. Кроме того, принято выделять линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления.
Специалисты разного профиля являются наиболее многочисленной подгруппой служащих. Они подразделяются на специалистов-инженеров, результатом деятельности которых является конструкторско-технологическая или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, конструкторы, проектировщики, механики и др.); на функциональных специалистов управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (бухгалтеры, экономисты, референты, финансисты, маркетологи и др.).
Наконец, подгруппу технических исполнителей составляют служащие (машинистки, операторы, курьеры, архивариусы и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе: создание, тиражирование, передачу, преобразование, хранение информации.
Основанием для отнесения людей к той или иной группе (категории) является занимаемая должность, то есть штатная единица организации (первичный элемент в структуре управления), которая определяется в соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником профессий рабочих и должностей служащих.
Персонал организации структурировать следующим образом.
Организационная структура - это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев в управлении, которые включают аппарат управления и производственные подразделения.
Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями. Функция управления представляет собой часть процесса управления, выделенную по определенному признаку (качество, труд и зарплата, учет и т. д.). Обычно выделяют от 10 до 25 функций.
Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, по коммуникационным и поведенческим ролям. Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам, характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, в поиске альтернативных решений (генераторы идей, эрудиты, критики). Коммуникационные роли определяют содержание и степень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией. Выделяют лидеров, связных, координаторов. Поведенческие роли характеризуют типовые психологические модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в конфликтных ситуациях (оптимист, нигилист, конформист, кляузник и др.).
Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Штатная структура определяет количественно-профессиональный состав персонала, состав подразделений и перечень должностей, размеры оплаты труда и фонд заработной платы работников.
Персонал находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других работников. Процесс обновления коллектива называется сменяемостью (оборотом) кадров. Выбытие может быть обусловлено объективными и субъективными причинами, среди которых различают биологические (ухудшение здоровья), производственные (сокращение штатов), социальные (наступление пенсионного возраста), личные (семейные обстоятельства), государственные (призыв на военную службу). Однако в целом повышенный оборот кадров снижает укомплектованность рабочих мест исполнителями, отвлекает от обязанностей высококвалифицированных специалистов для помощи новым сотрудникам, нарушает морально-психологический климат в коллективе, вызывает экономические потери. Поэтому в статистике используются многочисленные абсолютные и относительные показатели оборота по приему и выбытию кадров.
Наибольший практический интерес представляет текучесть кадров, которая связана с субъективными причинами: увольнением сотрудника по собственному желанию, а также по инициативе администрации. Считается, что нормальная текучесть кадров составляет до 5% в год. Движение кадров отражается в балансе, который содержит данные о численности работников на начало и конец периода, числе поступивших и выбывших за период (квартал, год) по специальностям, профессиям, категориям, источникам прибытия и причинам ухода.
Движение персонала характеризуется абсолютными и относительными показателями оборота и текучести.
Абсолютные показатели:
· оборот по приему - число лиц, зачисленных на работу после окончания учебных заведений по оргнабору, в порядке перевода из других организаций, по распределению, по направлению органов трудоустройства, по приглашению самой организации;
· оборот по выбытию - численность лиц, уволившихся из организации за данный период, сгруппированных по причинам выбытия;
· необходимый оборот по выбытию - уход в армию или на пенсию;
· излишний оборот (текучесть) - уход по субъективным причинам: по собственному желанию, увольнение за нарушение трудовой дисциплины.
Относительный оборот персонала:
· интенсивность оборота по приему равно отношению числа принятых за период на среднесписочную численность персонала за период;
· интенсивность оборота к выбытию находится как отношение выбывших за период по всем причинам сотрудников к среднесписочной численности персонала за период;
· коэффициент постоянства персонала есть отношение числа работников, состоящих в списках организации за весь период к среднесписочной численности персонала за этот период.
Также можно представить такие формулы, как:
Расчет численности трудовых ресурсов: Ai=ni х Sсм х (1 + y)
ni – число рабочих мест;
Sсм – количество смен
y – коэффициент невыхода на работу
Эффективность использования трудовых ресурсов (производительность труда, рентабельность фонда зарплаты);
Расчет оплаты труда (годовой фонд зарплаты).
Трудовой коллектив — это группа трудящихся людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Коллективный труд позволяет:
§ передавать свои знания и умения другим членам коллектива, получая взамен признание и благодарность за это, а при необходимости и получать новые знания и умения;
§ ставить цели гораздо более высокого порядка и решать очень сложные и объемные задачи, чем работая в одиночку;
§ иметь сочувствие, сопереживание своих коллег и получать их поддержку не только в трудовом процессе, но ив бытовых и других жизненно важных вопросах;
§ проявлять способности, творчество и инициативу каждого работника, выдвигать новые идеи, рационалистические предложения;
§ повышать чувство ответственности не только за собственную работу, но и за своих товарищей, совместно решать и добиваться выполнения принятых решений, выступать по принципу «один за всех, все за одного»;
§ подвергать порицанию и осуждению дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.
Виды трудовых коллективов по статусу:
Официальные коллективы являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, установленных на данном предприятии. Производственные связи и отношения строятся на основе должностных обязанностей работников по иерархии подчиненности. Действия членов таких коллективов регулируются правилами и принципами рациональной бюрократии.
Неофициальные коллективы нигде юридически не оформляются и возникают на основании действий работников, желающих установить межличностные контакты и отношения не по должностям, а на базе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внутренние связи в них неформальные, но иерархия подчиненности здесь также может просматриваться в зависимости от поведения лидера и близости к нему отдельных членов такого коллектива.
Виды трудовых коллективов по механизму образования:
созданные по распоряжению руководства;
сложившиеся стихийно (неофициально).
Виды коллективов по характеру внутренних связей:
формальные;
неформальные.
Коллективы трудящихся по времени существования:
Могут быть временными и постоянно действующими в зависимости от сроков их жизнедеятельности.
В зависимости от размера:
малые — от трех до пяти-семи участников, средние — от одного до двух-трех десятков человек и большие — от нескольких десятков и до многих сотен трудящихся. Уровень общения и взаимодействия в таких трудовых коллективах различен, а средние и большие коллективы могут включать также ряд малых коллективов и разделяться еще на группы и подгруппы. Поэтому каждый человек может быть формально членом двух и более коллективов, созданных официально, но может входить в состав только одного неформального коллектива, иначе немедленно окажется «за бортом», ибо игра «и вашим, и нашим» в неформальном коллективе не прощается.
Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям.
К психологическим характеристикам трудового коллектива относятся:
1. Морально-психологический климат в коллективе: главные цели, ради которых создан и работает данный коллектив; способы и средства достижения поставленных целей; общепринятые нормы и правила взаимоотношений; справедливое, с точки зрения каждого работника, распределение работы и обязанностей.
2. Сплоченность работников коллектива.
3. Психологическая совместимость работников в трудовом коллективе: совместимость характеров, типов темперамента; высокий профессиональный уровень всех работающих в коллективе.
4. Уровень психологического давления коллектива на своих членов и степень конформизма (схожести мнений).
Каждый трудовой коллектив с момента создания проходит ряд жизненных стадий:
первая соответствует младенческому, подростковому возрасту становления коллектива;
вторая — периоду эффективной работы и зрелому возрасту;
третья — ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению.
Американские исследователи выделяют пыть стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность и зрелость.