На сцене отгорожено сценическое пространство для зрительного зала «кинотеатр», стоят стулья, стол кассира. Звучит романтическая музыка, молодой человек завязывает галстук, одевает пиджак и рассказывает.
Молодой человек. Стою я раз в кино, дожидаюсь свою даму. Надо сказать одна особа мне понравилась. Такая довольно интересная, бездетная девица, служащая. Ну, конечно любовь, разные там подобные слова…Любовь в том смысле, всегда отражается на человеке. Появляется какая-то жалость к людям, и рыбам, и чувствительное, что совершенно излишне в наше время. Так вот, стою я раз однажды в кино и дожидаюсь свою даму.
Звучит романтическая музыка, появляется дама.
Дама. Она, поскольку служащая, и не очень даже… она любит опаздывать. Но на работе за это строго, а тут она знает, что за два опоздания ее никто не уволит. Вот и отыгрывается на личной почве и гуманных чувствах.
Уходит. Звучит музыка «Все стало вокруг…». Выходит кассирша со стулом, садится за стол и читает книгу. Появляется массовка, парень с девушкой, девушки, бабуля, молодой человек. Молодой человек стоит у импровизированной двери и встречает даму.
Молодой человек. Пока очередь строится у кассы, там дверь распахнута и я стою. Заходите! Энергично стою, весело, охота петь, веселиться, дурака валять, охота кого-нибудь толкнуть (толкает молодого человека), за нос схватить (хватает). И на душе пение раздается и сердце разрывается на части. Вдруг вижу, стоит одна одетая старушка, в таком рваненьком….облезлая муфточка, дырявые старинные башмачки. Стоит она и жалостливыми глазами смотрит на входящих, ожидая не подадут ли?
Старушка в это время выходит из толпы
Другие на ее месте поют, отмороженно поют тоненькими голосами, бормочут какие-то странные слова. Она стоит как-то скромно, даже стыдливо. Гуманные чувства заполняют мое сердце, и я (лезет в карман), вынимаю кошелек, недолго роюсь в нем и достаю рубль, (подходит к старушке), и с небольшим поклоном…
Старуха. Подает старухе (удивленно).
Молодой человек. А у самого от чувств слезы, как бриллианты блестят в глазах…
Старуха. Старуха поглядела на рубль и говорит. Про что?
Молодой человек (смеется, подходит). Вот, мамаша, примите, от неизвестного.
Старуха. Стой! Я вас не прошу! Что вы мне рубль пихаете? Я может быть дочку жду, в кино пойти! Очень обидно, подобные факты видеть!
Толпа стоящая в очередь в кассу начинает возмущаться.
Молодой человек. Извиняюсь, пардон! Спутался, не поймешь что кому надо, кто за кем стоит! Шутка ли, столько народу!
Старуха (возмущенно). Да я лучше в другое кино пойду, чем с вами дышать зараженным воздухом.
Молодой человек. Я беру ее за руки, извиняюсь и поскорее отхожу в сторону, а то ненароком еще в милицию заметут.
Старуха. Заметут!
Молодой человек. А я даму жду!
Звучит романтическая музыка игра на скрипке, появляется дама.
Молодой человек. Вскоре приходит моя ….(поправляется)
Дама. Дама (подает руку для поцелуя).
Звучит мелодия танго, пара проходит по авансцене в танце. Затем появляется дочь старушки они встречаются. Кассирша закрывает книгу и объявляет.
Кассирша. Открыто (очередь начинает двигаться, покупать билеты и проходить в зрительный зал)!
Молодой человек. А я стою весь бледный, боязно даже по сторонам смотреть, как бы не увидеть своей оскорбленной старухи. Вот я беру билет (кладет деньги) и иду со своей дамой…Вдруг кто-то ко мне подходит сзади, я развернулся и вижу передо мной –старуха.
Старуха. Извиняюсь, вы мне давеча рубль давали! Тут дочка (глядит на нее), не рассчитала. А стоимость дороже, чем думали…Выручите нас!
Молодой человек вынимает из-за пазухи портмоне, но тут его дама произносит
Молодой человек. Я вынимаю кошелек, но тут моя дама произносит…
Дама. Извлекает следующие слова. Совершенно ни к чему разбрасываться деньгами! Уж если на то пошло, то я лучше ситро в буфете выпью!
Молодой человек. По логике. Не скулите, а рубль я должен дать. Мало ли бывают денежные заминки, надо же по товарищески относиться (дает старухе рубль и идет с дамой в зал).
Звучит музыка, начало фильма, все рассаживаются. Дама и молодой человек в первом ряду.
Дама. Под музыку дама…
Молодой человек. Меня пилила…
Дама. Говоря, что в третий день знакомства ты мне даже одеколон не мог купить. А тут деньгами разбрасываешься, и пыль в глаза пускаешь. Под конец..
Молодой человек. Стали показывать веселую комедию (все смеются). Забыв обо всем..
Дама. Все хохотали. А старуха с дочкой…
Молодой человек. Тоже сидели недалеко от нас (старуха высовывает голову между молодыми людьми и прищуривает глаза) Я был очень рад (показывает на старуху).
Старуха. Что доставил ей такое удовольствие!
Молодой человек (весело) И даже если бы она попросила бы у меня два рубля, я бы ей тоже дал, не моргнув глазом.
Старуха глядя на экран громко смеется…в это время молодой человек кладет руку на колено даме…они пытаются поцеловаться, но тут старуха высовывает голову и они целуют ее. Звучит общий смех. Кино окончилось, все встают со стульев и направляются к выходу.
«ГРИМАССА НЭПА».
Действующие лица.
Тип- молодой человек
Пожилая женщина-Мамаша
Проводница в вагоне
Массовка в вагоне
На сцене декорации купе вагона. Звучит паровозный гудок, пассажиры вошедшие в вагон укладывают вещи, рассаживаются на свои места, суматоха. Молодые люди прощаются, кто-то укладывается спать. Появляется проводница, она объявляет, что поезд отправляется, провожающих просьба покинуть вагон. Гудок отправления.
1-я женщина (громко объясняя своей соседке по купе). На праздники я обыкновенно в Лугу езжу. Там, говорят, воздух очень превосходный — сосновый и еловый. Против бронхита хорошо помогает. Врачи так говорят. Я не знаю. Не думаю.
2-я женщина (доставая из корзинки провизию и выкладывая ее себе на колени начинает жевать) главное, что в Лугу ездить — сущее наказание. Народу больно много. Пихаются.
3-я девушка. На колени садятся без разрешения. Корзинки и тючки на голову ставят. Не только бронхит — скарлатину получить можно (раскрывает книгу и начинает читать).
Мужчина укладывается спать на полке и недовольно посматривает на болтающих женщин.
Мужчина. Гражданочки, имейте уважение, нельзя ли по тише (взбивает подушку и недовольно отворачивается).
Ненадолго в вагоне устанавливается тишина и лишь слышен стук колес поезда, пассажиры заняты своими делами. Звучит фонограмма (+) останавливающего поезда, появляется проводница и громко объявляет станцию.
Проводница (громко). Бологое, граждане, кто выходит, Бологое (уходит).
Появляется тип, который идет налегке и отдает приказания несущей за ним пожилой женщине, нагруженной багажом. Багаж очень тяжелый, и пожилая женщина, еле поспевает за ним, задевая сидящих пассажиров. Мужчина одет в пиджак, с усиками в сапогах, идет налегке, за ним пробирается пожилая женщина с двумя тюками и корзинкой в руках.
1-я женщина. Прошлый раз по пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон ещё какой-то тип влазит. Не старый ещё.
3-я девушка (закрывая книгу и кокетливо). С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. И с ним — старуха. Такая обыкновенная старуха с двумя тюками и с корзинкой.
2-я женщина. Собственно, сначала эта старуха в вагон влезла со своим багажом. А за ней уж этот тип со своими усиками. Старуха, значит, впереди идёт — пробивается сквозь публику, а он за ней небрежной походкой. И всё командует ей.
Тип-молодой человек. Неси ровней корзину-то. Просыплешь чего-то там такое... Становь теперича её под лавку (старуха наклоняется и заталкивает под лавку где спит мужчина)! Засупонивай, я говорю, её под лавку. Ах, чёртова голова! Узел-то не клади гражданам на колени. Клади временно на головы... Обожди, сейчас я подниму его на верхнюю полку. Фу ты, я говорю, дьявол какой!
Старуха кладет узел женщинам на колени, мужчина просыпается, начинает возмущаться.
3-я девушка. Да это жеформенное нарушение уголовного кодекса труда!
1-я женщина. Нарушена норма в отношении старослужащего человека.
2-я женщина. Не пора ли одёрнуть, если он зарвался и кричит, и командует одной прислугой. Где ж это возможно одной старухе узлы на головы ложить? Это же форменная гримаса нэпа.
1-я женщина. Это эксплуатация переростков! Нельзя же так кричать и командовать на глазах у публики. Это унижает ейное старушечье достоинство.
Мужчина лежащий на полке вскакивает берет за грудки типа.
Мужчина. Это, невозможно допущать такие действия. Это издевательство над несвободной личностью. Это форменная гримаса нэпа.
Тип-молодой человек, побледнел, начал заикаться и срывающимся голосом заявил.
Тип-молодой человек. Позвольте, может быть, никакой гримасы нету? Может быть, это я с моей мамашей в город Ленинград еду? Довольно оскорбительно слушать подобные слова в нарушение кодекса.
Публика в вагоне недоуменно смотрит на типа, она немного в замешательстве.
1-я женщина. Так это мамаша ваша, извиняемся!
Мужчина. А пёс, её разберёт! На ней афиша не наклеена — мамаша или папаша. Тогда объявлять надо при входе.
Но после сел у своего окна и говорит
Извиняюсь всё-таки. Мы не знали, что это ваша преподобная мамаша. Мы думали как раз, знаете, другое. Мол, это, подумали, домашняя прислуга. Тогда извиняемся.
В купе общий гвалт, все кричат наперебой
Все хором. Извиняемся!
Тип-молодой человек (оскорбленным голосом). Проехаться не дадут — сразу берут за грудки. Затрагивают, у которых, может быть, билеты есть (обращается к мамаше). Положите, мамаша, ногу на узел — унести могут...
Мамаша кладет ногу на узел, молодой человек не унимается.
Тип- молодой человек. Какие такие нашлись особеннные. А может быть, я сам с семнадцатого года живу в Ленинграде.
Мужчина (почесывая затылок). Да, неувязочка вышла!
Звучит шум замедляющего движения поезда, появляется проводница и объявляет.
Проводница. Граждане, Ленинград! Конечная, прибыли!
Все встают, собирают вещи и начинают покидать вагон. Старуха берет свои тюки, корзину, взваливает все на себя и медленно покидает вагон, тип-молодой человек медленно двигается за ней налегке, звучит паровозный гудок.
«ЗАКОРЮЧКА»
Действующие лица.