ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ




Методика 1. Изучение профессионального типа воспитателя на основе преобладающего интереса педагога к руководству определенным видом деятельности детей

Цель: изучить тип профессиональной деятельности воспитателя.

Организация. Проводят наблюдение за разными видами и формами профессиональной деятельности педагога, его профессиональным поведением в разных педагогических ситуациях.

Обработка данных. Данные наблюдения соотносят с показателями типов профессиональной деятельности воспитателя, разработанными Е. А. Панько:

– игровой тип: воспитатели этого типа проявляют интерес к игровой деятельности детей, владеют умением управлять ею, им свойственно высокая познавательная и творческая активность, эмоциональная выразительность, креативность;

– дидактический тип: для воспитателей характерна направленность на обучение, в отношениях с детьми преобладает деловое общение;

– художественный тип: воспитатели проявляют особую заинтересованность художественной деятельностью и стремятся применять интересные методы и приемы на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке и др., наравне с деловым налаживают и личностное общение с детьми;

формально-прагматический тип: воспитатели характеризуются довольно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих профессиональных функций; требовательны
в отношении к детям, родителям, коллегам, но в своих требованиях исходят, прежде всего,
из формально поставленных задач без учета индивидуальных особенностей воспитанников
в конкретной ситуации; в общей оценке детей исходят, как правило, из показателей выполнения ими бытовой деятельности; в отношениях с детьми не проявляют чуткости, недостаточно активны, главным образом, озабочены проблемой поддержания дисциплины в детской группе, послушанием детей, отличаются негибкостью в предъявлении требований к детям;

индифферентный тип: воспитателям такого типа свойственно безразличие в работе с детьми, формальность в выполнении профессиональных обязанностей; при оценке детей исходят
из характеристики их поведения в повседневной жизни, из показателей выполнения ими бытовой деятельности, не замечают индивидуальных особенностей детей, не владеют информацией о детях, их развитии.

Составляют сводную таблицу на группу педагогов, в которой отмечают в графе «Педагоги» свойственный воспитателю профессиональный тип, а в графе «Всего» отражают результаты
группы педагогов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ТИПАМ

Профессиональные типы Ф. И. О. педагогов Всего (в %)
                               
Игровой                                  
Дидактический                                  
Художественный                                  
Формально-прагма-тический                                  
Индифферентный                                  

 

Методика 2. Изучение сформированности структуры
профессиональной деятельности воспитателя

Цель: изучить сформированность структуры профессиональной деятельности воспитателя.

Организация. Проводят наблюдение за общением педагогов с детьми в разных педагогических ситуациях и разных формах организации взаимодействия. Анализируют документацию
и другие продукты профессиональной деятельности педагогов.

Обработка данных. Данные наблюдения соотносят со структурой профессиональной деятельности воспитателя детского сада (разработана Е. А. Панько).

1. Гностические умения:

– сформированность представлений о возрастных особенностях воспитанников;

– сформированность представлений об индивидуальных особенностях воспитанников;

– понимание психоэмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации общения;

– понимание мотивов поступков детей;

– переработка информации и подача ее детям с учетом их возраста и интересов.

2. Конструктивные умения:

– проектирование развития конкретного ребенка;

– проектирование развития группы детей в целом;

– предвидение затруднений в своей работе и создание условий для их предотвращения;

– планирование деятельности ребенка;

– планирование своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу.

3. Коммуникативные умения, направленные на установление педагогически целесообразных взаимоотношений в разных ситуациях:

– с конкретным ребенком;

– с группой детей в целом;

– с родителями воспитанников;

– с коллегами и администрацией.

4. Организаторские умения:

– эффективная организация своей деятельности;

– эффективная организация разных форм совместной со взрослым деятельности детей,

– эффективная организация самостоятельной деятельности детей;

– умение вовлекать родителей в образовательный процесс, активизировать их воспитательный потенциал;

– умение организовывать взаимодействие с коллегами по решению профессиональных проблем.

Наблюдая профессиональную деятельность педагога, определяют степень сформированности каждого умения по их четырем группам в баллах.

Балльная шкала оценки сформированности групп профессиональных умений педагогов: проявляется постоянно – 4 балла, проявляется часто – 3 балла, проявляется редко – 2 балла, проявляется очень редко – 1 балл, не проявляется – 0 баллов.

Заполняют карту оценки сформированности профессиональных умений у педагогов, подсчитывают среднее количество баллов по каждому умению на группу педагогов, определяют
те умения, которые в наибольшей и наименьшей степени сформированы у педагогов.

Оценивание уровня сформированности каждой из четырех групп умений у педагогов осуществляется по шкале оценки уровней: высокий уровень – 20‒14 баллов, средний уровень – 13‒7 баллов, низкий уровень – 6‒0 баллов.

Составляют сводную таблицу распределения педагогов по уровням сформированности профессиональных умений, определяют совокупный уровень сформированности профессиональных умений у педагогов.

Расчет совокупного уровня производится по следующей шкале: высокий – 80‒54 балла, средний ‒ 53‒28 баллов, низкий – 27–0 баллов.

 

 


Карта оценки профессиональных умений педагогов (в баллах)

Умения Ф. И. О. педагогов Итого баллов по каждому умению на группу педагогов
                             
                                 
Гностические умения: • сформированность представлений о возрастных особенностях воспитанников                                
• сформированность представлений об индивидуальных особенностях воспитанников                                
• понимание мотивов поступков детей                                
• понимание психоэмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации общения                                
• переработка информации и подача ее детям с учетом их возраста и интересов                                
Итого баллов по группе умений                                
Уровень по данной группе умений                                
Конструктивные умения: • проектирование развития конкретного ребенка                                
• проектирование развития группы детей в целом                                
• предвидение затруднений в своей работе и создание условий для их предотвращения                                
• планирование деятельности ребенка                                
• планирование своей деятельности на ближайшую и отдаленную перспективу                                
Итого баллов по группе умений                                
Уровень по данной группе умений                                
Коммуникативные умения,направленные на установление педагогически целесообразных взаимоотношений в разных ситуациях: • с конкретным ребенком                                
• с группой детей в целом                                

Окончание табл.

                                 
• с родителями воспитанников                                
• с коллегами и администрацией                                
Итого баллов по группе умений                                
Уровень по данной группе умений                                
Организаторские умения: • эффективная организация своей педагогической деятельности                                
• эффективная организация разных форм совместной со взрослым деятельности детей                                
• эффективная организация самостоятельной деятельности детей                                
• умение вовлекать родителей в образовательный процесс, активизировать их воспитательный потенциал                                
• умение организовывать взаимодействие с коллегами по решению профессиональных проблем                                
Итого баллов по группе умений                                
Уровень по данной группе умений                                
Уровень сформированности профессиональных умений                                


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: