Анализ полученных результатов и их интерпретация




 

 

1. Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)

Таблица 5

Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (дети экспериментальной группы)

№ вопроса                               Общий балл Ср. балл
1 реб                                 2,9
2 реб                                 2,9
3 реб                                 2,4
4 реб                                 2,5
5 реб                                 2,5
6 реб                                 2,4
7 реб                                 2,6
8 реб                                 2,4
Средний балл детей экспериментальной группы 2,6

Таблица 6

Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (дети контрольной группы)

№ вопроса                               Общий балл Ср. балл
1 реб                                 2,8
2 реб                                 2,7
3 реб                                 1,9
4 реб                                 2,3
5 реб                                 1,7
6 реб                                 2,4
7 реб                                 1,8
8 реб                                 2,4
Средний балл детей контрольной группы 2,25

 

Рисунок 4. Средний балл

Таблицы 5 и 6. Результаты диагностики готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.) (экспериментальная и контрольная группы).

Как видно на рис.4, уровень готовности к поступлению в детский сад у детей различен. Более высокий уровень готовности у детей экспериментальной группы - 2,6, они готовы к поступлению в детский сад. Это может объясняется взаимодействием между ДОУ и семьей, использованием единых требований, направленностью на результат у семьи и ДОУ.

У детей контрольной группы – 2,25 - условная готовность к детскому саду.

2. Исследование психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

Таблица 7

Исследование адаптации

 

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации Легкая степень адаптации Средняя степень адаптации
Кол-во детей % соотношение Кол-во детей % соотношение Кол-во детей % соотношение Кол-во детей % соотношение
Эмоциональное состояние   75%   25%   50%   50%
Социальные контакты ребенка   75%   25%   37,5%   62,5%
Сон   62,5%   37,5%   37,5%   62,5%
Аппетит   75%   25%   50%   50%

 

Рисунок 5. Результаты исследования психофизиологической адаптации детей к условиям дошкольного учреждения (экспериментальная и контрольная группы).

Результаты диагностики показали, что адаптация к ДОУ прошла успешно, была выявлена легкая и средняя степень адаптации, уровень психофизиологической адаптации к условиям дошкольного учреждения более высок у детей экспериментальной группы.

3. Результаты опроса родителей детей раннего возраста:

Таблица 8

Результаты опроса родителей детей раннего возраста

Вопросы Эксперим. гр Контр. гр
  Да Нет Затрудн. Да Нет Затрудн.
1 Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?            
2.Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).            
3.Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?            
4.Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?            
5.Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?            
6.Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей).            
Итого            

 

Анализ опроса родителей раннего возраста показал, что дети экспериментальной группы более дружелюбны и коммуникабельны, они пытаются строить отношения со сверстниками, по мере возрастных особенностей. Большинство детей в контрольной группе, по мнению родителей, предпочитают играть со своими игрушками. У них только начинает формироваться потребность в общении с другом - сверстником. Для экспериментальной группы характерен интерес, внимание к сверстнику и эмоциональные реакции при взаимодействии с ровесником. Опрос родителей также показал, для контрольной группы характерно объектное отношение между сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети из экспериментальной группы более настроены на общение со сверстниками и взрослыми и более адаптированы к детскому коллективу.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его обстановки, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа), приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальна проблема адаптации у детей раннего возраста, часто болеющих, перенесших перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью адаптационных механизмов и иммунной системы. Адаптация у таких детей нередко протекает в виде "адаптационной болезни" с выраженными поведенческими, сомато-вегетативными нарушениями и снижением резистентности, что обусловливает значительное возрастание восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям. К биологическим факторам анамнеза относят: заболевания матери во время беременности и родах, заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДОУ.

К социальным факторам анамнеза относят: неправильный режим дня ребенка; недостаточный дневной и ночной сон; вредные привычки; неправильная организация бодрствования; неумение общаться со взрослыми и детьми; несформированность предметной и игровой деятельности ребенка. В первой главе были подробно рассмотрены теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ: само понятие адаптации, формы адаптации, особенности организации работы в адаптационный период.

Во второй главе изучали особенности адаптации детей была подобрана система критериев и ряд тестов, необходимых для диагностики, охарактеризованы уровни указанной готовности. При этом использовались теоретические методы (анализ и синтез, классификация и обобщение, сравнение), а также практические методы (наблюдение, изучение документации, тестирование). Была разработана и экспериментально реализована система медико-педагогических аспектов адаптации детей раннего возраста.

По результатам контрольного эксперимента было выяснено, что дети экспериментальной группы более настроены на общение со сверстниками и взрослыми, психо-физически сильнее, адаптивнее, легче и быстрее могут переключаться, по состоянию здоровья они крепче.

В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические аспекты, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, разработана система психолого-педагогических аспектов адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия адаптации ребенка к дошкольному учреждению; разработана система психолого-педагогических условий для работы с педагогами, детьми и их родителями по обеспечению психолого-педагогических аспектов адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Гипотеза, положенная в основу подтвердилась, то есть процесс адаптации ребенка к дошкольному учреждению проходит успешно при соблюдении определенных психолого-педагогических условий (аспектов).

 

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый "адаптационный лист").

Результат эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы оптимальные условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду. Эту работу следует обновлять и расширять педагогам на группах при помощи разных форм и методов работы с детьми, а также с привлечением родителей. Предложенные практические приемы можно рекомендовать для использования в другие дошкольные учреждения, так как на практике доказана эффективность такой работы при адаптации дошкольников.

Таким образом, цель данного исследования была достигнута, а гипотеза - подтверждена.

Адаптация ребенка к детскому саду является важным периодом в его жизни и успешное привыкание малыша к новым условиям – это залог его благополучного развития в дальнейшем!

ГЛОССАРИЙ

Понятие Содержание Источник
       
  Адаптация 1.Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.2. Упрощение текста для малоподготовленных читателей. Толковый словарь С.Ожегова
  Диагностика ж. греч. распознание, распознаванье; определение признаков и взаимных отликов произведений природы; знание примет: распознавание болезней, по припадкам и явлениям. Диагностический, к диагностике, распознанию относящийся. Диагностик м. распознатель; опытный на приметы. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
  Динамический стереотип физиологическое понятие, обозначающее относительно устойчивую систему реакции организма на воздействие внешней среды; Советская энциклопедия 1969—1978
  Реципиент (лат. recipiens (recipientis) – принимающий) - 1) лингв., инф. человек, принимающий сообщение или информацию; слушающий, читающий; адресат; 2) мед. человек, которому переливают кровь или пересаживают орган от другого человека - донора Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.  
  Симптомокомплекс 1. синдром; 2. совокупность симптомов определённого расстройства; 3. совокупность симптомов настоящего расстройства на момент исследования пациента.(от греч. symptoma случай, совпадение и лат. complexus связь, сочетание) Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2008.
  ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.  
  Эмпирическая работа (Эмпирический)   (от греч. empeirikos — полученный из опыта) — основанный на опыте, опирающийся на реальные факты. Энциклопедический словарь. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

3. Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,1997. - 160с.

4. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,1983. - 80с.

5. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,1986. - 176с. 7. Воспитание и развитие детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.

6. Галанов А.С. Я иду в детский сад: Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Школьная Пресса,2002. - 120с.

7. Григорян М. В детский сад [как нужно готовить ребёнка к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - с. 20-24

8. Евдокимова Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - с. 47-49

9. Елагина М. Роль оценки взрослого в развитии детей // Дошкольное воспитание. - 1988. - №9. - с. 71-76 12. Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9

10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000.

11. Косенюк Р.Р. Педагогическая поддержка детей раннего возраста // Сацыяльна-педагагічная работа. У дапамогу педагогу. - 2007. - №9. - с. 27-31 12. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36

13. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.

14. Левко А.И. Детство как социально - педагогическая проблема // Феномен детства: социально - педагогические и медико - психологические проблемы: Материалы международной конференции. - Брест,2004. - с. 121125

15. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3го года жизни: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс,2005. - 245с.

16. Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - с. 42-44

17. Лукина Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года): практическое пособие. - СПб: Паритет,2004. 102с.

18. Марач И. Влияние привязанности ребёнка к матери на его адаптацию к детскому саду // Феномен детства: социально - педагогические и медико психологические проблемы: Материалы международной конференции. Брест,2004. - с. 284-286

19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1996. 24. Павлова Л. Второй год жизни: Мамина школа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №8. - с. 104-110

20. Павлова Л. О современной проблеме ранего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - с. 9-12

21. Павлова Л. Раннее детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - с. 94-96

22. Сиротюк А. Плоды просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. №1. - с. 70-78

23. Смирнова Е. Ранний дошкольный возраст: становление произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - с. 85-98

24. "Социальная адаптация" детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: Наука. - 241с. 25. Степаненкова З.И. Игры для самых малентких: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 89с.

26. Терёхина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад: психологопедагогическое сопровождение ребёнка в период адаптации к дошкольному учреждению: Мозырь: ООО ИД "Белый ветер",2006. - 167с.

27. Терёхина О. Адаптационная площадка как модель успешной социализации детей раннего и дошкольного возраста // Пралеска. - 2008. №4. - с. 29-37; №6. - с. 46-49

28. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб: Речь,2002. - 306с.

29. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6. - с. 3-12

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Лист адаптации ребенка к ДОУ

ФИО ребенка__________________________________

Дни посещения     Показатели адаптации Месяц
     
Неделя Неделя Неделя
                             
Аппетит 3- ест самостоятельно и охотно 2- позволяет взрослому себя кормить 1- отказывается от еды, капризничает                              
Стул 3- регулярный 2- нерегулярный 3- отсутствие стула                              
Сон 3- сон спокойный, засыпает быстро 2- засыпает долго, сон беспокойный 1-сон отсутствует, ребёнок плачет                              
Общий эмоциональный фон 3- положительный (уровновешенный) 2-неустойчивый (частая смена настроения) 1-отрицательный (напряжённый)                              
Взаимодействие со взрослым 3-инициативен 2-принимает инициативу взрослого 3-уходит от взаимоотношений                              
Взаимоотношен. с другими детьми 3-инициативен 2-принимает инициативу другого ребёнка 1-пассивен (реакция протеста)                              
Познавательная и игровая деятельность 3-активен 2-активен при поддержке взрослого 1-пассивен (реакция протеста)                              
Сумма балов                              
21-18 баллов – высокий уровень (В) 17-11 баллов – средний уровень (С) 10-7 баллов – низкий уровень (Н) Менее 7 баллов-ниже среднего (Нс)                              

 

Примечания__________________________________________________ _____________________________________________________________ Группа адаптации_____________________________________________

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА"

 

Фамилия, имя ребенка ………………………………………………………………………………..

Перечислите, пожалуйста, черты характера ребенка, которые вам нравятся ………………………………………………………………………………

Какие черты характера ребенка вам хотелось бы исправить? ………………………………………………………………………………

Как ребенок относится к взрослым знакомым? ………………………………………………………………………………

к незнакомым? ………………………………………………………………………………

Как ребенок относится к сверстникам? ………………………………………………………………………………

Отметьте, пожалуйста, черты, ярко выраженные у ребенка:

раздражительный - обидчивый тревожный - неспокойный неподатливый – а

грессивный осторожный - возбудимый пессимистический – поддающийся настроениям сдержанный - импульсивный необщительный - оптимистичный спокойный - активный пассивный - общительный старательный - открытый миролюбивый – контактный направленный - живой надежный - беззаботный размеренный - любящий удобства спокойный – инициативный

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1 Текст опросника

1. Предпочитает ли ваш ребенок играть со сверстниками, а не с игрушкой?

2. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребенка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев).

3. Какая реакция прослеживается у ребенка на нового человека? (страх, любопытство, приветливость, агрессия).

4. Проявляет ли ваш ребенок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?

5. Как ведет себя ребенок в незнакомом для него месте? (плачет, ведет себя спокойно, ведет себя возбужденно, появляется агрессия?)

6. Есть ли у вашего ребенка потребность во взаимодействии с другими детьми?

7. Как ваш ребенок относится к своим сверстникам? (дружелюбно, настороженно, агрессивно)

8. Как вы думаете, ваш ребенок осознает, что чувствует ребенок, с которым он играет?

9. Существует ли любимая коллективная игра или игрушка у вашего ребенка в детском саду?

10. Слушается ли ваш ребенок воспитателя?

11. Бывает ли так, что ваш ребенок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей

 

2 Текст опросника родителей

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего подобьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям

 

Выпускная квалификационная работа состоит из ______страниц, в т.ч.

- основная часть (кол-во страниц без учета приложений) ______страниц

- приложения (кол-во страниц в приложении) ______страниц

 

Основная часть работы содержит: рисунков - _____шт., таблиц - ______шт.

 

Список информационных источников содержит всего _______ссылок. Из них:

 

Вид ссылки Количество %
На учебную литературу    
На периодическую печать    
На научные исследования    
На правовые акты    
На интернет источники    
На литературу последних трех лет издания    

 

 

Работа мной выполнена совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.

 

Студент_____________________ ___________ __________

Ф.И.О. подпись дата


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: