Проблема нравственного выбора в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на примере образа Понтия Пилата




Цели урока:

-определить место персонажа в системе образов романа,

- проанализировать проблему нравственного выбора,

- раскрыть трагический пафос образа Понтия Пилата.

 

Задачи:

1) развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление;

2) способствовать нравственному развитию;

3) углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы Булгакова;

4) на основе собственных впечатлений от романа, рассмотреть значимость и масштабность образа;

5) совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развитие умения выделять главные, существенные моменты в раскрытии образа героя, определять его роль для развития всего произведения;

 

Этап мастерской Деятельность учителя и учеников
Сонастройка Слово учителя: на сегодняшней уроке мы с вами обратимся к одному из ключевых образов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». К образу Понтия Пилата. И затронем такой важный вопрос, как вопрос нравственного выбора. Мы попытаемся понять, что же хотел донести Булгаков поднятой проблемой до своих читателей, то есть до нас с вами.
Индукция Учитель демонстрирует три предмета: камень (символизирует трудность выбора, тяжесть принятия решения), шахматные фигуры (олицетворяющие противоречивость выбора, контрастность между решениями) и замок (символизирующий ограничения, накладываемые выбором). Какой из предметов по вашему наиболее верно иллюстрирует ситуацию выбора Понтия Пилата? Ученики выбирают наиболее понравившийся вариант и объясняют почему (озвучивание нескольких мнений).
Цепочка заданий 1.Деконструкция: П. Вспомним, как отвечает Мастер на вопрос, о чем его роман? У. О Понтии Пилате. П. Как отвечает Иван Бездомный на вопрос Мастера, из-за чего он попал в клинику? У. Из-за Понтия Пилата. П. Какими словами заканчивается роман Мастера? У. «Так встретил рассвет 15 нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат» П. Как заканчивается роман М.А.Булгакова? У. «Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто: ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» П. Как мы видим, именем Понтия Пилата завершается и роман Мастера, и роман М.А.Булгакова. Вспомним также, что вторая глава романа называется «Понтий Пилат», Мастер появится только в главе тринадцатой («Явление героя»), а Маргарита —в девятнадцатой. Отсюда можно сделать вывод, что Понтий Пилат имеет большое значение в канве повествования.   2.Реконструкция Задание 1. Класс разделяется на группы. Группы получают задание одновременно. У групп есть право выбора трех вопросов, а также право предложить свои вопросы к эпизоду. Задание1-ой группе. Анализ эпизода «Допрос Иешуа». –Каково состояние Пилата? Почему? Как оно изменяется? –Почему прокуратор переходит с одного языка на другой? –Как звучит голос прокуратора? –Как воспринимают Пилата секретарь, Марк Крысобой, Йешуа? –Как вы понимаете повторяющийся мотив тоски и бессмертия? –Какое значение Вы видите в появлении ласточки в колоннаде во время допроса? –Мог ли Понтий Пилат повлиять на судьбу Йешуа? –Почему прокуратор решает подвергнуть Йешуа заключению именно в Кесарии Стратоновой? –Почему Пилат утверждает смертный приговор Малого Синедриона? –Почему Пилат не настоял на помиловании Йешуа? –Можно ли сказать, что окончательный выбор уже сделан? Задание2-ой группе. Анализ эпизода «Объявление приговора». –Что чувствует Пилат? –Какой выбор он совершает? –Как охарактеризован момент выбора? Что Пилат видит в этот момент? Что слышит? О чем думает? –Между какими ценностями выбирает Понтий Пилат? –Если бы Пилат объявил имя Варравана, каковы были бы последствия? –Что ждет Пилата в том случае, если он прикажет освободить Иешуа? –Что ждет Пилата, если он прикажет казнить Иешуа? –Мог ли Понтий Пилат поступить иначе? -- Каким мы воспринимаем Понтия Пилата в этой сцене? Социализация. Группы озвучивают результаты работы. Рефлексия.   Задание2. Сопоставление образа Понтия Пилата, сложившегося при чтении с его воплощением на картине Н.Ге «Что есть истина?». П.Каким вы представляли себе Понтия Пилата при чтении? У. (описывают свои впечатления) П. Какие основные черты Пилата изобразил художник? На чем заострил внимание? У. Прокуратор изображен как человек среднего возраста. Его повернутое в профиль лицо имеет острые, неприятные черты. Он как бы отчитывает Иисуса, поучает его. Жест Пилата, подкрепляющий речь, демонстрирует уверенность и главенствующее его положение в изображаемой ситуации. П. Если бы Вы создавали иллюстрацию к роману М.Булгакова, связанную с образом Понтия Пилата, какую бы Вы сцену выбрали? В какой момент вы бы изобразили героя? У. (высказывают свои мнения)   Задание 3. Анализ эпизода «Освобождение Пилата». П. Какова цена выбора Понтия Пилата? У. трагедия прокуратора в том, что он не смог пойти против общества, преодолеть свой страх. Он понимал, что Иешуа необычный человек, но испугавшись за себя, отказался от него. Поэтому он приговорен к вечному переживанию одного и того же момента разговора с Иешуа. Этот разговор происходит в вечности, но обрывается и начинается с начала. П.Чего ждет Понтий Пилат? У. Воланд говорит, что стремление Понтия Пилата пойти по лунной дороге и разговаривать с арестантом Га-Ноцри объясняется тем, что Пилат чего-то не договорил тогда, «давно, четырнадцатого числа весеннего месяца Нисана». Он хочет задать еще вопрос и хочет услышать еще ответ. П. Как Вы думаете, какой может быть тема этого разговора? У. Люди и истина П. Как Вы поняли, какую свободу обретает Понтий Пилат? Можно ли назвать обретение свободы прощением? У. Понтий Пилат обретает высшую свободу. Он искупил свою вину и может вступить в царство Божие.
Рефлексия Что мы узнали по теме мастерской: Понтий Пилат — трагический герой в романе М.А.Булгакова. Он не может разрешить противоречие между «Пилатом — человеком философского склада ума», который хочет ответить на вопрос, что такое истина, и «Пилатом-прокуратором», который является пятым наместником в ненавидимом городе и должен защищать интересы власти. Не завершив диалог с бродячим философом, Пилат разговаривает с его учеником Левием Матвеем, но убеждается лишь в том, что Йешуа был прав, говоря, что Левий Матвей записывает за ним слова, но не понимает их сути. Цена выбора Пилата — сны, в которых он продолжает прерванный разговор, двенадцать тысяч лун одиночества и ожидания продолжения диалога. Прощение и освобождение Пилата — признание искупления вины. Что мы узнали для себя: Нравственный выбор очень сложная вещь. Но цена неправильного выбора порой может быть очень высока. Не стоит руководствоваться при принятии решений своими страхами и опасениями, нужно поступать, так как считаешь верным ты, а не общество.

Домашнее задание: сочинение-рассуждение на тему «Что произошло бы, сделай Понтий Пилат другой выбор?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: