Преподаватель Н.А. Самарина




Семестр

Курс

Группы П2-1, П2-3, П2-2д

1. Раскройте понятие: «Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Назовите уровни языка. Как язык связан с речью? Как в русском языке нашло отражение материальной и духовной культуры русского и других народов?

2. Какие виды речевой деятельности вы знаете? Дайте определение речевой ситуации, назовите ее компоненты.

3. Расскажите об употреблении форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи. Приведите примеры нарушения использования форм имен существительных, имен прилагательных, числительных в речи.

4. Раскройте понятия «литературный язык» и «языковая норма». Перечислите типы норм литературного языка.

5. Раскройте понятие «культура речи», поясните качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

6. Как склоняются порядковые и количественные числительные? Перечислите правила сочетания числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. Приведите примеры нарушения морфологических норм, связанных со склонением числительных, а также с употреблением числительных оба, обе, двое, трое и др.

7. Расскажите об употреблении местоимений в речи. Что такое синонимия местоименных форм. Приведите примеры.

8. Перечислите типы словарей русского языка, расскажите основные принципы их построения. Какие словари регламентируют разные типы норм русского языка?

9. Приведите примеры нарушения морфологических норм, связанных с употреблением форм глагола, причастий и деепричастий, наречий в речи.

10. Расскажите об употреблении существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. Приведите примеры.

11. Расскажите об особенностях русского ударения. Покажите различие между ударением словесным и логическим. Какова роль ударения в стихотворной речи? Приведите примеры

12. Поясните правила употребления причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Приведите примеры.

13. Что такое «морфологические нормы»?Приведите примеры.

14. Дайте определение орфоэпическим нормам. Приведите примеры произносительных норм и норм ударения, орфоэпии грамматических норм и отдельных слов.

15. Расскажите об основных синтаксических единицах: словосочетании, предложении, сложном синтаксическом целом. Приведите примеры.

16. Расскажите об орфоэпическом словаре, его использовании в определении орфоэпических норм.

17. Назовите основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение. Приведите примеры нарушения синтаксических норм в научном стиле.

18. Что такое звукопись и благозвучие речи? Приведите примеры фонетических средств речевой выразительности: ассонанса и аллитерации. Уместна ли звукопись в прозаической речи?

19. Покажите знание синтаксических норм при построении словосочетаний. Каково значение словосочетания в построении предложения? Приведите примеры.

20. Какова функция слова в лексической системе языка? Дайте определение лексического и грамматического значения слова. Приведите примеры. Что такое «лексико-фразеологическая норма»?

21. Дайте определение простого, осложненного, сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного сложного предложений.

22. Что такое «многозначность слова», «прямое и переносное значение слова»? Приведите примеры нарушения лексико-фразеологической нормы при смешении прямого и переносного значений слов и фразеологизмов.

23. Поясните понятие «актуальное членение предложения». Приведите примеры парцелляции.

24. Перечислите самостоятельные и служебные части речи, их классификацию и особенности. Раскройте роль частей речи в построении текста. Приведите примеры использования инверсии.

25. Дайте определение метафоры и метонимии как выразительных средств языка. Приведите примеры.

26. Дайте определение омонимов и паронимов. Покажите различие между омоформами, омофонами, омографами. Приведите примеры нарушения лексических норм, связанных с употреблением омонимов и паронимов.

27. Что такое главные и второстепенные члены предложения? Приведите примеры нарушения норм при согласовании подлежащего и сказуемого.

28. Дайте определение синонимов и антонимов. Приведите примеры нарушения лексических норм, связанных с употреблением синонимов и антонимов.

29. Каковы выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, бессоюзие, многосоюзие, парцелляция и др. фигуры речи)?

30. Какие принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм вам известны? Приведите примеры.

31. Расскажите о лексике с точки зрения ее употребления (нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы)). Приведите примеры употребления профессиональной лексики и научных терминов. Приведите примеры нарушения лексических норм, связанных с употреблением профессиональной лексики и научных терминов.

32. Что такое однокоренные слова? Приведите примеры речевых ошибок, связанных с неоправданным повтором однокоренных слов. Раскройте понятие «плеоназм».

33. Что такое контекстуальные синонимы и антонимы. Раскройте понятия «градация», «антитеза», «афоризмы», «пословицы», «поговорки», приведите примеры.

34. Что такое синонимия составных сказуемых, синонимия согласованных и несогласованных определений? Дайте определение предложений односоставных и двусоставных как синтаксических синонимов. Приведите примеры.

35. Что такое «текст», какова его структура? Расскажите о функционально-смысловых типах речи /описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования)/. Поясните, что такое описание научное, художественное, деловое.

36. Что такое синонимия простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения)? Приведите примеры.

37. Расскажите об употреблении приставок и суффиксов в разных стилях речи. Что такое «многозначность морфем», синонимия и антонимия морфем? Приведите примеры.

38. Покажите взаимосвязь пунктуации и интонации. Какие способы оформления чужой речи вам известны. Продемонстрируйте примеры использования правил при цитировании.

39. Расскажите об особенностях словообразования профессиональной лексики и терминов.

40. Расскажите об особенностях функциональных стилей литературного языка (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный). Какова сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текстов разных стилей?

 

Преподаватель Н.А. Самарина

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: