Низамиева Гульнара Насимовна




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 71 «КОРАБЛИК»

Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Развитие творчества у дошкольников

с использованием бросового и природного материала.

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель:

Низамиева Гульнара Насимовна

 

г. Набережные Челны

2021 год

 

 

Тема: Развитие творчества у дошкольников с использованием бросового и природного материала.

Слайд 1.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности ребёнка. Раскрытие индивидуальности ребёнка, развитие его творческого потенциала, основанного на самовыражении, саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве – приоритетная задача педагога.

Вся образовательная деятельность строится на основе интеграции и тематического планирования. В программе «От рождения до школы» под редакции Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой сказано следующее: «Наиболее эффективно образовательные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса».

Совокупность образовательных областей позволяет обеспечить всестороннее развитие личности дошкольников.

Занятия по конструированию с использованием бросового и природного материала может решать задачи области: Слайд 2.

«Познание»

«Социализация»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

«Музыка»

Слайд 3.

Цель:

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы.

Слайд 4.

Задачи:

1. Развивать воображение детей, умение вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы.

2.Учить осваивать способы работы различными инструментами, планировать свою деятельность как в индивидуальном, так и при коллективном творчестве.

3. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Слайд 5.

Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с природой! В любое время года она открывает свои прелести по- разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой. Воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Слайд 6.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придёт и ловкость в работе. Слайд 7.

На важность использования природного материала в деятельности ребёнка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (глина, дерево. Бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру…В игрушке - материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

 

 

Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму.

К учебной деятельности в школе. Слайд 8.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движении, гибкости, точности в выполнении действии. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так – то просто сделать игрушку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируется такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Труд по изготовлению игрушек из бросового и природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. У ребят наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Слайд 8.

Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учётом общей цели, распределять операции. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.

Мастерить поделки из природного материала дошкольники впервые начинают со второй половины средней группы. Конструктивные возможности детей этого возраста невелики, и работа над созданием поделки носит характер сотрудничества педагога и ребёнка. При конструировании из природного материала задача ориентировки в размере, форме, расположении деталей изображаемого предмета усложняется разнообразием самого природного материала. Каждая еловая шишка. Веточка или древесный гриб всегда как – то отличается от другой еловой шишки, гриба или веточки. Что значительно затрудняет процесс конструирования. Поэтому сначала дети просто наблюдают за процессом конструирования педагогом из природного материала и принимают участие в беседе о материале, приемах работы по созданию поделки.

Такому наблюдению отводится достаточно много времени и лишь затем, в ходе индивидуальной и подгрупповой работы, дошкольники создают свои первые поделки.

Изделия из природного материала среднего дошкольного возраста очень просты.

Поделки в средней группе выполняются по показу, который сопровождается подробным объяснением. Работа осуществляется поэтапно.

Необходимо проведение подробного анализа образца и использование игровых приемов.

Уместна коллективная форма организации работы, в ходе которой несложные детские поделки превращаются в довольно красочные композиции («Семья ежей», «Грибная полянка», «Птичий двор»).

Ожидаемый результат. Слайд 9.

Средняя группа.

Познакомятся с различными материалами и их свойствами.

Освоят навыки работы с ножницами и клеем.

Научатся некоторым приемам преобразования материалов.

Научатся видеть необычное в обычных предметах

Разовьют мелкую моторику рук.

В старшей группе у детей возрастает интерес к конструированию. Поэтому этот вид деятельности становится содержательным.

Объемные поделки из бросового и природного материала дети выполняют на занятиях по ручному труду, которые в непосредственной образовательной деятельности детского сада чередуется с конструированием из строительного материала. Наиболее рациональным является планирование непосредственной образовательной деятельности по ручному труду блоками. Такой подход целесообразен в плане более прочного усвоения детьми приемов обработки материала, а также подготовки педагога к непосредственной образовательной деятельности.

В старшей группе в конструировании используется самый разнообразный природный материал.

Начать работу на непосредственной образовательной деятельности, как и в средней группе, следует с анализа образца, объяснения и показа приемов выполнения поделки педагогом. Особое внимание следует уделять объяснению приемов соединения деталей поделки и пространственного расположения частей по отношению друг к другу.

Кроме поделок, выполненных по образцу. В старшей группе начинают появляются работы, сделанные по замыслу детей.

Полезным приемом для развития интереса к конструированию в старшей группе могут стать просмотры поделок, сделанных руками детей подготовительной группы, а также использование на непосредственной образовательной деятельности игровых приемов.

Ожидаемый результат. Слайд 10.

Старшая группа

Овладеют различными приемами преобразования материалов.

Освоят обобщенные способы работы.

Разовьют познавательные, конструктивные способности.

Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

В подготовительной группе конструирование из бросового и природного материала. Как и в старшей, осуществляется на непосредственной образовательной деятельности по ручному труду.

Умения по художественной обработке природного материала, закрепляются и совершенствуются. Поделки становятся более качественными, сложными по своему содержанию. Количеству деталей и природному материалу, использованному в изделии. В одном и том же изделии могут применяться разные виды материалов.

Большинство изделий, выполненных детьми этой группы, сделаны полностью из природного материала. А пластилин используется только для соединения деталей.

В подготовительной группе много внимания уделяется выполнению заданий по замыслу.

На непосредственной образовательной деятельности, наряду с объяснением педагога. К показу выполнения знакомых простых приемов можно привлекать и детей.

Ожидаемый результат. Слайд 11.

Подготовительная группа

Разовьется поисковая деятельность.

Освоят умение анализировать поделку.

Сформируется положительное отношение к труду.

Разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Подготовится рука к письму.

Интерес к конструированию из бросового и природного материала поддерживается не только грамотным проведением непосредственной образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но и созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. С этой целью необходимо консультировать родителей по вопросам технологии выполнения поделок, рассказывать о значении ручного труда в развитии личности ребёнка, проводить выставки работ, выполненных детьми как на непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и дома, совместно с

родителями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: