Искусство Франции XVIII Века




Реализм XVIII века: искусство Италии, Голландии, Испании.

Искусство Испании

Несмотря на сильную конкуренцию с французскими школами, испанская живопись продолжает развиваться. Наиболее влиятельным направлением остается церковная живопись. Во второй половине столетия ведущим национальным художником становится Франциско Гойя.

Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок, продолжавшийся в течение большей части XVIII века. Дух времени и здесь оказался сильнее народного духа. Замечательно то обстоятельство, что бурбонские короли для расписывания своих дворцов пользовались преимущественно иностранными художниками. Фердинанд VI (1746–1759), основавший вышеупомянутую академию Сан Фернандо с целью сделать ее средоточием всех придворных художественных стремлений, пригласил к себе на службу в 1747 г. эклектика венецианца Якопо Амигони (1675–1752), а в 1753 г. Коррадо Джаквинто (1700–1765), искусного ученика Солимены и Конкб; Карл III, имя которого связано с раскопками Геркуланума и Помпеи, назначил в 1761 г. своими придворными живописцами известного саксонца Антона Рафаэля Менгса, о котором мы еще будем говорить, а в 1762 г. чистейшего венецианца, уже знакомого нам Джованни Баттиста Тьеполо.

Рядом с ними, однако, были многие местные живописцы, расписывавшие преимущественно фресковой живописью церкви и писавшие алтари. Севильская школа, к которой принадлежат Алонсо Микель де Тобар (1678–1758) и Бернардо Герман де Льоренте (1685–1757), впала в полное подражание манере Мурильо. Барселонская школа дала незаурядного мастера в лице Антонио Виладомата (1678–1755). Мадридскую школу, давшую в первой половине столетия Педро Родригеса Миранду (1696–1761), сильного пейзажиста, с истинно испанским особенным колоритом, оживило лишь основание академии. Из числа академиков имели влияние на современную живопись три брата Гонсалес Веласкес, причем Люис (1715 до 1764) расписал довольно слабыми фресками купол мадридской церкви св. Марка, Александро (1719–1772) прославился как архитектор и театральный живописец, а Антонио (1723–1793) исполнил поверхностные купольные фрески капеллы дель Пилар в соборе того же имени в Сарагосе. Еще сильнее было влияние искусного эклектика, ученика Менгса и одного из столпов академии, Франсиско Байеу-и-Субиас (1734–1795), родом из Сарагосы, и Мариано Сальвадора Маэлья из Валенсии (1739–1819), последователя Менгса и Байеу. Наиболее выгодное впечатление из работ Байеу и Маэлья производят их фрески в галерее клуатра толедского собора.

Из сарагосской школы вышел и Франсиско Хосе де Гойя-и-Люсьентес (1746–1828), вдохновенный, с сильным темпераментом живописец и рисовальщик, в глазах потомства вновь доставивший Испании на пороге XIX столетия первое место в европейском художественном движении. Его первым учителем был один сарагосский мастер, вторым — его шурин Франсиско Байеу. В произведениях, прославляемых в наше время, он искал и нашел совершенно новые пути. Своими истинными учителями он сам называл природу, Веласкеса — и Рембрандта. Из произведений Рембрандта он знал, по-видимому, только его офорты. Гойя, как Рембрандт, поверял свои наиболее интимные и глубокие душевные переживания преимущественно офорту, к которому он присоединил технику акватинты и, впервые в Испании, литографию.

Искусство Голландии

Голландские реалисты использовали форму детального реализма, которая возникла из фламандской живописи 15-го века – в частности, из работ Яна ван Эйка (1390-1441), таких как светский «Портрет Арнольфини» (1434). Кроме того, некоторые реалисты находились под влиянием натурализма Караваджо (1571-1610). В композиции своих масел голландские художники продемонстрировали явное владение линейной перспективой, о чем свидетельствуют, например, работы Сэмюэля ван Хугстратена (1627-1678), такие как «Взгляд вниз по коридору» (1662, Дирхам Парк, Великобритания).

Еще одна важная характеристика живописи голландских реалистов касается представления света – особенность, которой разные художники занимались совершенно по-разному. Например, на Рембрандта большое влияние оказал популяризация караваджизма, кьяроскуро и тенебризма (ок. 1600-50). Вермеера, с другой стороны, интересовал эффект естественного света и отраженного света, от блестящих поверхностей металлических сосудов или от побеленных стен. В отличие от драматического использования Рембрандтом света и тени, обработка света у Вермеера приобретает почти жемчужный шпон – эффект, который он получил с помощью метода, известного как «пуантиль», в котором слои зернистой краски наносятся для получения прозрачного эффекта.

ПРИМЕЧАНИЕ: Голландский реализм был принят по всей территории Нидерландов, особенно в школах Амстердама, Делфта, Дордрехта, Харлема, Лейдена и Утрехта.

Искусство Италии

В Италии второй половины XVIII века возникают и произведения светской архитектуры, главным образом театральные здания. Это характеризует и некоторое оживление строительства и значение театра в тот период. Строятся театры в Мантуе, Вероне, «Ла Скала» в Милане (1778). Преобладает строгая композиция фасадов, близкая к классицизму. Скульптура в Италии XVIII столетия (до 80-90-х гг.) переживает упадок по сравнению с предшествующими веками. Здесь господствует барокко, то ярко выраженное, то приглушенное.

Областью, где в большей мере могла развернуться итальянская скульптура этой эпохи, был декоративный ансамбль. Тьеполо, например, включил в декоративное убранство свода Императорского зала в Вюрцбурге скульптурные фигурки путти. В монументальном варианте, в сочетании с архитектурой, эта тенденция проявилась в сооружении фонтана Треви (1732-1762). Проектируя его, Никколо Сальви (1697-1751), свободный от требований церкви, мог дать полную волю своей фантазии, результатом чего явилась своего рода эффектная сценическая декорация. Фонтан с венчающей его статуей Океана врезан в строгий, массивный фасад палаццо Поли, который использован в качестве фона. Дробные формы разбросанной скульптурной группы перемежаются с каскадами фонтана. Статуи же, в том числе главная — Океан на своей колеснице (1735, скульптор Пьетро Браччи, 1700-1773) — не более чем работы эпигонов школы Бернини.

Искусство Франции XVIII Века

Французская живопись XVIII века стала яркой эпохой французского искусства в целом. Обусловлено это и основанием Королевской академии, и талантливыми самородками-живописцами, которые своими шедеврами смогли возвысить французскую живопись XVIII века и, впоследствии, повлиять на будущие поколения художников.
Французская живопись XVIII века была ознаменована, прежде всего, основанием Королевской академии живописи и скульптуры. Это учреждение, которое доминировало в художественном мире почти 200 лет. Основанная в 1648 году под предводительством Людовика XIV, Королевская академия была предназначена для обучения талантливых художников для французского двора. Смерть Людовика XIV в 1715 году предвещала дебют 7-летнего периода либеральной свободы, в течение которого Францией правил гедонист Филипп Орлеанский (Philippe, duc d'Orléans). Этот сдвиг задал тон художественной жизни XVII-XVIII веков. Результатом изменений стало популярное направление рококо, характеризующееся галантными мифологическими сценами.
Основные мастера направления: Жан Франсуа де Труа (Jean-François de Troy, 1679-1752), Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721), Николя Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743), Франсуа Буше (François Boucher, 1703-1770), Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Королевская академия продолжала доминировать в мире французского искусства. Все вышеперечисленные художники были ее членами, а Буше, которого в 1765 году назвали «Первым художником короля», занимал ключевые официальные должности в Академии. Художественный мир Франции XVIII века характеризуется тремя основными событиями: Во-первых, в середине века процветало больше опытных художников-портретистов, чем когда-либо прежде в любой стране; Во-вторых, активно развивалась философия Просвещения с ее эмпирическим уклоном, которая очень поощряла реализм в искусстве; В-третьих, во второй половине века неоклассицизм привел к возрождению интереса к предметам и эстетике классической античности (упор на исторической теме).


25.Джованни Лоренцо Бернини

Годы жизни: 1598-1680

Особенности творчества: Джованни Лоренцо Бернини— итальянский архитектор и скульптор. Являлся видным архитектором и ведущим скульптором своего времени, считается создателем стиля барокко в скульптуре. Кроме того, он был художником (в основном, небольшие работы маслом) и человеком театра: он писал, ставил пьесы и играл в них (по большей части, сатирические, для карнавалов) и даже проектировал декорации и театральные машины. Также он уделял время созданию декоративных предметов, таких как лампы, столы, зеркала, и даже кареты. Как архитектор и градостроитель он проектировал церкви, капеллы и светские здания, а также разрабатывал крупные объекты, сочетающие в себе архитектуру и скульптуру, такие как публичные фонтаны и надгробные памятники. Известен он и целой серией временных сооружений (из лепнины и дерева), возведённых для похорон и карнавалов.

Бернини обладал способностью не только изобразить драматическое повествование с персонажами, испытывающими сильные переживания, но и организовать масштабные скульптурные проекты, передающие неподдельное величие. Его мастерство в обработке мрамора затмило других скульпторов его поколения, в том числе его соперников, Франсуа Дюкенуа и Алессандро Альгарди, и сделало его достойным преемником Микеланджело. Его талант простирался далеко за пределы скульптуры, он проявлял внимание к окружению, в котором окажется его работа, его умение объединить скульптуру, живопись и архитектуру в единое концептуальное и визуальное целое историк искусства Ирвинг Левин назвал «единством изобразительных искусств». Кроме того, будучи глубоко верующим человеком и работая в Риме периода Контрреформации, Бернини применял свет как театральный и метафорический инструмент в своих религиозных сооружениях, часто используя скрытые источники света, которые могли бы усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования.

Бернини и его современники, архитектор Франческо Борромини и художник и архитектор Пьетро да Кортона, сыграли ведущую роль в возникновении римской архитектуры барокко. В начале своей деятельности они вместе работали над Палаццо Барберини, в начале под руководством Карло Мадерно, а после его смерти, под руководством Бернини. Однако, в дальнейшем между ними разгорелась конкуренция за подряды, которая переросла в откровенную вражду, особенно между Бернини и Борромини. Несмотря на, возможно, бо́льшую архитектурную изобретательность Борромини и Кортоны, художественное превосходство Бернини, особенно в период правления пап Урбана VIII (1623-44) и Александра VII (1655-67), означало, что он забирал самые важные подряды в Риме, крупные проекты по украшению собора Св. Петра, законченного при папе Павле V, и, после добавления Мадерно нефа и фасада, наконец освященного папой Урбаном VIII, завершившим полтора века проектирования и строительства. Проект площади Святого Петра перед собором работы Бернини стал одним из его самых успешных и новаторских проектов. Внутри собора авторству Бернини принадлежат Балдахин Святого Петра (бронзовый киворий над алтарем, поддерживаемый четырьмя колоннами), кафедра Святого Петра в апсиде, капелла Святого Причастия в правом нефе и украшения (пол, стены и арки) в новом нефе.

Самые известные произведения:

1)Похищение Прозерпины

Дата: 1621 - 1622

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

Медиа: мрамор

Локация: Галерея Боргезе

2 ) Charles I, King of England

Дата: 1636

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

3) Экстаз святой Терезы

Дата: c.1640

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

Локация: Государственный Эрмитаж

4) Фонтан четырех рек

Дата: 1648 - 1651

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

Медиа: мрамор, гранит, травертин

Локация: Пьяцца Навона

5) Ангел тернового венца

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

6) Экстаз святой Терезы

Дата: 1647 - 1652

Cтиль: Барокко

Жанр: скульптура

Медиа: смешанная техника

Локация: Санта-Мария-делла-Виттори

Франческо Борромини

Годы жизни: 1599-1667

Особенности творчества: Франческо Борромини— итальянский архитектор, работавший в Риме. Наиболее радикальный представитель зрелого римского барокко. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства. На основе сложных планировочных решений он формирует сложную пространственную систему, создание которой, собственно, и представляло собой возникновение нового динамического направления. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела.

Борромини обогатил архитектуру многими оригинальными идеями - в его произведениях наблюдаются разнообразные приемы и архитектурно-пластические средства, имеющие своей целью индивидуализировать в том или ином плане сооружение и его фасад. Борромини любит изгибать, разворачивать в различные стороны поверхности стен, иногда эти выгибы и изгибы более энергичны, иногда манерно вялы и даже мало заметны, но они всегда чрезвычайно пластически выразительны. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей. В сооружениях Борромини многое атектонично, деконструктивно, но это всегда искупается достигнутым пластическим и декоративным эффектом.

Борромини нашел применение своим силам главным образом в культовом зодчестве, работая по заказам клерикальных кругов. Особенности его дарования, благоприятствовавшие выражению тех тенденций, которые отвечали художественной политике католицизма, были причиной того, что в творчестве Борромини - при всей смелости и оригинальности замыслов и замечательном мастерстве этого великого архитектора - явственно сказались иррациональные черты барокко.

Самые известные произведения:

· 1629—1631 — Палаццо Барберини (Palazzo Barberini)

· 1631—1633 — Собор Святого Петра (San Pietro) в Ватикане

· 1634—1637 — Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane)[3]

· 1637—1662 — Ораторио деи Филиппини в Риме (Oratorio dei Filippini di Roma)

· 1637—1638 — Церковь Св. Лючии в Сельчи (Chiesa di Santa Lucia in Selci)

· 1642—1660 — Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (Sant’Ivo della Sapienza)

· 1645—1650 — Палаццо Памфили (Palazzo Pamphili)

· 1652—1653 — Палаццо Спада (Palazzo Spada)

 

Питер Пауль Рубенс

Годы жизни: 1577-1640

Особенности творчества: Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Рубенс специализировался на религиозной живописи (в том числе алтарных образах), писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты (от этого жанра он отказался в последние годы жизни), пейзажи и исторические полотна, делал также эскизы для шпалер и книжных иллюстраций. В технике масляной живописи Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ, даже очень больших по размеру.

Самые известные работы:

1) Живопись «Воздвижения креста»

2) Триптих «Снятие с креста»

3) картина «Поклонение пастухов»

 

Антонис Ван Дейк

Годы жизни:1599-1641

Особенности творчества: Творчество ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и, прежде всего, на английское искусство. Ван Дейк — лучший и самый известный из учеников Рубенса, он подлинный романтик, сумевший соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи в лице Рубенса, его артистизм, с собственной, также артистичной, манерой, изящной и тонкой техникой письма. «Он проигрывает Рубенсу в мощи воображения, но превосходит его в нюансах колорита, пластике линий и изощрённости валёров. Ван Дейк создал композиционный тип большого парадного портрета, получивший в дальнейшем широкое распространение именно в Англии, например, в творчестве таких антагонистов, какими были Джошуа Рейнолдс и Томас Гейнсборо. Все портреты работы ван Дейка психологичны и отличаются пониманием характера модели и умением выразить её внутреннюю и внешнюю красоту. Природный аристократизм и светская жизнь ван Дейка в Лондоне не помешали его удивительной работоспособности, в которой он уступал лишь Рубенсу, — более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков!»

Самые известные произведения:

· «Распятие св. Петра», около 1615—1617, Музей старинного искусства, Брюссель

· «Юпитер и Антиопа», около 1617—1618, Музей изящных искусств, Гент

· «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618, Картинная галерея, Берлин-Далем

· «Пьяный Силен», 1620, Галереи старых мастеров в Дрездене.

· «Мадонна дель Розарио», начата в 1624, Ораторий дель Розарио, Палермо

· «Отдых на пути в Египет», 1630, Старая пинакотека, Мюнхен

· портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: