Теоретическое обоснование проблемы
Формирования социально-адаптивного поведения детей с ОВЗ
В условиях инклюзивного обучения
Шумило Виктория Дмитриевна,
Магистрант, 4 СДОм-03-11 вп
Научный руководитель
Поникарова Валентина Николаевна
кандидат психологических наук,
доцент, доцент кафедры Дефо
Глобальные изменения, происходящие в современном мире, в значительной степени связаны с внедрением новых технологий, которые не только дают человечеству возможность более широкого удовлетворения своих потребностей, но и определяют тенденции возрастания угроз для жизни и здоровья людей.
Под поведением понимается особая форма деятельности, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных.
C термином «поведение» в науке связывается активность, система действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осуществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергаются пересмотру или перестройке.
Социально-адаптивное поведение — поведение, облегчающее социальную адаптацию; способствующее, помогающее адаптации.
Вхождение в общество ребенка (тем более с ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ) предполагает острую необходимость адаптации в окружающем социуме. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Структура нарушения влияет и на практическую деятельность и поведение (в том числе социально-адаптивное) детей с ОВЗ.
Формирование социально-адаптивного поведения, которое необходимо начинать с периода дошкольного детства, поскольку дошкольный возраст особенно сензитивен для воспитания у детей новых качеств, для освоения ими нового опыта поведения, что требует от процесса воспитания наличия особых характеристик, возможности реализовывать через его компоненты социально-адаптивного поведения.
Формирование у дошкольников навыков социально-адаптивного поведения необходимо рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Навыки социально-адаптивного поведения лежат в основе привычных форм поведения. Формирование навыков социально-адаптивного поведения предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.
Формирование и развитие умений и навыков социально-адаптивного поведения, превращение их в устойчивые привычки являются достаточно сложным, длительным процессом, требующим специальных условий, применения ряда дидактических принципов, методов и приемов.
В философии категория «условие» трактуется как выражение отношения предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может, как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой явления, процессы возникают, существуют и развиваются.
В современной педагогической и психологической литературе категория «условие» рассматривается как видовая по отношению к родовым понятиям «среда», «обстоятельства», «обстановка», что расширяет совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования, изменения педагогической системы. В педагогике условия – это те составные части или характеристики среды, в которой развивается ребенок.
Можно выделить следующие условия формирования социально-адаптивного поведения
1.Целостность функционального развития отдельных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностно-мотивационной, коммуникативно-деятельностной.
2.Учет индивидуальных особенностей, нарушений и отклонений в развитии, выявление сохранных функций и потенциальных возможностей, определение зоны ближайшего развития.
3.Социально-адаптационное индивидуальное развитие: взаимодействие социальной, психической и психофизической деятельности, обеспечивающей результативную целенаправленную учебную и социально-ролевую деятельность.
4.Развивающая предметно-образовательная среда. Она является необходимым условием амплификации детского развития, в том числе социально-адаптивного поведения. Предметно-образовательная среда должна отвечать требованиям гибкости, непрерывности, вариативности, интегративности и т.д. Это обеспечивает широкое участие всех образовательного процесса субъектов в совместной социальной деятельности.
5.Образовательная технология. Она выступает как системообразующий фактор формирования социально-адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Образовательная технология включает три блока: «Дети и дети», «Дети и родители», «Дети и педагоги», которые отражают направления коррекционно-педагогической работы.
Системность технологии придают вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи отражают возрастные психические особенности детей с ОВЗ, горизонтальные – связи между субъектами педагогического воздействия.
Можно выделить и своеобразные «диагональные» связи, которые отражают взаимозависимость между контекстами социально-адаптивного поведения.
Ценностно-мотивационный контекст социально-адаптивного поведения предполагает формирование стойкой направленности на бесконфликтное разрешение проблемных ситуаций; личностная ценность и осознанный выбор социально-адаптивного поведения, сотрудничества между субъектами социального взаимодействия.
Когнитивный контекст направлен на формирование, обобщение и расширение знаний о способах бесконфликтного разрешение проблемных ситуаций; социально-адаптивного поведения в разнообразных жизненных реалиях.
Поведенческий контекст социально-адаптивного поведения предполагает формирование устойчивых поведенческих умений и навыков разрешения проблемных ситуаций в разных условиях жизнедеятельности.
Аффективный контекст рассчитан на формирование фрустрационной толерантности, снижение эмоционального напряжения, формирование элементарных навыков саморегуляции эмоционального состояния участников взаимодействия.
«Диагональные» связи между контекстами социально-адаптивного поведения придают трехмерность содержанию коррекционно-педагогической работы.
5. Комплексная диагностика особенностей социально-адаптивного поведения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
На этапе пилотного эксперимента нами разработана диагностическая программа, позволяющая выявить особенности социально-адаптивного поведения детей изучаемой группы.
На этапе написания магистерской диссертации считаем необходимым дополнить программу и разработать экспресс-диагностику социально-адаптивного поведения детей с ОВЗ.
Экспресс-диагностика включает ряд заданий и методик, которые в краткие сроки, но содержательно, позволяет диагностировать особенности социально-адаптивного поведения испытуемых и охватить не только детей, но и педагогов и взрослых.
Таким образом, педагогические условия формирования социально-адаптивного поведения дошкольников – это совокупность внешних и внутренних факторов, от реализации которых зависит успешность коррекционно-педагогической работы. Педагогические условия выступают при этом неотъемлемым компонентом процесса формирования социально-адаптивного поведения и позволяют обеспечить рост его качества.