Понятие, свойства и виды мышления




Познание окружающего мира происходит с помощью органов чувств и мышления. Мышление является основой рационального познания. Мыслящий человек задаёт вопросы и ищет на них ответы. В процессе мышления он обрабатывает информацию, устанавливает причинно – следственные связи между предметами и явлениями.

Мышление - это активный процесс познания, представляющий собой опосредованный и обобщенный способ отражения предметов и явлений окружающей действительности.

Познание окружающего мира с помощью органов чувств непосредственно. К примеру, чтобы решить, что сегодня надеть по погоде, нужно выйти на улицу и узнать тепло или холодно. Это простой пример, иллюстрирующий то, как при непосредственном исследовании устанавливается прямой контакт с объектом познания.

Познание же с помощью мышления опосредованно. Узнать тепло или холодно на улице можно с помощью термометра, опираясь на высоту ртутного столба. В данном случае то, что нас интересует, мы узнали с помощью посредника (термометра). Именно опосредованность мышления даёт широкие познавательные возможности. Потому, как невозможно установить прямой контакт со всеми объектами познания. Ещё одним важным свойством мышления является обобщенность. Что случится если бросить лист бумаги в огонь? Сгорит. Почему мы в этом уверены? Потому что раньше видели, что бумага в огне горит. Обобщенность мышления заключается в том, что человек собирает факты о каком-либо предмете или явлении, полученные ранее и на их основании делает вывод. К примеру, врач обобщил имеющиеся факты о болезни и назначил лечение больному. Экономист обобщил факты и определил наилучший путь повышения эффективности предприятия.

Результатом мышления являются мысли (понятия, идеи).

Мысли всегда выражаются словами, даже если мы не произносим их вслух. Поэтому мышление связано с речью.

Осуществляется мышление в форме суждений. Стремясь найти истину человек рассуждает и выводит умозаключение, которые бывают индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Индукция – это конечный вывод от частного к общему. Пример: ель, которая растёт в соседском дворе летом и зимой бывает зелёной, значит все ели относятся к вечнозелёным хвойным деревьям.

Дедукция – это обратный индукции вывод от общего к частному. Пример: преступления наказуемы, дача взятки преступление, следовательно, дача взятки наказуема.

Умозаключение по аналогии – это вывод от частного к частному. Когда свойства одного предмета переносятся на другой предмет. Пример: планеты Марс и Земля во многом похожи. На Земле есть жизнь. Поскольку Марс похож на Землю, вероятно на Марсе есть жизнь.

Виды мышления Характеристика мышления
Наглядно – действенное Первый вид мышления, связанный с практической деятельностью, когда мыслительные операции переходят в действие. Данный вид мышления особенно важен для детей до 3 лет, поскольку ребёнок развивается когда вертит, открывает, тянет предметы. Наглядно - действенное мышление актуально и для взрослого человека, к примеру, когда он изучает новый бытовой прибор, переставляет в квартире мебель. Значит это мышление прежде всего характерно для инженеров, механиков, техников, ремонтных работников.
Наглядно – образное Это мыслительные операции с образами. Ключевую роль в данном виде мышления играют восприятие и воображение. С помощью наглядно – образного мышления мы можем представить то, чего не видим. К примеру, планируя ремонт квартиры, мы представляем как будут выглядеть те или иные обои на стенах. Данный вид мышления свойствен всем людям, но особенно важен для художников, дизайнеров, стилистов.
Словесно – логическое Знаковое мышление В данном виде мышления образы уходят на второй план, а мыслительные операции связаны с логическими понятиями (житейскими и научными). Ключевую роль в нём играет рассудительность, доказательность, обоснованность и, конечно, грамотное владение речью. Данный вид мышления особенно важен для людей, чья деятельность связана с изложением мыслей при помощи речи (дикторы, публицисты, литераторы, юристы, учителя и многие и другие). Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений. Наука все чаще использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Мышление тесно связано с деятельностью. Ведь от мыслей человек переходит к действиям. Мышление само по себе уже деятельность – интеллектуальная и познавательная, но оно неотрывно и от других форм деятельности.

Мышление

Средство мышления – язык.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и проч.

Биологическая основа мышления – головной мозг человека.

Средство мышления – язык.

База мышления – чувственный опыт, который преобразуется в мышлении посредством его обобщения, выявления необходимых черт и свойств объектов.

Мышление – сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усиление абстрагирования и обобщения.

Особенности мышления первобытного человека отличаются от человека современного чувственной конкретностью и предметностью супротив больших обобщающих способностей. На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления:

В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа. В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т.е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал их использовать в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Этапы мыслительной деятельности.

Несмотря на то, что мышление является процессом, совершающимся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Процесс мышления проходит ряд этапов:

1) Наличие потребности (материальной или духовной) или необходимости что-то понять, узнать, объяснить. Наличие интереса к тому новому, неизвестному, что человек подметил в окружающей действительности. Умение определить новое, необычное от известного. Стремление узнать, понять, раскрыть это новое, незнакомое.

2) Формулирование задачи (вопроса) – определение предмета мышления и направления мыслительного процесса.

3) Решение поставленной задачи (т.е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

4) Достижение нового знания, которым раньше человек не владел.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: