Глава 2.Практическая часть




Содержание

Паспорт проекта……………………………………..3

Введение……………………………………….……..5

Глава 1.Теория русского народного танца…….…...7
1.1.Что такое народный танец? ……. ………....7
1.2.История русского народного танца………....7
1.3 Особенности русского народного танца…...8
1.4 Основные жанры русского танца………...…9

Глава 2.Практическая часть……………………….…11
2.1 Список коллективов с русско-народным уклоном в г. Сортавала…11
2.2 Собеседование с участниками танцевальных коллективов с
русско-народным уклоном………………………..11
2.3 Опрос среди людей, ознакомившихся с чек-листом через социальную
сеть Instagram…………………………….….…….11

Заключение……………………………………...……..13

Список дополнительной литературы…….…….…..…14

Приложение 1……………………………….….....……15

Приложение 2…………………………..….……..…….16

 

Паспорт проекта

1. Название проекта: Танец в русском народном творчестве. Истоки русской души

2. Руководитель проекта: Мусатова Елена Борисовна, педагог МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

3. Консультант проекта: Галактионова Юлия Владимировна, педагог МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

4. Предметная область: Искусство

5. Автор проекта: Сидоркина Ксения Александровна, ученица 10Б МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

6. Тип проекта:

а) по количеству участников: индивидуальный

б) по продолжительности: долгосрочный

в) по характеру координации: открытый

г) по доминирующей деятельности: информационный

д) по комплексности: надпредметный

е) по характеру контакта: муниципальный

7. Заказчик проекта: отсутствует

8. Цель проекта: ознакомление населения с культурой русского народного танца

9. Задачи проекта:
-Собрать необходимую информацию для создания чек-листа с помощью изучения различных источников информации и интервью с участниками народных танцевальных коллективов

-Проанализировать собранную информацию

-Изучить программу по созданию чек-листа, а так же выбрать дизайна оформления

-Создать чек-лист «Танец в народном творчестве»

-Предоставить чек-лист населению через социальную сеть Instagram

-Провести опрос среди людей, изучивших чек-лист, с целью подведения итогов

10. Конечный продукт проекта: презентация, чек-лист

11. Материально-техническое обеспечение проекта: компьютер,интернет,принтер

12. Этапы проектной работы:

12.1.Выбор темы проекта, постановка цели и задач (сенябрь-октябрь)

12.2. Определение источников необходимой информации, способов сбора и анализа информации, а так же способов представления результатов (ноябрь)

12.3. Сбор информации из различных источников, собеседование с участниками коллективов с русско-народным уклоном в городе Сортавала (декабрь)

12.4.Анализ собранной информации, изучение сайта по созданию чек-листа, выбор дизайна и непосредственно само его создание, предоставление его к изучению населения через социальную сеть Instagram, проведение опроса, среди изучивших (январь-февраль)

12.5.Анализ всей информации, формулировка выводов, оформление результатов (февраль-март)

12.6.Подготовка к публичной защите (март)

 

Введение

Для дальнейшего развития культуры нашей нации очень важно сохранить её истоки, включая народное хореографическое искусство, поэтому изучение данной темы актуально.

Проблемой, на решение которой направлено исследование является то, что

активное появление всё более современных танцевальных направлений постепенно «уничтожает» русский народный танец, который является частью русской культуры

Объектом исследования является русский народный танец, предметом – теория русского народного танца

Целью исследовательской работы является ознакомление населения с культурой русского народного танца

Задачи исследовательской работы:

1.Сбор необходимой информации для создания чек-листа с помощью изучения различных источников информации и собеседования с участниками народных танцевальных коллективов города
2.Анализ собранной информации
3.Изучение программы по созданию чек-листа
4.Выбор дизайна оформления
5.Создание чек-листа «Танец в народном творчестве»
6.Предоставление чек-листа населению через социальную сеть Instagram
7. Проведение опроса среди людей, изучивших чек-лист, с целью подведения итогов.

К основным этапам работы относятся: подготовка к исследованию, его планирование, само исследование, выводы, а также представление проекта и оценка его результатов

Методы исследовательской работы: изучение литературы и других источников информации, собеседование с участниками ансамблей русского-народного танца, анализ изученного материала и результатов собеседования, опрос участников, изучивших чек-лист, обобщение

Научная новизна исследования заключается в том, чтонаселение города сможет ознакомиться с культурой народного танца через чек-лист, в котором собрана важная информация о культуре русского танца, список танцевальных коллективов города с русско-народным уклоном, а так же мнения и отзывы участников этих коллективов

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что, изучив тему, я смогла выявить историю и основные особенности русско-народного танца

Практическая значимость исследования заключается в создание чек-листа «Танец в русском народном творчестве», который отображает историю и особенности этого направления, а так же информирует население о местах, где они могли бы заняться народным танцем

Характеристика основных источников информации: интернет ресурсы, социальные сети


Глава 1. Теория русского народного танца

1.1.Что такое народный танец?
«Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы.» (Викепедия)
«Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, и эмоций, который выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя «(Викепедия)
Исходя из понятий, русскому народному танцу можно дать такое определение: «это самодеятельное танцевальное детище России,в которое вложены все чувства, настроения и эмоции русского народа

1.2.История русского народного танца
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, накладывала отпечаток на культуру, в том числе и на танец. Поэтому на своём многовековом пути он подвергался различным изменениям.
В V-VII вв, танец являлся важной частью культовых действий, с этим связано появление первого русского танца - хоровода. Круг в хороводе символизировал в древности солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением задобрят бога солнца и принесут хорошие урожаи.
В VIII-IX веках, во время становления Древнерусского государства, впервые появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.В это время зарождается народный танец с медведями,который впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В этот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей.
В XVII веке, под влиянием церкви, царь Алексей Михайлович издаёт указы о преследовании скоморохов. Но указы царя не смогли остановить столь сильно резвившееся танцевальное и песенное творчество скоморох. Поэтому уже к концу этого столетия на Руси складываются основные песенные жанры и формируется русская народная хореография.
Эпоха Петра I-эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства, с этого времени танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы: французская кадриль, менуэт, полонез, лансье. Попадая в деревню, европейские танцы коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения и в результате появляются такие танцы,как кадриль, полька, ланце и другие.
Второе десятилетие XX в. –период выхода русского народного танца на большую сцену. Это время начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Появляются учебные заведения по профессиональной подготовке преподавателей всех видов искусств, в том числе и хореографического искусства. Открываются учебные заведения непосредственно для профессиональной подготовки танцоров. По всей территории России начинают создаваться, как любительские, так и профессиональные танцевальные коллективы.

1.3.Особенности русского народного танца
Русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души, который имеет массу отличительных особенностей.
1. Русский танец отличается своими задорными плясками с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом
2. Как и для любого народного танца, обязательным атрибутом в русском танце являются национальные костюмы, которые отличаются своим многообразием в зависимости от региона России. Однако можно выявить основные элементы русско-народного костюма. У мужчин это рубаха, у женщин же сарафан и кокошник.Форма, цвет, узоры и вышивка костюма могут быть крайне разнообразными, что так же связано с географическим положением места возникновения танца.
3.На протяжении веков в каждой местности вырабатывалась своя манера исполнения, поэтому русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па. Например, для северных областей России было характерно подчёркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих были «стелющиеся» по полу, медленные и гордые.В регионах среднерусской зоны широкое распространение имели уникальные хороводы «с рассуждением», т. е. с применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности. Средневолжское же население танцевало манерно, показывая знания «тонкого городского обхождения».
1.4. Основные жанры русского танца
Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

1.Хоровод- это танец, в котором обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом, совместно двигаясь по кругу, исполняют хороводную песню. Существует 2 вида хороводов:игровые и орнаментальные. Игровые, имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня, а танцоры пытаются отобразить эмоции с помощью мимики.В орнаментальных же хороводах песня служит лишь музыкальным фоном. В отличии от первого вида здесь композиция бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры

2.Пляска- танец, представляющий собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, обычно сопровождаются эмоциональными криками и пением. Существует несколько видов плясок.
Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою искусность и привлекательность

Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Перепляс -исключительно мужской танец, в котором мужчины соревнуются в ловкости, силе и удали

Массовый пляс – это танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед.

 

Глава 2.Практическая часть

2.1.Список коллективов с русско-народным уклоном в г.Сортавала
1. Народный коллектив художественной самодеятельности Республики Карелия ансамбль народного танца « Marja »
Руководитель: Ненахова Алла Ивановна, Заслуженный работник культуры Республики Карелии.

2.Образцовый коллектив Республики Карелия Детский хореографический ансамбль « Aurinko »
Руководитель: Камбура Юлия Анатольевна

3. Танцевальный коллектив «Марья Иванна»
Руководитель: Ненахова Алла Ивановна, Заслуженный работник культуры Республики Карелии.

2.1.Собеседование с участниками танцевальных коллективов с русско-народным уклоном
В собеседование приняли участие представители ансамблей «Aurinko» и «Marij».Участникам предлагалось ответить на ряд вопросов:
1.Какие эмоции вызывает у вас русский народный танец?
2.Считаете ли вы, что русский народный танец воспитывает в вас любовь к русской культуре?
3.Что привлекает вас в вашем танцевальном коллективе больше всего?
4.Советуете ли вы свой коллектив населению города Сортавала? Почему?
В ходе собеседования получены следующие ответы: (см. приложение 1)

2.3. Опрос среди людей, ознакомившихся с чек-листом через социальную сеть Instagram
Для подписчиков, ознакомившихся с чек-листом был предложен ряд вопросов:
1.Насколько полезна и интересна была для вас предложенная информация?

2.Считаете ли вы теперь, что русский народный танец является неотъемлемой частью русской культуры и людям необходим продолжать его развитие?
3.Ознакомившись с информацией, вы задумались о том, что населению необходимо сохранить не только русский танец, но и другие формы народного творчества?
Ответы на вопросы представлены в виде круговых диаграмм
(см.приложение 2)

 

 

Заключение

В ходе исследования я изучила историю и особенности русского танца, убедилась в том, что он в действительности является важным элементом нашей истории, т.к. берёт свои истоки ещё в далёкой древности и развивается вместе со всеми историческими событиями России. И,если мы хотим сохранить культуру нашей страны, нам необходимо «оберегать» и развивать русский народный танец,так же как мы пытаемся сохранить наши музеи, архитектурные памятники и литературу.
Выполнив свой проект, я смогла внести свой маленький вклад в сохранение русской культуры. Созданный мной чек-лист через сутки был просмотрен 56 людьми разных возрастов и разного пола. Но,т.к. чек-лист всё ещё существует на просторах интернета, вполне вероятно, что количество просмотров с каждым днём будет увеличиваться, а это значит, что моя цель ознакомить население с культурой русского народного танца была выполнена. Этот факт так же подтверждает статистика проведённого среди изучивших чек-лист опроса: более 60% посчитали информацию интересной и полезной, а более 90% после прочтение были согласны с тем, что населению необходимо сохранить и русский танец и другие формы народного творчества
Давай хранить нашу историю, нашу культуру, это важно!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: