Пение a cappella, интонация




Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Раздольненская детская музыкальная школа»

       
   
 
 

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫВ ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

 

Учебный предмет «Хор»

 

 

Цикл методических рекомендаций

«Приглашение к диалогу»

 
 


«Начинающему хормейстеру…

Из опыта работы»

 

 

Подготовила

Михайлова Мария Михайловна

преподаватель хоровых дисциплин, концертмейстер

 

 

пос. Раздольный

 

 

План

1. Организационные моменты …………………………………………………...  
1.1. Знакомство …………………………………………………………………...  
1.2. Контакт с родителями ……………………………………………………….  
1.3. Дисциплина …………………………………………………………………..  
1.4. Дистанция ……………………………………………………………………  
2. Хоровая работа ………………………………………………………………...  
2.1. Дыхание ……………………………………………………………………...  
2.2. Чтение с листа ……………………………………………………………….  
2.3. Пение a cappella, интонация ………………………………………………..  
2.4.Звук …………………………………………………………………………...  
2.5. Дикция ………………………………………………………………………  
2.6.Legato ………………………………………………………………………...  
2.7. Художественный образ …………………………………………………….  
3. Развитие хормейстера как профессионала ………………………………….  
Заключение ……………………………………………………………………...  

 

 

Начинающему хормейстеру… Из опыта работы

Рекомендации начинающему хормейстеру, работающему с детьми в Детских музыкальных школах и школах искусств (академическое пение)

 

Данная работа предназначена для начинающих хормейстеров, которые только закончили свое обучение и еще не знают, с чего им начать свою работу с детским хором. В данной работе я освещаю очень важные, по моему мнению, аспекты, на которые следует обратить внимание начинающему хоровому дирижеру.

 

Организационные моменты

Знакомство

На первом занятии нужно познакомиться с коллективом. Записать имена и фамилии детей для себя, а так же напротив каждого имени выписать какую-либо пометку, облегчающую запоминание. Например, «Попова Екатерина – небольшого роста с черными волосами, Иванов Павел – веселый, много говорит, в оранжевой кофте»… и так далее. Так вы можете запомнить детей максимально быстро, что поможет быстрее наладить контакт с ними. Ведь ученикам куда приятнее, когда к ним обращаются по имени.

 

Контакт с родителями

Это, пожалуй, один из самых важных (если не самый важный) момент в создании достойного коллектива. Родителей нужно заинтересовывать, мотивировать. Ведь если в образовании ребенка заинтересованы родители, то и дети автоматически тоже заинтересованы. Для лучшего контакта с родителями следует систематически проводить для них разного рода мероприятия. Это могут быть концерты, фестивали, конкурсы с участием их детей; родительские собрания, классные часы, факультативы и многое другое. Здесь все зависит от фантазии преподавателя.

Практика показывает, что как только у родителей пропадает интерес к занятиям их ребенком музыкой, как только им становится «всё равно» - сразу пропадает интерес и у ребенка. И такого ученика очень сложно удержать. Ведь он сам толком не знает, чего он хочет. А родители говорят: «Решай сам. Хочешь, ходи, хочешь не ходи».

Поэтому, дорогие хормейстеры, воспитывайте, в первую очередь, родителей!

Дисциплина

С самого начала формирования коллектива необходимо наладить дисциплину. Сюда относятся опоздания, пропуски, поведение на уроке, наличие сменной обуви и нот.

Детям нужно дать понять, что хор – это важный..самый важный предмет. На этот урок нельзя опаздывать. Его нельзя пропускать. Иначе ребенок подводит весь коллектив. То же относится и к остальным пунктам. Каждому ученику важно внушить его важность и незаменимость в коллективе. И тогда, чувствуя свою особую значимость, дети будут охотно посещать занятия, и с радостью выполнять все ваши требования, как хормейстера.

И самое важное - работу над дисциплиной нужно начинать с себя! Вы всегда должны выглядеть опрятно, приходить на занятия вовремя; если по каким-то причинам пришлось отменить занятие (например, концертная поездка хормейстера с другими детьми), то обязательно всех об этом предупредить.

Хормейстер должен хорошо говорить. Не допускать в своей речи слов-паразитов. Речь должна быть четкой и грамотной. Ведь вы – пример для всего коллектива.

 

Дистанция

Этот пункт особо важен для молодых хормейстеров.

Никогда не стоит превращаться в «подружку» («дружка») для своих учеников. Сразу нужно обозначить рамки, которые не должны переступать дети. Не следует им обо всем рассказывать. Особенно о личном. Вы должны быть в какой-то степени недосягаемым для них. Дети должны уважать вас. Иначе в хоре постепенно образуется демократия. А ее в хоре не должно быть категорически. Дети должны вас слушать и слышать. Ваши указания – неоспоримы. Вы – авторитет для хористов.

Естественно, во всем нужна мера. Наладив дистанцию, с учениками можно и посмеяться, и поговорить. Но не как друзья. А как руководитель хора и хорист.

 

Хоровая работа

Дыхание

Дыхание (пение на опоре) - это основа основ пения. Это то, с чего стоит начинать обучение детей на уроке хора. Намного проще научить правильному дыханию маленьких детей. Куда сложнее – переучивать. Поэтому уделите этому вопросу достаточно времени и постоянно возвращайтесь к нему, чтобы навык закрепился.

Обратите внимание также и на цепное дыхание. Это незаметное перехватывание дыхания, создающее эффект его непрерывности. Важно научить детей брать его незаметно.

 

Чтение нот с листа

Если вы занимаетесь с детками, которые только начали свое обучение в музыкальной школе, не бойтесь давать им читать с листа. Это могут быть какие-то простые попевки, упражнения, песенки. Но они должны сами их изучать. Не копировать преподавателя, который им все пропел, а изучать произведение сами.

Много времени нужно уделить работе с ритмом и длительностями. К сожалению, не всем детям это легко даётся, особенно на раннем этапе обучения.

Работайте над чтением с листа, анализируйте произведение перед тем, как начать его петь (тональность, размер, темп, нюансы и т.д.). Вначале детям это может показаться сложным, но со временем такая работа станет для них естественной, как и само чтение нот с листа.

 

Пение a cappella, интонация

Так же, как и чтение нот с листа, этот навык нужно развивать сразу. Пусть сначала интонация хромает, но, поверьте, со временем все придет. Не стоит думать, что дети еще не достаточно сильны в хоровом пении, то им рано исполнять произведения без сопровождения. Учиться ведь когда-то нужно. Возможно, в первый год обучения произведения a cappella не будут исполняться на концертах из-за своей «небезупречности». Но если уделять развитию этого навыка достаточное количество времени, то пение без инструментального сопровождения станет для хора естественным процессом, каким оно и является.

Звук

Очень важно научить детей петь в правильной академической манере. Не допускать «открытого» звучания, пения «в нос» и т.д. Это важно делать с самого начала и делать это постоянно, систематически, чтобы у детей не возникало вопроса: «А почему надо петь на зевке…? И так нормально!». Все понятия о правильности пения закладываете в детей вы и только вы – хормейстер.

 

Дикция

«Хорошо сказано – наполовину спето»

Фёдор Шаляпин

Детям нужно объяснить, что дикция бытовая и дикция хоровая – это две абсолютно разные вещи. Мы не можем на сцене использовать бытовую дикцию. Зрители просто не поймут, о чем мы поем. Учите детей декламировать. Отдельно от пения. Объясните, что звук нужно посылать вдаль. В качестве упражнения можно рассказывать стихи. Выразительно. Как актёр.

Существует множество упражнения для дикции и артикуляции. Например, скороговорки.

Детям следует дать понять, что дикция при пении не может быть обычной – разговорной. Согласные должны быть твердыми и упругими. Текст нужно произносить, немного утрируя его. Но не допускать пение по слогам! Иначе у вас не получится петь на legato.

 

Legato

Один из самых важных навыков в хоровом пении (и пении в целом) – это умение петь legato, то есть связно, плавно.

Что такое legato в пении? Это распевание гласных букв (длинные гласные) и быстрое произнесение согласных (короткие согласные).

Важный момент! Если слог заканчивается на согласную букву (например, «при-веТ, веС-на»), то мы переносим эту согласную к следующему слогу («при-ве-Тве-Сна»). При этом гласная распевается как можно дольше.

 

 

Художественный образ

Художественный образ складывается из двух вещей: музыка и поэтическая составляющая. Нужно проанализировать каждую из них и установить связи.

Выучив с детьми произведение (интонация, текст, динамика, штрихи), вы только начинаете реальную работу над ним. Ведь просто чисто спетое произведение мало кого тронет, если у хористов нет ни малейшего представления о том, что они поют.

Сначала нужно проанализировать произведение – кто композитор, кто автор текста...? Либо самой им об этом рассказать, либо дать задание ученикам добыть данную информацию. Очень важно при разговоре об авторах музыки и текста говорить о них в контексте того времени, в котором они жили и творили. Тогда у детей сложится более правильное представление о музыке, которую они исполняют.

Проанализируйте текст данного произведения. Определите, что хотел сказать поэт данным речевым оборотом? Как композитор обыграл данный эпизод текста, данное слово, мысль? Поговорите, о чем это произведение.

Вот увидите, произведение будет звучать в десятки раз лучше, когда каждый хорист понимает, о чем поёт и проживает внутри себя все эмоции, заложенные в произведении композитором и поэтом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: