Особенности преподавания курса.




Эш программасы

 

Педагогик киңәшмә

утырышында каралды

Беркетмә № ____

«_____» _____________ 2017 ел.

 

Төзеде: Хасаншина Ф.Х.

беренче квалификацион категорияле

башлангыч сыйныф укытучысы

 

2017-2018 нче уку елы

Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии предназначена учащимся 4 класса и рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа составлена на основе Федерального государственного Образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МO и Н РФ от 06 октября 2009 г. №373, базисного учебного плана МБОУ «Большенуркеевская СОШ», утвержденного приказом № 94 от 23.08.2016г.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Цели изучения технологии в начальной школе:

- Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

- Освоение продуктивной проектной деятельности.

- Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

 

Особенности преподавания курса.

Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами.

Уровень образования – базовый

По базисному плану курс технологии составляет во 4 классе 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект –Н.И.Роговцевой; Н.В.Богдановой; Н. В. Добромыслова «Технология»: Учебник для учащихся 4 класса,М., Просвещение, 2013, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с учебным планом школы программа откорректирована по количеству часов и содержанию. На основании решения педсовета №1, от 22.08.2016 года, приказа №94от 23.08. 2016 года о выполнении учебных программ, если уроки совпадают с праздниками, будут использованы часы выделенные на повторение или объединены планируемые уроки по данной теме.

 

Планируемые результаты изучения предмета

 

Название раздела Предметные результаты Метапредметные результаты Личностныерезультаты
ученик научится ученик получит возможность научиться
Человек и земля - отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России; - овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов; - отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ»; - отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве; - отбирать информацию о бытовой технике, ее видах и назначении; -определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами. - находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых из материала учебника и других источников; - овладевать технологией лепки слоями для создания имитации рисунка малахита; - находить информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве; - находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве; - находить иинформацию о видах и конструкциях теплиц, их значении для обеспечения жизнедеятельности человека. - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.   - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни
Человек и вода - отбирать информацию об истории развития узелкового плетения и макраме; - осваивать приемы выполнения одинарного и двойного плоских узлов; - сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. - находить информацию об устройстве системы водоснабжения города и о фильтрации воды; - находить и отбирать информацию о работе и устройстве порта, о профессиях людей, работающих в порту. - воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; - формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Человек и воздух - осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. -находить и отбирать информацию об истории развития самолетостроения, о видах и назначении самолетов; - сравнивать различные виды летательных аппаратов на основе иллюстрации учебника; - находить информацию об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев; - осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием.
Человек и информация   - отбирать информацию о технологическом процессе изделия книги, о профессиях людей, участвующих в ее создании; - выделять этапы издания книги, соотносить их с профессиональной деятельностью людей; - определять этапы технологического процесса издания книги, которые можно воспроизвести в классе. - находить информацию о видах выполнения переплетных работ; - объяснять значение различных элементов (форзац, переплетная крышка) книги; -использовать правила работы шилом, ножницами и клеем.; -создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой.

 

Содержание учебного предмета

Название раздела Краткое содержание Количество часов
Человек и земля Вагоностроительный завод. Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова. Изделие: “ Ходовая часть (тележка)”, “Кузов вагона”, “Пассажирский вагон” Полезные ископаемые. Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга, поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика. Изделия:“Буровая вышка”, “Малахитовая шкатулка” Автомобильный завод. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция. Изделия: “КамАЗ”, “Кузов грузовика” Монетный двор. Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литье, тиснение. Изделия: “Стороны медали”, “Медаль” Фаянсовый завод. Понятия: операция, фаянс, эмблема, обжиг, глазурь, декор Изделия:“Основа для вазы”, “Ваза” Тест: “Как создается фаянс” Швейная фабрика. Понятия: кустарное производство, швейная фабрика, лекало, транспортер, мерка, размер, мягкая игрушка. Изделия: “Прихватка”, “Новогодняя игрушка”, “Птичка” Обувное производство. Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви. Изделия: “Модель детской летней обуви” Деревообрабатывающее производство. Понятия: древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк. Изделия: “Технический рисунок лесенки-опоры для растений”, “Лесенка-опора для растений” Кондитерская фабрика. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тертое, какао-масло, конширование. Изделия: “Пирожное “Картошка””, “Шоколадное печенье” Тест: “Кондитерские изделия” Бытовая техника. Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж. Изделия:“Настольная лампа”, “Абажур. Сборка настольной лампы” Тест: “Правила эксплуатации электронагревательных приборов”. Тепличное хозяйство. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника. Изделие: “Цветы для школьной клумбы” 21 ч
Человек и вода Водоканал. Понятия: водоканал, струеметр, фильтрация, ультрафиолетовые лучи. Изделие: “Фильтр для очистки воды” Порт. Профессия: лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач. Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел. Изделие: “Канатная лестница” Узелковое плетение. Понятие: макраме. Изделие: “Браслет” 4 ч
Человек и воздух Самолетостроение. Ракетостроение. Понятия: самолет, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета; каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор. Изделие: “Самолет”, “Ракета-носитель”, “Воздушный змей” 3 ч
Человек и информация Создание титульного листа. Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист. Изделие: “Титульный лист” Работа с таблицами. Понятия: таблица, строка, столбец. Изделие: работа с таблицами. Создание содержания книги. Проекта “Издаем книгу”. Понятия: шитье втачку, форзац, переплетная крышка, книжный блок. Изделие: Книга “Дневник путешественника” 6 ч

 

 

Календарно-тематическое планирование по технологии

№ п/п Изучаемый раздел, тема урока Кол-во часов Календарные сроки Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые сроки Фактические
  Человек и земля 21 ч      
1-2 Вагоностроительный завод. Изделия: ходовая часть (тележка), кузов вагонов, пассажирский вагон. Вагоннар төзүче завод. Арба,вагон кузовы, пассажир вагоны.       Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги и картона. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Организовывать рабочее место. Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия.
3-4 Полезные ископаемые. Изделия: буровая вышка, малахитовая шкатулка. Файдалы казылмалар. Бораулау вышкасы, малахиттан ясалган шкатулка.       Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Знакомство с новой техникой работы с пластилином Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия. Соблюдать правила безопасного использования инструментов. Самостоятельно собирать буровую вышку.
5-6 Автомобильный завод. Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика». Автомобиль заводы. “КамАЗ”, “Грузовик кузовы”.       Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы. Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Совершенствование навыков работы с различными конструкторами. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений, пользоваться гаечным ключом и отверткой.
7-8 Монетный двор. Изделия: «Стороны медали», «Медаль» “Медальнең яклары”, “Медаль”       Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приемом – тиснение по фольге Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от их назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведенного в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Соединять детали при помощи пластилина.
9-10 Фаянсовый завод. Изделия: «Основа для вазы», «Ваза». Фаянс заводы. “Вазаның төбе” “Ваза”.         Знакомство с особенностями изготовления фаянсовой посуды. Знакомство с особенностями профессиональной деятельности людей, работающих на фабриках по производству фаянса. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приемы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу.
11-12 Швейная фабрика. Изделие: прихватка, новогодняя игрушка-птичка. Тегү фабрикасы. Тоткычлар. Яңа ел уенчыгы-кошчык.       Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства.. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем.
13-14 Обувное производство. Изделие: «Модель детской летней обуви». Аяк киемнәре җитештерү. “Балалар аяк киеме моделе”       Знакомство с историей создания обуви. Знакомство с технологическим процессом производства обуви. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для их изготовления. Определять размеры деталей по слайдовому плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия.
15-16 Деревообрабатывающее производство. Изделия: технический рисунок лесенки-опоры для растений, лесенка-опора для растений. Үсемлекләр өчен терәк баскыч.       Знакомство с новым материалом – древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, декорировать изделия по собственному замыслу, использовать различные материалы
17-18 Кондитерская фабрика. Изделия: «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье. Практическая работа: Тест «Кондитерские изделия» Кондитер фабрикасы. “Бәрәңге” пирожные, “Шоколадлы печенье”       Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации
19-20 Бытовая техника. Изделия: Настольная лампа, абажур.Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов» Көнкүреш техникасы. Өстәл лампасы, абажур.       Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Изготовлять абажур для настольной лампы в технике «витраж».
  Тепличное хозяйство. Изделие: цветы для школьной клумбы. Мәктәп клумбасы өчен чәчәкләр.       Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Выбор семян для выращивания рассады. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена и технологию их выращивания., определять срок годности семян.
  Человек и вода 4 ч      
  Водоканал. Изделие: Фильтр для очистки воды. Су чистарту фильтры.       Знакомство с системой водоснабжения города. Знакомство со способами фильтрации воды и способом экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчет на основе наблюдений.
  Порт.Изделие: канатная лестница.Практическая работа: Технический рисунок канатной лестницы. Канат баскыч.       Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Правильное крепление груза Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы.
24-25 Узелковое плетение. Изделие: браслет. Төенләп үрү. Браслет.       Знакомство с правилами работы и последовательностью создания плетений в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Изготовлять изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами.
  Человек и воздух 3 ч      
  Самолетостроение. Ракетостроение. Изделие: самолет. Самолётлар, ракеталар.       Первоначальные сведения о самолетостроении, о функциях самолетов и космических ракет, о конструкции самолета и космической ракеты. Использовать приемы и правила работы отверткой и гаечным ключом.
  Ракета-носитель. Изделие: ракета-носитель. Ракета моделе.       Закреплять знания о самолетостроении, о конструкции самолета и ракеты Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объемные геометрические тела – конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия.
  Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие: «воздушный змей» “Очкыч” елан       Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу. Использовать приемы работы шилом, ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Распределять обязанности для работы в группах.
  Человек и информация 6 ч      
  Создание титульного листа. Изделие: титульный лист.   Работа с таблицами. Титул битен ясау. Таблица төзү.       Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании. Находить и определять особенности оформления титульного листа.
32-33 Создание содержания книги. Изделие: содержание. Китапның эчтәлеге      
Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Формирование содержания книги. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги.

 

  Переплетные работы. Изделие: книга. Китапны төпләү       Знакомство с переплетными работами. Способ соединения листов шитье блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплета (форзац, слизура). Применять умение работы с бумагой. Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: