Тема занятия: Расстройства памяти и интеллекта




Мотивация: изучить расстройства памяти и интеллекта, освоить методики первичной диагностики их своевременного обнаружения с целью оценки психического состояния больного и направления к специалисту для оказания неотложной психиатрической помощи, фармакологической и психотерапевтической коррекции. Также формировать навыки деонтологии, морально – этической и правовой культуры при беседе с этими больными.

Цель занятия:

1. Познакомиться с психологией памяти и интеллекта;

2. Изучить патологию памяти и интеллекта;

3. Научить студентов выявлять у больных изучаемые расстройства и квалифицировать их на уровне симптом – синдром.

Практические умения:

Студент должен знать:

1. Виды нарушения памяти: количественные и качественные;

2. Что относится к дисмнезиям;

3. Что относится к парамнезиям;

4. Корсаковский амнестический синдром, клинические проявления;

5. Виды нарушения интеллекта;

6. Синдромы недоразвития интеллекта (умственная отсталость), клинические проявления, классификация;

7. Синдромы снижения интеллекта (деменция), виды, клинические проявления;

8. Клинические проявления эпилептического слабоумия;

9. Клинические проявления шизофренического слабоумия;

10. Психоорганический синдром, клинические проявления.

Студент должен уметь:

Умение Уровень усвоения
1. Организовать надзор, удержание и транспортировку больного с психическими расстройствами, представляющими опасность для больного и окружающих. IV
2. Собрать субъективные и объективные анамнестические сведения о больном, провести их предварительный анализ и написать психический статус. IV
3. Выявить нарушения в сфере памяти и интеллекта. IV
4. Определить показания к недобровольной госпитализации. IV
5. Строить (психотерапевтически оптимально) отношения с больными различного профиля и их родственниками, корригировать патологическую реакцию на болезнь. IV

Правила учета практических умений:

Уровень I – иметь представление, уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению

Уровень II – участие в выполнении манипуляции (исследовании, процедуре)

Уровень III – выполнять манипуляцию под контролем преподавателя (мед персонала)

Уровень IV – самостоятельно выполнить манипуляцию

Вопросы по исходным знаниям:

1. Что такое симптом?

2. Что такое синдром?

3. Дайте определение понятию «память»?

4. Какие виды памяти Вы знаете?

5. Что такое «интеллект»?

6. Предпосылки интеллекта?

7. Интеллектуальный индекс, методы его определения?

 

Основные положения темы:

При самостоятельной подготовке по теме студент должен знать, что понимается под памятью и интеллектом, изучить количественные и качественные расстройства памяти, виды приобретенного и врожденного слабоумия. Необходимо четко знать, что включает в себя синдром Корсакова, как основной синдром, в структуре которого ведущее место занимают расстройства памяти. При изучении умственной отсталости необходимо усвоить, что под этим понятием подразумевается группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, характеризующихся нарушением развития головного мозга с преобладанием интеллектуального дефекта, носящего тотальный характер, при отсутствии прогредиентности. Необходимо изучить классификацию умственной отсталости по степеням интеллектуального дефекта и классификацию Г.Е. Сухаревой, в основе которой лежит этиопатогенез умственной отсталости с учетом онтогенеза.

 

ГРАФ – СХЕМЫ

Память – процесс образования (фиксации), хранения (ретенции), воспроизведения (репродукции) и забывания следов ощущений и восприятий.

 
 

 

 


Корсаковский амнестический синдром:

1. Фиксационная амнезия;

2. Ретро-, антероградная амнезии;

3. Парамнезии: псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии;

4. Дезориентировка по амнестическому типу.

 

           
   
 
 
Приобретенное слабоумие (деменция): 1. Частичная (парциальная, лакунарная деменция; 2. Тотальная (глобарное. паралитическое) деменция  
 
Врожденное слабоумие (умственная отсталость): 1. Легкая степень; 2. Умеренная степень; 3. Тяжелая степень; 4. Глубокая степень  

 

 


Отдельные виды слабоумия:

1. Шизофреническое;

2. Эпилептическое.

Классификация умственной отсталости по Г.Е. Сухаревой (1965 г):

1. Эндогенные и генетические;

2. Эмбриопатии и фетопатии;

3. Вредности перинатального и постнатального периода.

 

Вопросы для самоконтроля знания по теме:

1. Какие уровни психических расстройств Вы знаете?

2. Чем отличается невротический уровень от психотического?

3. Виды нарушения памяти: количественные и качественные?

4. Корсаковский синдром, клинические проявления?

5. Виды нарушения интеллекта?

6. Умственная отсталость, классификация, клинические признаки?

7. Деменция: лакунарная и тотальная, клинические признаки?

8. Эпилептическое слабоумие, клиника?

9. Шизофреническое слабоумие, клиника?

10. Психоорганический синдром, клинические проявления?

11. Психологические методы исследования нарушения памяти и интеллекта?

Учебные ситуационные задачи:

Задача № 1:

1. Определите уровень психических расстройств.

2. Выделите симптомы.

3. Назовите синдром.

Больной, 49 лет, страдающий хроническим психическим заболеванием с 25-летнего возраста, утверждает, что он одновременно Пушкин, Лермонтов, Есенин. Эта мысль пришла к нему тогда, когда он на фоне возникшего заболевания заинтересовался поэзией и решил перечитать стихи, которые изучал в школе. При чтении сразу «почувствовал собственную мысль», поскольку все было знакомо. Он даже мог с закрытыми глазами продолжать декламировать написанное в книге. Это привело его к мысли, что он современное воплощение давно умерших поэтов.

Ответ: нарушение памяти в виде парамнезии – криптомнезия.

Задача № 2:

1. Определите уровень психических расстройств.

2. Выделите симптомы.

3. Назовите синдром.

Больной, 37 лет, наблюдается с младенческого возраста в связи с резким отставанием в психическом развитии. Причина органического поражения головного мозга не установлена, однако с раннего детства отмечалась задержка в формировании двигательных навыков. Начал ходить в 2 года. Воспитывался в семье. Первые слова произнес в 4 года. Полноценная фразовая речь не сформирована к настоящему моменту. В школу не ходил. Был очень привязан к родителям, называл их по имени. Пубертатный период наблюдался в возрасте 15 – 1 6 лет. В это время стал неуправляем: оставаясь наедине с матерью, рвал на себе одежду, разбрасывал вещи, кричал. С 17 лет почти постоянно находится в психиатрическом стационаре. Речь состоит из перечисления имен и названий предметов. Может указать на значение некоторых инструментов. Рисовать не умеет. Знает по именам всех врачей и медсестер отделения. Стереотипно повторяет обрывки вопросов врачей, бранные слова, услышанные от других больных. Знает слова «один», «два», но смысл их не понимает, не может назвать по порядку. Ест самостоятельно, одевается без помощи персонала, но поддерживать одежу в порядке не умеет.

Ответ: Умственная отсталость тяжелой степени.

 

Контрольные ситуационные задачи:

Задача 1:

1. Определите уровень психических расстройств.

2. Выделите симптомы.

3. Назовите синдром.

Больной, 33 года, переведен в психиатрическую клинику ввиду выраженных расстройств памяти из хирургической, где лечился по поводу травмы головы. Охотно сообщает свои ФИО, называет профессию, имена детей. В то же время не знает, где он сейчас находится, какое сегодня число, что он совсем недавно ел. Никак не может запомнить имени лечащего врача (несмотря на то, что каждый день спрашивает об этом), не помнит, где находится его палата, его кровать. На вопрос, чем он вчера занимался, сообщает, что «пришлось срочно пересматривать один проект». В другой раз сообщает, что «целый день занимался починкой мотоцикла, что-то опять у меня забарахлил».

Задача 2:

1. Определите уровень психических расстройств.

2. Выделите симптомы.

3. Назовите синдром.

Больная, ничего не помнящая из событий последних лет, забывшая как зовут ее дочь, в то же время хорошо помнит, какую чудесную куклу ей подарили в шестилетнем возрасте, хотя это было 60 лет назад. Помнит, какое на этой кукле было платье, какие волосы, как она не расставалась с ней даже ночью.

 

Литература:

Основная:

1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: Медицина, 2002г. – стр. 405 – 453;

2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е., Сергеев И.И. Психиатрия: Учебник для студентов мед вузов. М., «МЕДпресс-информ», 2006г. – стр. 408 – 450, 478 – 493.

Дополнительная:

1. Тюльпин Ю.Г. Психические расстройства: Учебник. – М.: Медицина, 2002г. – стр. 292 – 332;

2. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. Издание 3-е дополненное и переработанное. – Спб.: «ЭЛБИ-Спб», 2006г. – стр. 127 – 155;

3. Тиганов А.С. Руководство по психиатрии в 2 томах. М.: Медицина, 1999г. – том 2, стр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: