Лекция 2.Международные экономические отношения в условиях рыночного хозяйства: направления, механизм и формы осуществления




 

 

Международные экономические отношения — система хозяйственных связей между национальными экономиками отдельных стран, соответствующими субъектами хозяйствования [2]. МЭО — особая сфера деятель­ности, основанная на международном разделении труда. Международ­ные экономические отношения находят практическое выражение в об­мене между странами, представляющими их предприятиями, фирмами и организациями продукцией (товарами и услугами), в международной торговле, научно-технических, производственных, инвестиционных, валютно-финансовых и кредитных, информационных, интернацио­нальных связях, перемещении между ними трудовых ресурсов.

МЭО объективно вытекают из процесса разделения труда, международной специализации производства и науки, интернационали­зации хозяйственной жизни. Становление и развитие МЭО опреде­ляются усилением взаимосвязи и взаимозависимости экономик от­дельных стран. Углубление и развитие международного разделения труда, а значит, МЭО, зависят от естественных (природных, геогра­фических, демографических и т.п.) и приобретенных (производст­венных, технологических) факторов, а также социальных, нацио­нальных, этнических, политических и нравственно-правовых усло­вий. Указанные выше практические составные направления и формы МЭО охватывают ряд сфер мирохозяйственной деятельности:

- международную торговлю;

- международную специализацию производства и научно-техни­ческих работ;

- обмен научно-технической информацией; валютно-финансовые и кредитные связи между странами; движение капитала и рабочей силы;

- деятельность международных экономических организаций, хозяйственное сотрудничество в решении глобальных проблем;

В качестве основных признаков МЭО как сферы развитого рыночного хозяйства могут быть названы следующие:

1) как и в любой национальной экономике, в основе мирового хозяйства и МЭО лежат разделение труда и обмен, только не внутринациональные, а международные, предполагающие, что произ­водство и (или) потребление отдельных стран в той или иной мере связаны между собой;

2) участники МЭО экономически обособлены, в частности в особенной форме национально-хозяйственного обособления, что объективно обусловливает товарно-денежный характер связей;

3) в совокупности мирохозяйственных обменных связей МЭО более полно действуют законы спроса, предложения и свободного ценообразования, являющиеся краеугольными камнями любого рыночного механизма;

4) так же как национальные рынки, мировой рынок МЭО характеризуется конкуренцией товаров и услуг, продавцов и покупателей. Та конкуренция жестче в силу больших объемов и набора обра­щающихся на рынке товаров и услуг. Она дополняется перемещени­ем факторов производства (капитала, труда) между странами;

5) одна из основных форм МЭО — международная торговля — представляет собой множество межстрановых потоков продукции. В нихусловиях формируются мировые товарные рынки, где осуществлются операции по купле-продаже товаров, носящие устойчивый, систематический характер;

6) обмен товарами и услугами, международное перемещение фнкторов производства опосредованы движением денег, системой расчетов, товарными кредитами, валютными отношениями. Наряду однородными рынками функционируют мировой финансовый рынок, международная валютно-финанеовая система. Движение капитала, иностранные инвестиции, долгосрочные международные, государственные кредиты придают мировой финансовой системе вид.

Страновые различия в обеспеченности трудовыми ресурсами, в шмможкостях и условиях занятости населения определяют возникновение и развитие межгосударственных потоков рабочей силы, что устанавливает формирование мирового рынка труда. Возрастание роли информационного обеспечения, интеллектуальной собственности, широкое внедрение системы патентования и лицензирова­нии и изобретений и открытий, межгосударственные соглашения по инторских прав создают предпосылки для становления ми­рового информационного рынка;

- предполагают собственную инфраструктуру, специальные институты. Они представлены международными экономическими, финансово-кредитными учреждениями и организациями как общемирового (ВТО, Международная торговая палата, Всемирный банк, Международный валютный фонд и т.д.), так и регионального значения (Еврокомиссия, ЕБРР и т.п.);

8) МЭО подвержены монополизации. Она возможна по линии концентрации производства и сбыта частными предприниматель­скими структурами (например, создание и деятельность ТНК) и в результате международных, межгосударственных соглашений и сою­зов, объединяющих крупнейшие страны и фирмы поставщиков не­которых видов продукции (например, Международный нефтяной картель - ТНК, ОПЕК);

9) особой сферой, фактором и результатом развития МЭО ста­новится производственная, коммерческая, внешнеэкономическая деятельность ТНК;

10) усиливается роль обмена информацией и новых технологий как инструмента МЭО;

11) МЭО не свободны от международного, регионального, государственного вмешательства и регулирования. Оно проявляется в межгосударственных экономических, торговых, кредитных, валют­ных, таможенных и платежных соглашениях и союзах. Кроме того, результаты регулирования внешнеэкономической деятельности в ка­ждой отдельной стране также влияют на состояние и развитие МЭО.

Все сказанное выше принципиально характеризует содержание и поле действия современных МЭО, их особенности.

Объекты и субъекты МЭО в условиях рынка. Объекты и субъекты МЭО в принципе не отличаются от тако­вых в рамках национального рыночного хозяйства. Новые количе­ственные и качественные моменты характеризуют их множествен­ность. В качестве объектов МЭО выступают, прежде всего, товары и услуги, обращающиеся в международной торговле, объем которой превышает в настоящее время 11 трлн. долл. (1). Важная особен­ность здесь — устойчивость и масштабность товаропотоков. Обмен товарами и услугами отличается крупными объемами, широким ассортиментом, дифференциацией по качеству, как правило, боль­шей конкурентоспособностью.

На современном этапе и тем более в перспективе особое место как объект МЭО приобретают технологии и информация, выделя­ясь и рамостоятельную и динамичную сферу мирового хозяйства.

Предметом МЭО являются непосредственные связи по специа­лизации и кооперированию в области производства и научно-тех­нических работ. Особое значение приобрело перемещение факторов производства между странами, хотя, как отмечено выше, в мирохозяйственных отношениях для этого есть ряд препятствий. Сюда от­носятся, прежде всего, движение капитала в разных формах, меж­дународное использование финансово-кредитных ресурсов, интер­национальная миграция рабочей силы, обмен интеллектуальной собственностью.

В качестве особого объекта следует выделить многостороннее и разнообразное сотрудничество стран и международных организаций в области экологии и по решению других проблем глобального ха­рактера. Больше особенностей в субъектах МЭО. Но и здесь, как в целом в рыночной среде, отношения между партнерами из разных стран — это по преимуществу связи на уровне частных фирм, пред­приятий, отдельных предпринимателей, составляющие несущую основу мирохозяйственных контактов, при необходимой свободе выбора. Практически для большинства стран с рыночной экономи­кой это означает, что субъектам хозяйственной деятельности не требуется каких-то особых условий и разрешений на ведение внеш­неэкономической деятельности, для них нет принципиальной раз­ницы между внутренним и внешним рынками. Тем не менее, их маркетинговая задача усложняется: необходимы постоянное изуче­ние внешнего рынка, данной и перспективной ситуаций на нем, сравнительные оценки внутренних и международных условий и партнеров. Значительно возрастают роль и объем макроэкономиче­ского анализа. В то же время в качестве субъектов МЭО во многих случаях выступают государственные структуры: непосредственно правительственные и другие государственные органы различных уровней (центральные, региональные, муниципальные), а также государственные предприятия и организации. Варианты государственного участия различны:

- прямое осуществление операций центральными министерст­вами и ведомствами;

- осуществление операций региональными и муниципальны­ми органами управления, в том числе целевые закупки и продажи продукции на внешнем рынке;

- предоставление полномочий отдельным предприятиям, фирмам, коммерческим и банковским структурам, в том числе частным, по осуществлению конкретных операций, совершению тех или иных внешнеэкономических сделок;

- гарантирование экспортно-импортных операций.

В роли субъектов МЭО выступают также международные организа­ции, в частности системы ООН, особенно при предоставле­нии финансово-кредитной помощи, инвестировании средств в отдельные проекты. Масштабная деятельность в сфере МЭО осуществляется также транснациональными корпора­циями и международными объединениями. Роль этих субъектов МЭО более значительна на рынке капиталов, финансово-кредитных и валютных ресурсов.

Принципы и особенности механизма МЭО. Рынок для его участников — это совокупность прямых взаимо­выгодных договоров с равноправными партнерами, направленных на удовлетворение потребностей в товарах и услугах, обеспечение необходимыми ресурсами, факторами производства и позволяющих улучшить их собственное экономическое положение, получить при­быль. То, что стороны являются гражданами или юридическими ли­цами других стран, принципиально мало что меняет для субъектов МЭО. При позиционировании на мировом рынке действуют те же принципы и правила, которые годятся для внутреннего рынка [3].

Основу деятельности участников МЭО и механизма последних составляет маркетинговый подход. Потенциальному экспортеру, в ча­стности, необходимо точно знать потребности, склонности и пред­почтения покупателей, состояние и перспективы рынка и соответ­ствующих его сегментов в той стране, куда он собирается вывозить свою продукцию. Для этого недостаточен, как отмечено выше, анализ только собственно рынка сбыта; необходимы изучение, оценка и про­гноз макроэкономической среды (экономических, природно-клима­тических, экологических, социокультурных, нравственно-правовых, религиозно-этнических, психологических и политических условий).

Достоверные сведения о демографических, географических, со­циально-психологических характеристиках зарубежных покупателей позволяют более или менее точно прогнозировать возможный спрос на вывозимую продукцию, суммы валютной выручки, рентабель­ность экспортной операции. Это касается достаточно крупных и устойчивых сделок, долгосрочных договоров и не всегда применя­ется при разовых, отдельных контрактах и незначительных партиях внешних поставок. Хотя и в этом случае минимальная информация необходима. (Не это ли делают «челноки», предлагая заманчивый и дешевый товар иностранному и отечественному покупателю неред­ко не самого высокого качества?

Подобная работа необходима и при импортных операциях, хотя здесь она несколько проще и меньше по объему, так как охватывает в основном коммерческую часть операции, касается отечественного рынка.

Для проведения эффективной экспортной операции, гарантирую­щей намеченные валютные поступления в предусмотренные сроки, поставщик должен проработать разные варианты товаро-движения: способы и маршруты транспортировки, возможности использова­ния, инфраструктуры страны и фирмы-импортера, целесообразность привлечения посредников, а при необходимости — создания собственной сети сбыта торговых представительств, дистрибью-торских, дилерских структур, магазинов, складов и т.п.

Для продвижения товаров на внешний рынок или закупаемых по импорту требуются гибкая комбинация методов рекламы, разви­тие индивидуальной продажи, материально-денежное поощрение посредников и собственных продавцов. Ценовая политика, система расчетов и коммерческого кредита должны создавать условия, при­влекательные особенно для зарубежной, а также для отечественной клиентуры, приобретающей иностранные товары и услуги.

Безусловно, важнейшая составляющая внешнеэкономической деятельности, тем более необходимая в сфере МЭО, — анализ кон­куренции. Следует специально подчеркнуть, что в МЭО, на между­народном рынке особое значение придается требованиям по ис­ключению недобросовестной конкуренции и недопущению зло­употреблений доминирующим положением на рынке. Это тем более важно, поскольку конкуренция в международной торговле много жестче, чем на внутреннем рынке.

Для достоверного выявления и оценки конкурентоспособности продукции и позиций конкурентов, определения своих сравнитель­ных преимуществ выходу на внешний рынок должно предшество­вать изучение продукции конкурентов, в том числе с учетом потре­бительских вкусов и предпочтений данного сегмента рынка, а также общей картины деятельности конкурирующих фирм (так называемый фирменный анализ): экономического и финансового положения, имиджа, целей на конкретном рынке, особенностей производствен­ной деятельности и управления, применяемых методов маркетинга, возможных-стратегических решений. Специального внимания заслу­живает вопрос использования вариантов неценовой конкуренции. Задача позиционирования, овладения рыночной нишей крайне ак­туальна в условиях жесткой международной конкуренции.

Механизм МЭО требует обеспечения вытекающей из анализа конкуренции маркетинговой политики планирования будущих то­варов и услуг, т.е. выработки и модернизации сегодняшней и соз­дания новой продукции исходя из показателей жизненного цикла в его международном применении. Это касается собственно товара, его упаковки, товарного знака, сервисных условий и т.д.

Включению фирмы в мирохозяйственные связи должно сопутст­вовать экономически благоприятное сочетание ресурсов, используе­мых для экспортного производства. Конкурентоспособность пред­приятия в МЭО может быть обеспечена при прочих равных условиях благодаря преимуществам в доступности и дешевизне ресурсов, про­изводственных технологиях, информационных средствах.

Поскольку предприятия — потребители ресурсов и население любой страны приобретают и импортируемую продукцию, важно обоснованное сочетание в производстве и на потребительском рынке отечественной и импортной продукции и ресурсов. В более тщатель­ной проработке нуждаются вопросы международного производствен­ного и научно-технического, инвестиционного сотрудничества, при­влечения иностранной рабочей силы, финансово-кредитных средств. Вместе с тем следует учитывать, что мировая экономика, МЭО имеют специфические черты, которые отражаются на характери­стиках и особенностях функционирования механизма мирохозяйст­венных связей. Прежде всего, как выше уже отмечено, это объемы обмена, которые превосходят размеры внутреннего товарооборота любой страны. В МЭО участвует большое количество субъектов, не сравнимое с их количеством на внутреннем рынке.

Товарная и фирменная конкуренция очень масштабна и более же­сткая. В результате весьма существенна совокупная мощность воздей­ствия мирового рынка на отдельные национальные рынки (при доста­точной открытости внутренней экономики). В итоге международное разделение труда оказывает все большее воздействие на внутреннее разделение труда в странах, что меняет структуру национальных эко­номик, объемы и состав внутренних товарообменных операций.

Можно утверждать, что рыночный механизм МЭО более совер­шенен по экономической обоснованности и объективности процесса ценообразования, формирования и использования других инструмен­тов хозяйствования. Неслучайно поэтому цены мировых товарных рынков выступают как один из критериев при формировании цен в национальной экономике, служат индикатором при определении це­лесообразности участия в международном разделении труда, МЭО.

Особенности МЭО как сферы рыночных отношений, включая и их механизм, вытекают и из других существенных моментов, час­тично упоминавшихся выше:

- пространственные масштабы мировой экономики, опреде­ляющие значительную удаленность продавцов и покупате­лей, а значит, и повышенную роль транспортной проблемы и связанных с этим расходов. Последнее может стать пре­пятствием для установления внешнеэкономических связей, заключения конкретных сделок;

- меньшая мобильность, т.е. подвижность ресурсов, прежде всего земельных, природных ресурсов, в частности полезных иско­паемых, привязанных к местонахождению. Ограничена и мо­бильность трудовых ресурсов, хотя они и более подвижны, особенно в настоящее время. На снижение мобильности ре­сурсов нередко воздействует государственное вмешательство (миграционные правила, запреты на продажу земли иностранцам, ограничения иностранных инвестиций и деятельности зарубежных фирм, протекционизм во внешней торговле); использование в международном обмене национальных ва­лют усложняет расчеты по внешнеэкономическим операци­ям, требует наличия валютного рынка. А последний предпо­лагает организацию валютного контроля, введение той или иной системы валютного регулирования; немаловажным самостоятельным фактором становятся меж­дународная стандартизация и сертификация продукции, вы­полнение требований которых связано с дополнительными затратами, иногда довольно существенными. Указанные обстоятельства обусловливают особенности рыноч­ного механизма МЭО, побуждают их участников вносить корректи­вы в принципы и методы своей рыночной политики.

С одной стороны, возникающие возможности выхода на внеш­ний рынок ставят перед фирмой задачу приспособления всего ком­плекса маркетинга к условиям и особенностям экономической среды в стране-партнере. В то же время необходимы стандартные и про­стые приемы и решения, обеспечивающие четкое и контролируемое выполнение принятых вариантов. С другой стороны, у продавца, и тем более производителя, возникает задача поиска и внедрения наи­лучшей организационной формы своей внешнеэкономической дея­тельности, учитывающей наряду с условиями и факторами, свойст­венными и внутреннему рынку, и особенности МЭО, отмеченные выше. Кроме того, не может не учитываться фактор риска, связан­ный со степенью экономической, социальной и политической неста­бильности в стране-партнере. Значение рискового фактора возрастает при глубоких формах МЭО (создание и деятельность иностранных и совместных предприятий, инвестиционные проекты, производствен­ная и научно-техническая специализация и кооперирование и т.п.).

Еще один существенный аспект механизма МЭО — информа­ционная среда. Даже при торгово-экономических операциях участ­никам требуется достоверная и сопоставимая информация, позво­ляющая обосновать и принять решение, обеспечить надежный кон­троль за ходом его выполнения и результатами. Тем более это необходимо при установлении долгосрочных производственных и научно-технических связей, организации совместной деятельности, осуществлении инвестиционных проектов, выборе фирмпартнеров. Последнее предполагает использование информации с определен­ным набором данных, при их методологическом единстве и однород­ности, предприятиями и фирмами, вступающими в МЭО. Международная унификация учета и отчетности позволит решить эту практическую задачу. Важную роль сыграет также унификация макроэкономических показателей, национальной и международной статистики.

МЭО — сфера рыночных отношений между странами, обусловленных международным разделением труда и экономическим обособлением партнеров. Особенности МЭО определяются их спецификой как международных и вытекают из особо больших размеров хозяйственного пространства, ограниченной мобильности факторов производства и некоторых видов ресурсов, действий специальных экономических инструментов. В качестве объектов МЭО выступают товары и услуги, а также ресурсы, вовлекаемые в международный обмен, а субъектами являются частные фирмы и отдельные предприниматели; государственные структуры; орга­ны управления разных уровней, предприятия и учреждения; международ­ные организации, учреждения и корпорации. Механизм МЭО диктуется рыночным характером связей и принципиально не отличается от действующего внутри стран. Он предполагает маркетинговый подход. Особенности этого механизма определяются спецификой МЭО (международным характером связей, территориальной удаленностью, использо­ванием специальных валютно-финансовых инструментов).

Основные понятия

МЭО — система хозяйственных связей между экономиками различных стран, основанная на международном разделении труда.

Объекты МЭО — товары, услуги и материально-денежные и трудовые ресурсы, являющиеся предметом международного обмена.

Субъекты МЭО — экономически обособленные стороны, осуществляющие международный обмен.

Механизм МЭО — система экономических инструментов, организационных мер и институтов, обеспечивающих осуществление МЭО.

Контрольные вопросы

1.Назовите важнейшие формы МЭО.

2.Перечислите основные признаки МЭО как сферы рыночного хозяйства.

3.Каковы особенности механизма МЭО?

Библиографический список

1.Внешнеэкономический бюллетень. 1996. № 1.

2.Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М.: МО, 1996. С. 102.

3.Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Е. Жукова. М.: ЮНИТИ, 1999.

4.Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А. Щербанина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.Правила рынка. М.: МО, 1993.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: