(количество уроков в неделю – 1 ч.)
Составители: Семенчина Е. Н.
учитель русского языка и литературы
Выльгорт, 2018
Дата урока | № раздела | Название раздела | № урока | Тема урока | КР, ПР, РР | Планируемые результаты | |||||
предметные | метапредметные | ||||||||||
1. | «Язык и культура» (3ч) | 1. | Исконно русская лексика. | Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка. | |||||||
Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка. | Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | ||||||||||
Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. | «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий, традиционная тематика бесед у русских и других народов. | ||||||||||
2. | «Культура речи» (4ч) | 4. | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи: произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | |||||||
5. | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. | Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | |||||||||
6. | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. | РР | Согласование: согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; согласование сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; согласование определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Варианты грамматической нормы: согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | ||||||||
7. | Речевой этикет Активные процессы в речевом этикете | . Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. | |||||||||
Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч) | 8. | Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы слушания. | Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. | ||||||||
9. | Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. . | РР | Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации | ||||||||
10. | Текст как единица языка и речи Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. | Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации | |||||||||
11. | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | ||||||||||
12. | Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. | п | |||||||||
13. | Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. | ||||||||||
14. | Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии. | ||||||||||
15. | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. | ||||||||||
16. | Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. практикум | ||||||||||
17. | Повторение. Культура и язык как аспекты речевой деятельности. | ||||||||||
18. | Промежуточная аттестация | ||||||||||