АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
кафедра №30 «Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин»
ГЛОССАРИЙ «ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ»
Глоссарий по дисциплине «Культурология» к разделу «Теория культуры»
№ | Термин, понятие | Разъяснение |
1. | Адаптация культурная | Приспособление индивидуума или человеческого сообщества к меняющимся природным, историческим условиям, когда происходит изменение во многих сферах человеческой жизнедеятельности (образе жизни, ценностях, способах хозяйствования и т.д.) |
2. | Аккультурация | Процесс культуры, когда одна культура воспринимает другую |
3. | Аккумуляция культурная | Процесс в культуре конце которого, происходит образование культурного наследия |
4. | Альтруизм | В нравственной культуре термин, обозначающий бескорыстное служение другим (противоположность эгоизму) |
5. | Аномия | В переводе с греческого обозначает «безнормный, беззаконный». Применительно к человеку это состояние, когда он отрицает общепризнанные нормы, свою ответственность перед обществом и не признает жизненные ценности других |
6. | Апполоновское и дионисийское в искусстве | Термин впервые употреблен в работах Ф.Ницше. Он связан с именами греческих богов Апполона и Диониса. Апполон -бог солнца, олицетворяет светлое, разумное, упорядоченное и рациональное в природе. Дионис - бог виноделия, олицетворяет радость, буйство, веселье, иррациональность. Именно эти два начала воодушевляет и вдохновляет (по мнению Ницше) людей в искусстве |
7. | Архетип культуры | Глубокие культурные установки «коллективного бессознательного», которые очень трудно поддаются изменениям. Проявляется во всех сферах жизни человека |
8. | Ассимиляция | Процесс, когда одна культура растворяется в другой, чаще более слабая культура поглощается другой, более сильной |
9. | Вестернизация | Процесс бездумного заимствования европейского или американского образа жизни так областях, как образование, культура, экономика и др. |
10. | Генотип | То что человек получает от природы, через гены |
11. | Герменевтика | Способы толкования текстов древних произведений. В филологии перевод памятников античной культуры на современный язык. В философии это превосходство понимания над разумом и языка над сознанием |
12. | Глобализация | Ускорение интеграции нации в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей |
13. | Диалог культур | Взаимодействие между культурами, в результате которых происходит взаимообогощение культур |
14. | Диверсификация культуры | Разветвление доминирующей культуры на множество субкультур |
15. | Динамика культуры | Изменение черт культуры в пространстве и времени. |
16. | Диффузия культурная | Процесс стихийного и неконтролируемого заимствования культурных ценностей и имеет свои позитивные и негативные стороны |
17. | Диффузия культуры | Процесс распространения образцов культуры в пространстве и времени, их заимствование и внедрение в новые культурные системы |
18. | Доминирующая кулыура | Или господствующая. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуются большинство членов общества |
19. | Духовная культура | Включает в себя сферу духовного, в которой выделяют религию, философию, мораль, искусство, науку и право |
20. | Душа культуры | Термин разработанный в работе О.Шпенглера («Закат Европы»). В каждой культуре существует стержень (душа), который определяет характер, своеобразие этой культуры. К примеру, европейская имеет фаустовскую душу. Она связана с именем героя И.В.Гете, как символом метущейся и ищущей души. |
21. | Европоцентиризм | Воззрение, согласно которому, все лучшее в искусстве, науке, литературе и т.д. создается и создано в Европе |
22. | Золотое правило нравственности | Общепризнанное во всех культурах и народах правило нравственности - не делай другому того, чего не хочешь себе |
23. | Игровая концепция культуры | Культурологическая концепция Е.Хейзинга («Человек играющий»), в которой выдвигается идея, что культура возникла первоначально в форме игры. Культура - продукт «играющего человека», игра старше культуры. Кризисные явления в культуре 20 в, автор видит в утрате игрового начала. Игровое начало в культуре рассматривалось также в работах К.Маркса, И.Канта, Ортего-и-Гассета, Ж.Дерридо и др. |
24. | Идеациональный тип культуры | В кулыурологической концепции П.Сорокина один из трех типов. Идеациональная культура основана на религиозных чувствах и на «принципе сверхчувственности, сверхразумности бога, как единственной реальности и ценности». Такой тип культуры присущ в культуре брахманской Индии, Древнего Китая, Средневековья и Древней Греции |
25. | Интеграция | Взаимосвязь различных частей или элементов культуры, |
культурная | объединенных в некую целостность | |
26. | Информационное общество | Термин впервые использован японским ученым Е.Масудой. Обозначает общество, в котором информация и уровень ее использования значительно влияет на культурные изменения в нем. В связи с этим во второй половине 20 в разрабатывается информационные модели культуры (М.Мак-Люен, О.Тоффлер). В них доказывается, что решающую в культуре сегодня играет информация. Она дает новое качество жизни, изменение в социальной структуре и поэтому сфера управления информации в таком обществе становится решающей. |
27. | Контркультура | Культура отрицающая ценности господствующей культуры (культура хиппи, панков, рокеров, байкеров и т.д.) |
28. | Культура | 1. В античности понятие культура употреблялось в значении «возделывание, обработка земли» 2. «кулыура - это комплекс, включающий знание верований, законы, мораль, искусство, а также иные способности и навыки приобретенные человеком как членом общества» (анг. ученый Э.Тейлор) |
29. | Культурогенез | Процесс порождения новых форм культуры и их вхождение в социальную практику |
30. | Культурология | Гуманитарная наука, занимающаяся изучением общих закономерностей возникновения и развития культуры. Термин «культурология» впервые употребил американский ученый Л.Уайт. Как научная дисциплина возникла в конце 19 - начало 20 вв |
31. | Лак культурный | Ситуация в культуре, когда одни части культуры изменяется быстрее, а другие медленнее |
32. | Либидо | Термин употребляемый в работах З.Фрейда. Обозначает часть психической энергии, которая ищет выход в половом поведении (сексуальная энергия) |
33. | Локальные цивилизации | Термин, впервые употребленный в работах А.Тойнби («Постижение истории»). Человеческая история делится на т.н. «локальные» цивилизации, каждая из которых это определенная веха времени, более протяженная в пространстве, чем национальные государства, замкнутая и независимая от других. Выделил всего 21 таких типов цивилизаций |
34. | Манкурт | Человек утративший духовную связь со своим народом, не имеющий историческую память, духовные ценности и идеалы своего народа |
35. | Маргинал | Человек находящийся в промежуточном состоянии между различными культурами и несумевший приспособиться ни к |
одной из них | ||
36. | Масса | Термин связанный с массовой культурой. Разработан в трудах Х.Ортега-и-Гассета, Ф.Ницше, Д.Белла, М.Маклюин и имеет следующее толкование: 1. Недеффиренцированное множество; 2. Толпа; 3. Публика; 4. Синоним невежественности и некомпетентности; 5. Механизированное общество; 6. Сверхорганизованное, «бюрократическое» общество |
37. | Массовая культура | Кулыура ориентированная на массовое потребление всеми людьми не зависимо от статуса, положения и географии. Характерная черта - ориентация на коммерческие цели. Имеет свои положительные и отрицательные стороны |
38. | Материальная культура | Деление культуры на материальное и духовное условно. К материальной культуре относят физические объекты, созданные руками человека (артефакты). К ним относят транспорт, здание, предметы быта, архитектуры, книги и т.д. |
39. | Менталитет | Совокупность символов, формирующихся в рамках каждой культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознаниях людей в процессе общения себе подобными |
40. | Мировая культура | Элемент кулыуры, включающую в себя все лучшие достижения национальных культур и народов, населяющих землю |
41. | Миф | Форма духовной культуры, сложившаяся еще на ранних этапах человеческого развития. В мифе люди создавали целостную картину мира, тем самым компенсируя недостаток знаний о нем |
42. | Мораль | Или нравственность. Регулирует взаимоотношения между людьми в обществе. Это совокупность норм, правил, принципов, исполнение которых является следствием внутренних убеждений человека или под воздействием общественного мнения |
43. | Народная культура | Или фольклор. Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает в себя мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы |
44. | Национальная культура | Элемент кулыуры, которая включает в себя культуру различных классов, социальных слоев, групп, конкретного общества. Ее своеобразие проявляется в языке, образе жизни, верованиях, искусстве, способах хозяйствования и т.д. |
45. | Национальный характер | Генотип плюс культура, или то, что человек получает через социализацию |
46. | Нормы культурные | Предписания, пожелания, требования и ожидание общественно-одобряемого поведения |
47. | Осевое время | Понятие разработанное в трудах К.Ясперса. Центральным |
48.
49.
50.
51.
52.
53.
Политическая культура
Психоаналитическа я концепция культуры
Рационализм
Регресс
Ригоризм
Сверхчеловек
событием в истории (800-200 гг до н.э.) в трех очагах культуры (восточно-средниземноморской, в Древней Индии и Древнем Китае) происходит коренной перелом в мироощущении, возникают новые религиозно-этические учения и к началу осевого времени все возможности прежней культуры были исчерпаны и начинается новый этап
Сфера культуры, связанная с формированием, организацией и воспроизведением отношений между членами общества по поводу власти
Основоположником является австрийский врач и психолог З.Фрейд («Сон и миф», «Тотем и табу», «Недовольство культуры» и др.). З.Фрейд исследовал личность в культуре. Основы концепции З.Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляет три слоя -сознательное, разумное «Я», стремящиеся приспособить индивида к реальным условиям жизни; бессознательное «Оно» - природные, биологические влечения человека; социокультурная среда - «сверх Я», являющаяся внутренним цензором личности - общественные правила, законы и нормы. Между «Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба и чтобы подчинить примитивные влечения «Оно» культура реализует свои цели через «сублимацию ». Сублимация -преобразование и переориентация в «Оно» сексуально-биологической энергии в сферу разума и культуры. По Фрейду культура ограничивает личность. Далее психоаналитическую концепцию развил К.Юнг. Он не ограничивает понятие либидо только половыми инстинктами и вводит новые - индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, архетипы коллективного бессознательного. Духовная культура и творчество обусловлены по Юнгу в бессознательное. Свой вклад вложил французский исследователь Ж.Лакан и предложил свою трактовку бессознательного
Направление в философии, признающая разум основой научного познания и поведения людей
Процесс в обществе, характеризующийся застоем и деградацией во всех областях человеческой жизни
В нравственной кулыуре - поведение, при котором соблюдается суровая и непреклонное исполнение норм, правил и принципов морали
Или «Белокурая бестия». Понятие, разработанная в трудах Ф.Ницше. Это идеал, к которому должно стремиться человечество. Смысл культуры - воспитание такого человека,
для которого этические и эстетические нормы стали бы естественными проявлениями | ||
54. | Символическая школа культурологии | Основателями являются Э.Касирер, К.Леви-Строс. Развитие этой школы связана с развитием средств массовых коммуникаций, которые значительно расширили возможности передачи информации и, следовательно культуры. Культурология как гуманитарная наука получило выход в мир техники, в сферу создания ЭВМ |
55. | Стагнация | Одна из форм проявления регресса, характеризующаяся застоем в экономике, политике, культуре и т.д. |
56. | Стиль | Образ, в задачу которого входит создание и поддержание черт, отличающих одну субкультуры от другой, выражается в костюме и прическе |
57. | Структурализм в культуре | К.Леви-Строс, Ж.Лакан, М.Фуко и др. использовали работы Ф.де Сосюра по лингвистике и его структурный метод. Метод Сосюра был перенесен в сферу духовной жизни человека. Он характеризуется интересом к структуре (как совокупностей отношений между элементами целого, сохраняющих устойчивость при изменениях целого и задающих его специфику). Рассматриваются целостные системные объекты культуры и условия их происхождения, функционирования, независящих от воли и сознания отдельного человека |
58. | Субкультура | Ограниченная культура определенной социальной общности, различаемая по своему носителю (городская, сельская, молодежная, женская и т.д.) |
59. | Сциентизм | Представление о научном знании как высшей ценности, вера в то, что наука способна решить все проблемы человечества |
60. | Теория культурно-исторических типов | Или «самобытная цивилизация». Теория Н.Я. Данилевского («Россия и Европа»). В истории выделил 12 культурно-исторических типов цивилизаций, которые развивались независимо и самостоятельно. На их специфику оказывают влияние характер народа, создающего его. Н.Данилевский делит их на народы-творцы и народы-разрушители (гунны, монголы, турки). В историческо-культурной жизни народов он выделяет три периода: этнографический (когда происходит формирование его самобытности и языка); политический (когда происходит формирование государственности); цивилизационный (рацвет культуры). Теория получила свое развитие далее в работах О.Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина |
61. | Традиционная культура | Традиция - передача и закрепления социального опыта от поколения к поколению, она поддерживается, узаконивается и обосновывается простой ссылкой на ее существование в |
------- | прошлом. Характерной чертой общества называемого традиционным является преклонение и культ перед традицией | |
62. | Трансмиссия культурная | Процесс благодаря которому, культура передается от предшествующих поколений последующим через обучение |
63. | Функции культуры | Задачи, которые выполняет культура в обществе. Среди множества функций выделяют познавательную, ценностную, коммуникативную, регулятивную и преобразовательную |
64. | Функциональная теория культуры | Основоположник Б.К. Малиновский. Культура зародилась вследствие потребностей человека в еде, жилище, продолжении рода. Культура это целостная система, каждый элемент культуры выполняет свою функцию. Сохранение культуры зависит от целостности каждого элемента |
65. | Ценностные ориентации | Ценность - общепринятые убеждения, цели, к которым должен стремиться человек. Ценностные ориентации - выбор личностью цели в соответствии с их значимостью для себя |
66. | Цивилизация | Термин, появившийся в античности, обозначал «городской, гражданский» и употреблялся в качестве отличия античного общества от варварского окружения. В своем развитии прошел несколько этапов и до 20 века употреблялся как синоним культуры. Сегодня термин употребляется в трех смыслах: это синоним культуры, это уровень развития общества; материальная и духовная культура, это ступень общественного развития |
67. | Эгоизм | В нравственной культуре термин, обозначающий поведение, где «Я» человека становится центром вселенной (в противоположность альтруизму) |
68. | Экономическая культура | Отражает характер экономической деятельности и включает в себя культуру труда, культуру потребления, культуру управления, культуру распределения, культуру обмена |
69. | Экспансия культурная | Расширение сферы влияния доминирующей культуры за первоначальные пределы или государственные границы |
70. | Элитарная культура | Или высокая. Культура создаваемая привелигерованной частью общества или по ее заказу профессиональными творцами. Особенностью является, что ее восприятие требует особой интеллектуальной подготовки |