этап. Разработка тематики и содержания экскурсий для ознакомления детей с экспонатами.




Презентация опыта работы

«Новые подходы к организации мини – музея в ДОУ в период перехода на ФГОС ДО»

 

 

Многие с детства помнят строки С. Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора: «Я поведу тебя в музей» - сказала мне сестра».

А что делать, если нет возможности пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет или, как у нас, он на ремонте. Многие дети не знали, что такое музей, для чего он нужен, не знали, что в музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома.

Наш детский сад в течение многих лет работает по приобщению детей к народной культуре и первый музей, который был организован в детском саду - это комната «Русская изба». В комнате создали основные детали и обстановку русской избы. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейным архивом, семейными реликвиями. Но в условиях дошкольного учреждения невозможно создать экспозиции, которые соответствовали бы требованиям музейного дела. Поэтому эту комнату мы стали называть «мини-музеем». Часть слова « мини » отражает возраст детей, для которых она предназначена, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Переименовали комнату «Русская изба» в этнографический мини – музей русского быта «Русская изба». Это большое помещение, оно паспортизировано, работает под руководством хозяйки Русской избы.

 

Но стандарт дошкольного образования диктует нам новые формы работы, новые приемы и методы, новые технологии и подходы к организации работы с детьми и родителями.

И сегодня я хочу поделиться опытом работы всего детского сада по созданию еще одного мини – музея. Сегодня мини - музеи - это неотъемлемая часть развивающей среды нашего дошкольного учреждения.

В течение года мы организуем 2-3 детско – родительских конкурса поделок. Чтобы их сохранить, как можно дольше, рассмотреть их, определить из какого материала они сделаны и просто полюбоваться ими, пришла идея создания выставочного мини – музея.

Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным.

В создании мини - музеев принимают участие и дети, и их родители (законные представители). Ведь, именно они, приносят экспонаты, помогают в оформлении, собирают коллекции.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников (законных представителей) детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

Этап. Выбор помещения.

Для этого необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности». Определяясь с местом расположения выставочного мини-музея, мы выбрали оптимальный вариант: решили организовать его в холле на втором этаже. Данное место дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс и задействовать все пространство детского сада.

Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов.

Этап. Сбор экспонатов.

Важная особен­ность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в об­суждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии

 

для млад­ших, пополняют музей своими рисунками. Они с гордостью показывают принесенные из дома экспонаты и рассказывают о них.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- эмоциональная и эстетическая привлекательность;

- наличие детской мебели (полки, стол, скамейки) для проведения экскурсий, самостоятельного рассматривания выставки;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

этап. Разработка тематики и содержания экскурсий для ознакомления детей с экспонатами.

В ходе работы по организации выставочного мини-музея мы ведем тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Привлекаем их к сбору экспонатов, наглядной и научной информации, тем самым вызываем интерес к начатому нами делу.

К каждой экспозиции прилагался демонстрационный, познавательный и речевой материал (примерный конспект занятия, дидактические игры, алгоритм - «Системный оператор» для составления рассказов, стихи, загадки, коллекции материалов, из которых сделаны экспонаты).

Материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность.

При создании выставок стараемся учитывать следующую логическую цепочку: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются темы выставок.

Некоторые мы стараемся связать с изучаемой лексической темой (например: животные нашего края, насекомые, музей часов и т. д.), некоторые с явлениями общественной жизни (например: любимый уголок родного города, военная техника), другие с интересами самих детей (музей мяча, богатыри земли русской, театральные куклы), в сейчас организуем выставку к Дню космоса, «Новая планета динозавров».

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги или старшие дошкольники.

Дети старших и подготовительных групп не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно участвуют в создании экспозиций и начинают проводить экскурсии для своих товарищей, для детей младших групп, родителей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

 

 

С экспонатами можно играть и, при большом жела­нии, даже взять на время домой. И эта особенность, бе­зусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляет­ся интерес, обучение становится более эффективным.

Помимо игр можно используем такие виды работы, как:

· создание музейных альбомов, в которых представлены детские рисунки, аппликации, схемы;

· выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Наш выставочный мини – музей состоит из 3 открытых стеллажей разных по высоте. Стенды очень удобны в использовании, мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение мини - музея. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. В планах - прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея не только горизонтальными, но и вертикальными элементами.

Сначала в нем выставлялись только поделки, изготовленные детьми с родителями, но мы постоянно его усовершенствуем. На данный момент располагаем экспонаты таким образом:

*одна секция - иллюстрации, рисунки, фотографии;

* вторая секция - предметы, игрушки;

*третья секция – детская литература, энциклопедии, коллекционный материал.

Музеи создали, а далее возник вопрос, по какому принципу они будут работать:

1. Принцип непрерывности:

Мини - музеи, являясь частью образовательного пространства детского сада, связаны с системой непрерывной образовательной деятельности и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий, праздников, развлечений и прогулок.

2. Принцип партнёрства:

Мини - музеи являются результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

3. Научности:

Любая экспозиция строится на основе научной концепции, соответствующей общественному развитию.

4. Предметности: основу экспозиции составляют подлинные предметы, которые ярко характеризуют эпоху.

5. Коммуникативно – информационный: дизайн экспозиции должен быть таким, чтобы заключенная в ней информация легко воспринималась посетителями различного возраста и любых социальных групп.

 

Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

После неоднократного посещения каждой экспозиции проводится обобщающая беседа. В результате проведенной работы у детей:

• сформировались представления о музее;

• расширился кругозор по представленным экспозициям, словарный запас;

• организация мини-музея способствовала развитию познавательного интереса, интереса к сбору экспонатов для коллекций;

• способствовала обогащению предметно-пространственной среды.

Мини - музей - зона удивлений и открытий. Музей оказывает бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Красивые музейные экспонаты создают условия для проведения различных занятий, игр, бесед. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в нашем саду продолжается. Действующие мини-музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагогический коллектив ищет новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.

И в заключении хотелось бы произнести народную мудрость: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: