Наше общество стало особенно остро реагировать на нравственные проблемы




(По С.Л.Львову)

Нравственная проблема сострадания и неравнодушия

Сочувствие — великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

Бесчувственным людям живётся намного сложнее, чем отзывчивым.

В. Тендрякова «Хлеб для собаки»

Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы»

Ф. Достоевского "Идиот"

Л.Н. Толстой “Война и мир”

М. Шолохов “Судьба человека”

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”

Н.Д. Телешов “Домой”

Н.Д. Телешов “Елка Митрича”

И. Бунин “Лапти”

В. Распутин “Уроки французского”

М.Ю.Лермонтов «Героя нашего времени»

И.А. Гончарова «Обломов»

37.

 

Веками люди искали ценности в своем существовании. (По Ю. Золотарёву)

 

Нравственная проблема человеческого достоинства как несравненной ценности

«Достоинство – это своего рода талант, данный человеку Богом». Нет ничего выше человеческого достоинства

А. С. Пушкина «Дубровский»

Л. Н. Толстого «Война и мир»

М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

А.Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

А.Пушкина "Капитанская дочка"

И.Тургенева «Муму»

Ю. Буйда “Химич”

Ирина Курамшина “Сыновний долг”

М.А. Шолохова „ Судьба человека“

А.П. Чехов «Смерть чиновника»

В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека»

В. Быкова «Сотников»

38.

 

Во время одной из записей рассказа о блокадных днях (По А.Адамовичу и Д.Гранину)

 

Философская проблема осмысления военных событий новым поколением

 

Философская проблема сохранения исторической памяти

Мы не имеем никакого права забывать об этих, значимых для всего мира, страницах нашей истории. Это был величайший подвиг, и за это мы должны быть бесконечно благодарны.

Ю.Бондарев «Горячий снег»

М. Шолохов «Судьба человека»

Виктор Некрасов «В окопах Сталинграда»

Е.И. Носов «Живое пламя»

Б. Васильева «Экспонат №..»

А. Солженицын в «Крохотках» («МЫ-ТО НЕ УМРЁМ»)

Юрий Яковлев рассказ «Девочки с Васильевского острова»

Ольги Берггольц “Стихи о себе”

А.Т. Твардовский — стихотворение «Есть имена и есть такие даты...»

Б.Васильев «А зори здесь тихие»

Б. Васильева «В списках не значился»

39.

 

Несмотря на огромные технические возможности разных средств… (По Ю.Лотману)

 

Социальная проблема понимания развития общества в современном мире.

 

По мнению Ю. Лотмана, люди должны быть терпимы к другим, не только к умным и образованным, терпимым нужно быть ко всем.

Надо научиться ценить в другом человеке другого человека и надо обеспечить ему это право — быть другим.

Мы — люди. Мы на одном корабле плывём, все вместе — и хорошие, и плохие, и праведные, и грешные, и разных национальностей, и разных вер — мы все плывём на одном корабле.

Ф. Достоевского «Идиот»

Л. Улицкая "Дочь Бухары"

М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

А. Платонова "Юшка"

философ Ю. А. Шрейдер: «Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации – уничтожение человечности в человеке».

В. Г. Короленко «Дети подземелья»

А.Толстого «Хождение по мукам»

Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська»

Р. Киплинг «Маугли»

В. Быкова «Альпийскую балладу»

М. Шолохова «Тихий Дон»

40.

***

В каждом человеке есть дурное и хорошее. (По Ю.Олеше)

 

Нравственная проблема превращения художника из хорошего в плохого

 

Проблема художественного творчества и назначения искусства

Юрий Олеша считает, что книги, созданные писателем, должны учить людей быть лучше. Каждый писатель должен выбрать в себе всё лучшее, одним словом, он должен стать учителем.

Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Д.С.Лихачева "Письмо к молодым читателям"

А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

К.Паустовский «Повесть о жизни»

В.В.Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»

Н. Полевой повесть «Живописец»

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Н.В. Гоголь «Мертвые души». (7 гл. размышление о двух типах художников),

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (проблема истинного и ложного творчества)

 

41.

***

Вот они безмолвно стоят перед нами, книги (По С.Соловейчику)

 

 

Эстетическая проблема роли чтения книг в жизни человека

 

В современном мире люди должны читать, как можно больше читать. «Ни дня без странички»

В.Г.Лидин «Великий книжник»

М.Горький «Детство»

Майкл Гелприн "Свеча горела"

Л. Улицкой "Зеленый шатер"

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

К. Паустовского «Сказочник»

42.

Мелочная возня каждодневных суетных дел… (По Д.Миронову)

 

Социальная проблема. Влияние города на жизнь человека.

Жизнь городов приносит не размеренный гармоничный труд, но суету. Надо то, надо это, там что-то сломалось не вовремя, разумеется, — и все очень важно и необходимо. Жизнь утекает на важные дела, которые не составляют, к сожалению, главного и искомого.

 

43.

***

Для стыда, для совести обязательно нужен другой. (По Д.Миронову)

 

Нравственная проблема появления совести

 

Совесть появляется только по отношению к другому. Другой на моем горизонте переиначивает меня: я вступаю в отношения с другим, и этот другой испытывает мое влияние на него. Я более не свободен, когда рядом другой. Другой заставляет меня думать не только о себе, но и о нем тоже.

В. Астафьев, «Конь с розовой гривой»

А. Куприн, «Гранатовый браслет»

М.Булгаков «Мастер и Маргарита», (муки совести римского прокуратора Понтия Пилата)

Ф.Достоевский «Преступлении и наказании»

Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (Ермил Гирин)

Л.Толстой «Война и мир» (Долохов)

М.Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов)

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (каритан Миронов)

44.

***

Будни. Они сплошная беспробудность (По И.А. Ильину)

 

Философская проблема труда как источника радости в жизни человека.

 

Социальная проблема отношения к труду

Нам нужно лишь найти смысл своего труда и выполнять свою работу качественно. Именно "качество труда вызывает радость труда ". Тогда будние дни непременно наполнятся светом и будут приносить счастье.

Будни остаются, но их необходимо преобразить изнутри. Они должны наполниться смыслом, ожить, стать многоцветными; а не оставаться «сплошной беспробудностью».

Писатель убеждён, нужно изменять будни, наполнять их смыслом и не воспринимать ежедневный труд как «муку от зарплаты до зарплаты». Ведь только тогда жизнь станет «светящейся нитью».

 

Твардовского "Василий Тёркин"

И. С. Тургенева "Отцы и дети"

В.И. Белов в повести «Привычное дело»

А. Платонова «Котлован»

П. П. Бажова "Каменный цветок"

А. Солженицына «Матренин двор»

М.А. Шолохова «Тихий Дон»

В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Д. Гранина «Иду на грозу»

В. Распутина «Красный день»

М. М. Пришвин «Кладовая солнца»

А П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

 

 

45.

У войны не женское лицо (По С. Алексиевич)

 

Нравственная проблема подвига женщины на войне.

 

Женщина по своей природе не хочет убивать, однако, если смертельная опасность становится угрозой для её страны, детей и дома, тогда женщина готова превратиться в солдата.

Война — это смерть, потери, боль, страх — все так несовместимое с женским созидательным, а не разрушительным началом.

 

Ю.Друнина «Зинка»

Б. Васильева “А зори здесь тихие”

Ч. Айтматова «Материнское поле»

Фильм о снайпере Людмиле Павличенко

Д.А. Гранин «Клавдия Вилор»

В. Закруткин «Матерь человеческая»

Роберт Рождественский. «Баллада о зенитчицах»

 

46.

Ум без книги, как птица без крыльев. (По материалам энциклопедии «Что? Зачем? Почему?»)

 

Эстетическая проблема роли книги в жизни человека

 

Книга по-прежнему остаётся самым надёжным и стабильным носителем и хранителем информации.

Чтение – это своеобразный паровоз, «локомотив» развития ребенка.

На первом месте – пополнение словарного запаса, что позволяет развивать и совершенствовать речевые навыки

В.Г.Лидин «Великий книжник»

М.Горький «Детство»

Майкл Гелприн "Свеча горела"

Л. Улицкой "Зеленый шатер"

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

К. Паустовского «Сказочник»

В.И Даль «Словарь…»

47.

Учитель (В.П.Астафьев)

 

Социальная проблема роли учителя в жизни учеников.

Какую память оставляет учитель в жизни ученика?

 

Эстетическая проблема о роли учителя в формировании любви к родному языку и литературе.

Меня поразило тогда, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

В.Астафьев глава«Фотография, на которой меня нет» из повести «Последний поклон»

В.Распутин «Уроки французского

Чингиз Айтматов «Первый учитель»

В.Быков «Обелиск»

А.Алексин «Безумная Евдокия»

А. П. Платонов «Песчаная учительница»

А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»

Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».

 

48.

Цель и самооценка (По Д. Лихачёву)

 

Философская проблема самооценка личности.

 

Ради чего живет человек? Какова истинная цель жизни? Такие вопросы возникают после чтения текста Дмитрия Сергеевича Лихачева.

 

Проблема выбора жизненных целей, самооценки человека

По мнению автора, личность стоит оценивать по делам.

«Каждый человек стоит столько, сколько он действительно создал…», а тех, кто слишком высокого о себе мнения, но ничего из себя не представляет, жизнь всегда выведет на чистую воду.

Истинная цель человеческой жизни состоит в том, чтобы нести людям добро, делать наш мир лучше.

«Самая главная ошибка – ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни»

Л.Толстой «Войн и мир»

В. Гюго "Отверженные"

А. Платонова «Юшка»

Достоевским «Преступление и наказание»

А.Г.Алексина «Безумная Евдокия»

 

49.

Человек создан для познания (По М. Сергеевой)

 

1.Проблема отличия творчества в науке от творчества в искусстве (Чем отличается творчество в науке от творчества в искусстве?)

 

2.Проблемы информационной стадии развития науки (В чём особенность информационной стадии развития науки?)

 

3.Проблема сохранения человеческой личности в эпоху информационного бума (Как жить в этом мире, чтобы не быть «щепкой в буре волн»?)

1.Творчество в науке отличается от творчества в искусстве тем, что в художественном произведении отражается личность художника.

 

2.Особенность информационной стадии развития науки заключается в резком ускорении развития науки, что требует совершенствования умения работать с информацией, и в быстром старении знаний, в усилении «информационного шума»

 

3.Чтобы полноценно существовать в современном информационном обществе, человек должен овладеть научным методом познания, разнообразными умениями работать с информацией.

 

50.

Что объединяет людей (По Д. Лихачёву)

 

Нравственная проблема (проявления) заботы по отношению к окружающим.

 

Проблема, поднятая Лихачёвым, крайне актуальна в наши дни. Она заставляет задуматься над нашими взаимоотношениями с окружающими.

Д.С.Лихачев считает, что проявить заботу можно и в самом малом. Главная мысль этого письма – чтобы укрепить отношения с кем-либо, нужно просто помочь ему.

Забота объединяет людей, укрепляет память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив.

 

В. Закруткина «Матерь человеческая»

В.Г.Короленко «Дети подземелья»

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Притча о добром самарянине

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: