Условия получения образования и адаптации программ дополнительного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)




 

Дети с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

 

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком:

-с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка,

- с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5-3 года и в основном заканчивается к 7 годам.

- В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи.

- Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи:

-звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков),

-фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова),

-лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении).

Такое нарушение у детей дошкольного возраста определяется как общее недоразвитие речи (ОНР).

 

У детей школьного возраста нарушения всех компонентов речи (звукопроизношения, лексики и грамматики) называются тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

К тому же у этих детей могут быть особенности:

-слухового восприятия,

-слухоречевой памяти,

-словесно-логического мышления.

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется:

-неустойчивостью,

-трудностями включения, переключения, и распределения.

-наблюдается сужение объема внимания,

-быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого),

-снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.

Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению.

Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде.

Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства разной степени выраженности:

-они моторно неловки,

-неуклюжи,

-характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.

-быстро утомляются,

-имеют пониженную работоспособность,

-долго не включаются в выполнение задания.

 

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере:

м присущи нестойкость интересов,

-пониженная наблюдательность,

-сниженная мотивация,

-замкнутость,

-негативизм,

-неуверенность в себе,

-повышенная раздражительность,

-агрессивность,

-обидчивость,

-трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи необходимо следующее:

  • возможность адаптации образовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование двух компонентов - академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных образовательных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий детей с нарушениями речи;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию "обходных путей" коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться дистанционно в случае тяжелых форм речевой патологии, а также при сочетанных нарушениях психофизического развития;
  • максимальное расширение образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучение умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • организация партнерских отношений с родителями.

 

Материально-техническое и информационное оснащение образовательной деятельности обучающихся с ТНР, ЗПР и РАС должно обеспечивать возможность:

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
  • получения информации различными способами из разных источников (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);
  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;
  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;
  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;
  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;
  • исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;
  • физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;
  • планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов) и структурных элементов занятий.
  • Распорядок жизни группы должен быть четким с правилами, расписанием. Важно использовать индивидуальное расписание, в котором бы по порядку располагалось каждое задание; это поможет ребенку предугадывать события и предотвратит излишнее беспокойство.
  • Помимо этого расписание и смена помещений помогают особенно детям с РАС освоить переключение с одного вида деятельности на другой;
  • размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: