Алгоритм выполнения практического задания.




1. Познакомиться с теоретической частью практического задания.

2. Заполнить Таблицы 1 по регламентированной процедуре предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 

Таблица 1 – Регламентированная процедура предоставления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Действие Орган, представления документов Ответственный за выполнение действия Основание для выполнения действия
Представление экземпляра декларации и заключения экспертизы      
Представление копии декларации и заключения экспертизы      
Обеспечение доступа к декларации официальных представителей общественных объединений      
Представление информационного листа (приложение к декларации) гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объект      
Обеспечение защиты информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тайну      
Хранение оригиналов декларации и заключения экспертизы, а также копии документов о представлении их в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору.      

 

Практическое задание №6 «Регламентированная процедура проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Цель практического задания: получить практические навыки проведения экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Нормативные документы:

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 октября 2012 г. № 584 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности".

 

Теоретическая часть.

1. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 г. № 538 Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

«…2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

до начала применения на опасном производственном объекте;

по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

 

II. Требования к экспертам

 

9. Эксперт первой категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;

4) иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз промышленной безопасности;

5) являться автором не менее 10 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях (данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень).

9.1. Эксперт второй категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;

4) иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности;

5) являться автором не менее 10 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях (данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень).

9.2. Эксперт третьей категории должен соответствовать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы не менее 5 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации;

3) обладать знаниями нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, используемых средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений;

4) являться автором не менее 5 публикаций в области промышленной безопасности, размещенных в периодических изданиях (данное требование не относится к экспертам, имеющим ученую степень).

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;

обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

 

III. Проведение экспертизы

 

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 г. № 97.

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Приказом руководителя организации, проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов, участвующих в проведении экспертизы.

В случае участия в экспертизе группы экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

17.1. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов I класса опасности вправе участвовать эксперты первой категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности" (официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 1 июня 2015 г.).

17.2. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов II класса опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".

17.3. В проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности вправе участвовать эксперты первой и (или) второй, и (или) третьей категории, аттестованные в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. № 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности".

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;

предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

- при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

- при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;

- при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;

- в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается лицами, проводившими работы, и руководителем проводившей их организации или руководителем организации, проводящей экспертизу, и прикладывается к заключению экспертизы.

 

IV. Оформление заключения экспертизы

 

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;

2) вводную часть, включающую:

положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья), устанавливающих требования к объекту экспертизы, и на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы;

сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес места нахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);

сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество, регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);

5) цель экспертизы;

6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;

7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, на соответствие которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;

9) выводы заключения экспертизы;

10) приложения, предусмотренные пунктом 23 настоящих Правил.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;

о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;

о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;

о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;

оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;

оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;

оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;

оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

2. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 октября 2012 г. № 584 Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности".

«….2. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности (далее - Порядок) устанавливает требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.

3. Требования Порядка обязательны для выполнения должностными лицами Ростехнадзора, организациями и специалистами, непосредственно осуществляющими экспертизу промышленной безопасности объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.

4. В настоящем Порядке используются термины и определения, приведенные в Федеральном законе, а также в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности.

5. Объектами экспертизы промышленной безопасности, на которые распространяется действие настоящего Порядка, являются:

· проектная документация на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих объектов;

· технические устройства, применяемые и предназначенные для применения на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих опасных производственных объектах;

· здания и сооружения на химических, нефтехимических, нефтегазоперерабатывающих опасных производственных объектах.

 

II. Общие требования

 

6. Экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов, учитывающую специфику химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности, проводят независимые организации, имеющие соответствующую лицензию.

7. Экспертиза промышленной безопасности проводится в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности.

8. Требования к организациям, осуществляющим экспертизу промышленной безопасности.

8.1. Экспертные организации проводят экспертизу промышленной безопасности в соответствии с настоящим Порядком, основываясь на принципах независимости.

8.2. Экспертные организации при проведении экспертизы используют помещения (собственные, заказчика, арендуемые на договорной основе), оборудование и оргтехнику, необходимые для проведения экспертизы промышленной безопасности, подготовки и оформления отчетов и заключений экспертизы.

Оценка технического состояния зданий, сооружений и технических устройств с применением методов неразрушающего контроля (НК) проводится специалистами по неразрушающему контролю лабораторий НК, аттестованными в установленном порядке.

8.3. Экспертные организации при выполнении экспертизы промышленной безопасности руководствуются действующим законодательством в области промышленной безопасности и нормативными правовыми актами по соответствующим направлениям экспертной деятельности.

8.4. Экспертные организации должны располагать как минимум одним работником, удовлетворяющим квалификационным требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим проведение экспертизы соответствующего направления, для которого работа в данной организации является основной.

9. Для выполнения отдельных видов экспертных работ экспертная организация (далее - Исполнитель) может привлекать как сторонние организации, имеющие правовые основания для осуществления данного вида деятельности в области экспертизы промышленной безопасности, так и отдельных квалифицированных и аттестованных в установленном порядке экспертов, а также аттестованных специалистов по неразрушающему контролю.

9.1. В случаях, когда организация, эксплуатирующая опасный производственный объект (далее - Заказчик), имеет в своей структуре аттестованное в установленном порядке подразделение неразрушающего контроля, уровень квалификации специалистов которого позволяет выполнять отдельные виды работ по неразрушающему контролю, то допускается привлекать специалистов Заказчика, аттестованных в установленном порядке, к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в программе проведения экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами Заказчика, и формулироваться требования к качеству работ по форме и содержанию отчетных документов.

9.2. Руководитель экспертных работ и эксперты, кроме указанных в п. 9.1 настоящего Порядка, выполняющие экспертизу, не могут являться штатными работниками предприятия - организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

10. Требования к заключению экспертизы промышленной безопасности.

10.1. Структура и содержание заключения экспертизы промышленной безопасности должны соответствовать требованиям Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.

10.2. Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать анализ и оценку проектных и технических решений по обеспечению промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

 

III. Порядок проведения экспертизы промышленной

безопасности опасных производственных объектов химической,

нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности

 

11. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации на капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов.

11.1. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации проводится:

· перед принятием решения о начале капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;

· после внесения изменений и дополнений в проектную документацию на капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

11.2. При экспертизе промышленной безопасности проектной документации рассматриваются:

· пояснительная записка;

· исходные данные для проектирования, в том числе сведения об основных взрывопожароопасных и токсичных свойствах веществ, обращающихся в производстве;

· проектная документация и изменения к ней (в том числе ранее выполненные проекты, имеющиеся у Заказчика по рассматриваемому производству);

· схема планировочной организации земельного участка;

· сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;

· проект организации работ ликвидации опасного производственного объекта в объеме требований раздела 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;

· мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в объеме требований раздела 9 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию;

· рабочая документация по разделам проекта.

11.3. Экспертиза промышленной безопасности проектной документации осуществляется относительно:

проекта в целом;

отдельных частей проекта.

11.4. При экспертизе промышленной безопасности проектной документации проводится анализ и оценка:

· принятого технологического процесса в части его безопасности и надежности, обоснованность технических решений и мероприятий по обеспечению безопасности ведения работ, предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;

· характеристик основных взрывопожароопасных и токсичных свойств сырья, полупродуктов, товарного продукта и отходов;

· правильности разбивки технологической системы на отдельные технологические блоки и определения категории их взрывоопасности с целью обеспечения минимального уровня взрывоопасности технологических блоков, входящих в технологическую систему;

· оперативного и безопасного отключения отдельных элементов или участков объекта для производства ремонтных и аварийных работ;

· применяемых в проекте решений по компоновке технологического оборудования;

· безопасности и рациональности проектных решений по размещению зданий и сооружений исходя из расчета радиусов зон возможных разрушений;

· применения новых технологий и материалов при проектировании объектов химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности;

· сравнения предлагаемого метода производства с другими известными методами, в том числе в зарубежной практике, на предмет его безопасности;

· автоматизированных систем управления технологическими процессами и систем оперативного управления, прогнозирования, обнаружения, предупреждения и ликвидации аварий;

· условий обеспечения взрывобезопасности зданий и их вентиляции, возможности автоматического поддержания заданных параметров эксплуатации, управления, эффективности систем противоаварийной защиты и сигнализации;

· эффективности систем резервирования для обеспечения бесперебойности технологических процессов в случае отключения систем энергоснабжения, а также соответствия категории надежности электроснабжения технологических блоков в соответствии с категорией их взрывоопасности;

· мероприятий по обеспечению контроля герметичности и выполнения требований по защите оборудования от коррозии, выполнение условий надежности;

· выполнения требований взрывопожаробезопасности и химической безопасности, предъявляемых к системам приточно-вытяжной вентиляции, к контролю загазованности, к зданиям и сооружениям в зависимости от опасности технологического процесса;

· выбора основного и вспомогательного оборудования, его компоновки и схем обвязки, оснащения запорной, регулирующей арматурой, предохранительными устройствами и системами автоматического управления, регулирования, защиты, сигнализации, контроля и учета, уровня взрывозащищенности электрооборудования;

· выполнения решений по определению расчетного срока эксплуатации, категории технологических трубопроводов;

· обеспечения безопасных условий труда для эксплуатационного персонала, достаточности мер по локализации и ликвидации последствий аварий.

12. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

12.1. Экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводится в случаях, предусмотренных нормативными документами в области промышленной безопасности, а также:

· при отсутствии паспорта на техническое устройство;

· при выработке установленного срока эксплуатации или количества циклов нагружения;

· при отсутствии в технической документации данных о сроке службы технического устройства;

· при истечении установленных сроков хранения технических устройств;

· при воздействии на техническое устройство в процессе эксплуатации факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление, внешние силовые нагрузки) в результате нарушения регламентированного режима работы, в том числе вследствие аварии, или иных техногенных или природных воздействий;

· при проведении ремонтно-сварочных работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов технического устройства.

Продление срока безопасной эксплуатации технических устройств осуществляется в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2009 № 195 "Об утверждении Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах".

12.2. Экспертиза технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, предусматривает оценку соответствия машин, технологического оборудования, систем машин и (или) оборудования, агрегатов, аппаратуры, механизмов требованиям нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также оценку технического состояния технических устройств, применяемых на опасных производстве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: