Словарь (глоссарий) основных терминов и понятий




Методология научного исследования

 

 

Автореферат диссертации — научное издание в виде бро­шюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объек­тов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.

Аномальный факт (аномалия) – факт, которого теория не может объяснить, несмотря на многолетние усилия ученых.

Актуальность темы — степень ее важности в данный мо­мент и в данной ситуации для решения данной проблемы (зада­чи, вопроса).

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объ­яснения каких-либо явлений.

Дедуктивно-номологическое объяснение – логический вывод предложения, выражающего объясняемое явление, из законов и начальных условий; подведение объясняемого явления под закон; указание на причинную связь объясняемого явления с другим известным явлением.

Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Диссертация — научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, при­званной показать научно-исследовательский уровень исследова­ния, представленного на соискание ученой степени.

Идея — определяющее положение в системе взглядов, тео­рий и т.п.

Идеализированный объект теории – абстрактный объект или множество таких объектов, в упрощенном виде представляющих реальные предметы и явления, изучаемые теорией.

Измерение – приписывание чисел свойствам изучаемых объектов, осуществляемое с помощью сравнения объекта с некоторым эталоном.

Индукция — вид умозаключения от частных фактов, поло­жений к общим выводам.

Информация:

обзорная — вторичная информация, содержащаяся в обзо­рах научных документов;

релевантная — информация, заключенная в описании про­тотипа научной задачи;

реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

сигнальная — вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;

справочная — вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное — процесс выработки новых науч­ных знаний, один из видов познавательной деятельности. Харак­теризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательнос­тью и точностью.

Исследовательская специальность (часто именуемая как на­правление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследова­тельских проблем из одной научной дисциплины, включая об­ласть ее применения.

Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения кото­рых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследо­вательское задание имеет значение только в границах опреде­ленной исследовательской темы.

Категория — форма логического мышления, в которой рас­крываются внутренние, существенные стороны и отношения ис­следуемых предметов.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и ука­зываются пути его ведения.

Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо об­ласти общественной жизни.

Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжа­тое изложение результатов (иногда предварительных), получен­ных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструктор­ской работы. Назначение такого документа — оперативно сооб­щить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного до­кумента или его части.

Логика и методология науки - философская дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.

 

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения на­учных фактов.

Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.

Мораль - понятие, обозначающее высшие ценности (идеалы, нормы) и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное существо.

Наблюдение непосредственное – наблюдение самих изучаемых предметов и явлений.

 

Наблюдение косвенное – наблюдение результатов взаимодействия изучаемых объектов с другими объектами, позволяющее судить о свойствах изучаемых объектов.

 

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией кото­рой является выработка и теоретическая систематизация объек­тивных знаний о действительности. Одна из форм общественно­го сознания.

Научная дисциплина — раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.

Научная публикация - основа дисциплинарного общения и признания ученых. Публикация: а) фиксирует завершение исследования или его этапа; б) осуществляет перевод нового знания в наличное; в) отсекает судьбу продукта от судьбы творца; г) передает индивидуальный, личный результат в общедисциплинарное достояние; д) через публикацию производится оповещение научного сообщества о появлении нового продукта - вклада в дисциплинарное знание; е) через публикацию фиксируется признание приоритета автора.

Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.

Научная теория — система абстрактных понятий и утверж­дений, которая представляет собой не непосредственное, а идеа­лизированное отображение действительности.

Научное исследование — целенаправленное познание, ре­зультаты которого выступают ввиде системы понятий, законов и теорий.

Научное наблюдение - восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания.

Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.

Научный доклад — научный документ, содержащий изло­жение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудито­рии.

Научный кризис – тот период в развитии научной дисциплины, когда подорвана вера научного сообщества в господствующую теорию, не способную справиться с объяснением возрастающего количества аномальных фактов, когда начинаются поиски альтернативных теорий.

Научная революция – переход научного сообщества от одной фундаментальной теории к новой теории, связанный с изменением взгляда на изучаемый фрагмент реальности, разрыв в эволюционном развитии науки.

Научный отчет — научный документ, содержащий подроб­ное описание методики, хода исследования (разработки), резуль­таты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследова­тельской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является эле­ментом, составляющим основу научного знания.

Обзор — научный документ, содержащий систематизирован­ные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.

Объект исследования — процесс или явление, порождаю­щие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Определение (дефиниция) — один из самых надежных спо­собов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания ис­пользуемых понятий.

Основание гипотетико-дедуктивной теории – набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), из которых дедуктивно выводятся все остальные утверждения теории.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Понятие — есть мысль, в которой отражаются отличитель­ные свойства предметов и отношения между ними.

Понятие качественное – понятие о свойствах объектов, позволяющее дать их первичную классификацию, т.е. разбить их на какие-то группы, классы и т.п., например, качественные понятия цвета – красный, оранжевый, зеленый и т.д. – позволяют разбить все окружающие нас предметы на группы одинаково окрашенных предметов.

 

Понятие сравнительное – понятие, позволяющее установить иерархию между классами качественно одинаковых предметов.

 

Понятие количественное (количественная величина) – понятие, позволяющее выразить числом соответствующие свойства предметов.

 

Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связа­но с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к пробле­ме — такова логика постановки вопроса.

Принцип — основное, исходное положение какой-либо тео­рии, учения, науки.

Правила измерения – правила приписывания чисел свойствам объектов, обеспечивающие интерсубъективность результата измерения.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулиро­ванных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

исследовательская — комплекс родственных тем исследо­вания в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

комплексная научная — взаимосвязь научно-исследова­тельских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает ре­шение конкретной теоретической или опытной задачи, на­правленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Проблема демаркации – проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности или научное знание от других продуктов культуры.

 

 

Редукционные предложения – предложения, сводящие теоретические термины и утверждения к терминам и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимамым объектам.

Суждение — мысль, с помощью которой что-либо утвержда­ется или отрицается.

Теоретическая интерпретация понятий и принципов теории – придание смысла основаниям теории с помощью идеализированного объекта.

Теория — учение, система идей или принципов. Совокуп­ность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют преж­нюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Требование интерсубъективности - научное наблюдение должно быть таким, чтобы его с одинаковым результатом мог повторить любой наблюдатель.

 

Умозаключение — мыслительная операция, посредством ко­торой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.

Фактографический документ — научный документ, содер­жащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую инфор­мацию, отражающую состояние предмета исследования или со­бранную в результате научно-исследовательской работы.

Формула изобретения — описание изобретения, составлен­ное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.

Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.

Эволюционное развитие научной теории – постепенное совершенствование концептуального аппарата теории, замена качественных понятий количественными величинами, все более точное и полное описание изучаемого фрагмента реальности.

Эксперимент научный – важнейший метод эмпирического познания, состоящий в материальном воздействии на изучаемый объект или условия, в которых он находится.

Эксперимент поисковый – эксперимент, осуществляемый с целью обнаружения новых объектов или новых свойств известных объектов.

Эксперимент проверочный – эксперимент, осуществляемый с целью проверки гипотезы или теории.

Эксперимент мысленный – теоретическое рассуждение, осуществляемое с образами идеальных или реальных объектов, поставленных в идеализированные условия. Решающее отличие от реального эксперимента – отсутствие материального воздействия на изучаемые объекты.

Эксплананс (объясняющее) – совокупность утверждений, включающая в себя один или несколько законов природы и условий их применимости и используемая для объяснения некоторого явления.

Экспланандум (объясняемое) – утверждение, описывающее явление, которому дается объяснение.

Эмпирическая интерпретация понятий и утверждений теории – сведение с помощью редукционных предложений теоретических понятий и утверждений к понятиям и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимаемым объектам и явлениям.

Эмпирическая проверка теории – соотнесение с реальностью посредством наблюдения, измерения или эксперимента одного из эмпирических следствий теории.

Эмпирическое следствие теории – высказывание, полученные из теории с помощью редукционных правил и относящееся к чувственно воспринимаемым объектам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: