Методология научного исследования
Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.
Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
Аномальный факт (аномалия) – факт, которого теория не может объяснить, несмотря на многолетние усилия ученых.
Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).
Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.
Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.
Дедуктивно-номологическое объяснение – логический вывод предложения, выражающего объясняемое явление, из законов и начальных условий; подведение объясняемого явления под закон; указание на причинную связь объясняемого явления с другим известным явлением.
Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.
Диссертация — научное произведение, выполненное в форме рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника. Служит в качестве квалификационной работы, призванной показать научно-исследовательский уровень исследования, представленного на соискание ученой степени.
Идея — определяющее положение в системе взглядов, теорий и т.п.
Идеализированный объект теории – абстрактный объект или множество таких объектов, в упрощенном виде представляющих реальные предметы и явления, изучаемые теорией.
Измерение – приписывание чисел свойствам изучаемых объектов, осуществляемое с помощью сравнения объекта с некоторым эталоном.
Индукция — вид умозаключения от частных фактов, положений к общим выводам.
Информация:
обзорная — вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;
релевантная — информация, заключенная в описании прототипа научной задачи;
реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;
сигнальная — вторичная информация различной степени свертывания, выполняющая функцию предварительного оповещения;
справочная — вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.
Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью.
Исследовательская специальность (часто именуемая как направление исследования) — устойчиво сформировавшаяся сфера исследований, включающая определенное количество исследовательских проблем из одной научной дисциплины, включая область ее применения.
Исследовательское задание — элементарно организованный комплекс исследовательских действий, сроки исполнения которых устанавливаются с достаточной степенью точности. Исследовательское задание имеет значение только в границах определенной исследовательской темы.
Категория — форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемых предметов.
Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.
Конъюнктура — создавшееся положение в какой-либо области общественной жизни.
Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа — оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.
Ключевое слово — слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание научного документа или его части.
Логика и методология науки - философская дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.
Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.
Методология научного познания — учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Мораль - понятие, обозначающее высшие ценности (идеалы, нормы) и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное существо.
Наблюдение непосредственное – наблюдение самих изучаемых предметов и явлений.
Наблюдение косвенное – наблюдение результатов взаимодействия изучаемых объектов с другими объектами, позволяющее судить о свойствах изучаемых объектов.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Одна из форм общественного сознания.
Научная дисциплина — раздел науки, который на данном уровне ее развития, в данное время освоен и внедрен в учебный процесс высшей школы.
Научная публикация - основа дисциплинарного общения и признания ученых. Публикация: а) фиксирует завершение исследования или его этапа; б) осуществляет перевод нового знания в наличное; в) отсекает судьбу продукта от судьбы творца; г) передает индивидуальный, личный результат в общедисциплинарное достояние; д) через публикацию производится оповещение научного сообщества о появлении нового продукта - вклада в дисциплинарное знание; е) через публикацию фиксируется признание приоритета автора.
Научная тема — задача научного характера, требующая проведения научного исследования. Является основным планово-отчетным показателем научно-исследовательской работы.
Научная теория — система абстрактных понятий и утверждений, которая представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности.
Научное исследование — целенаправленное познание, результаты которого выступают ввиде системы понятий, законов и теорий.
Научное наблюдение - восприятие предметов и явлений действительности, осуществляемое с целью их познания.
Научное познание — исследование, которое характеризуется своими особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научный доклад — научный документ, содержащий изложение научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Научный кризис – тот период в развитии научной дисциплины, когда подорвана вера научного сообщества в господствующую теорию, не способную справиться с объяснением возрастающего количества аномальных фактов, когда начинаются поиски альтернативных теорий.
Научная революция – переход научного сообщества от одной фундаментальной теории к новой теории, связанный с изменением взгляда на изучаемый фрагмент реальности, разрыв в эволюционном развитии науки.
Научный отчет — научный документ, содержащий подробное описание методики, хода исследования (разработки), результаты, а также выводы, полученные в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение этого документа — исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.
Обзор — научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами ее развития.
Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.
Определение (дефиниция) — один из самых надежных способов, предохраняющих от недоразумений в общении, споре и исследовании. Цель определения — уточнение содержания используемых понятий.
Основание гипотетико-дедуктивной теории – набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), из которых дедуктивно выводятся все остальные утверждения теории.
Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
Понятие — есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.
Понятие качественное – понятие о свойствах объектов, позволяющее дать их первичную классификацию, т.е. разбить их на какие-то группы, классы и т.п., например, качественные понятия цвета – красный, оранжевый, зеленый и т.д. – позволяют разбить все окружающие нас предметы на группы одинаково окрашенных предметов.
Понятие сравнительное – понятие, позволяющее установить иерархию между классами качественно одинаковых предметов.
Понятие количественное (количественная величина) – понятие, позволяющее выразить числом соответствующие свойства предметов.
Постановка вопроса при логическом методе исследования включает в себя, во-первых, определение фактов, вызывающих необходимость анализа и обобщений, во-вторых, выявление проблем, которые не разрешены наукой. Всякое исследование связано с определением фактов, которые не объяснены наукой, не систематизированы, выпадают из ее поля зрения. Обобщение их составляет содержание постановки вопроса. От факта к проблеме — такова логика постановки вопроса.
Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Правила измерения – правила приписывания чисел свойствам объектов, обеспечивающие интерсубъективность результата измерения.
Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:
исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;
комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;
научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.
Проблема демаркации – проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности или научное знание от других продуктов культуры.
Редукционные предложения – предложения, сводящие теоретические термины и утверждения к терминам и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимамым объектам.
Суждение — мысль, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается.
Теоретическая интерпретация понятий и принципов теории – придание смысла основаниям теории с помощью идеализированного объекта.
Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Требование интерсубъективности - научное наблюдение должно быть таким, чтобы его с одинаковым результатом мог повторить любой наблюдатель.
Умозаключение — мыслительная операция, посредством которой из некоторого количества заданных суждений выводится иное суждение, определенным образом связанное с исходным.
Фактографический документ — научный документ, содержащий текстовую, цифровую, иллюстративную и другую информацию, отражающую состояние предмета исследования или собранную в результате научно-исследовательской работы.
Формула изобретения — описание изобретения, составленное по утвержденной форме и содержащее краткое изложение его сущности.
Формула открытия — описание открытия, составленное по утвержденной форме и содержащее исчерпывающее изложение его сущности.
Эволюционное развитие научной теории – постепенное совершенствование концептуального аппарата теории, замена качественных понятий количественными величинами, все более точное и полное описание изучаемого фрагмента реальности.
Эксперимент научный – важнейший метод эмпирического познания, состоящий в материальном воздействии на изучаемый объект или условия, в которых он находится.
Эксперимент поисковый – эксперимент, осуществляемый с целью обнаружения новых объектов или новых свойств известных объектов.
Эксперимент проверочный – эксперимент, осуществляемый с целью проверки гипотезы или теории.
Эксперимент мысленный – теоретическое рассуждение, осуществляемое с образами идеальных или реальных объектов, поставленных в идеализированные условия. Решающее отличие от реального эксперимента – отсутствие материального воздействия на изучаемые объекты.
Эксплананс (объясняющее) – совокупность утверждений, включающая в себя один или несколько законов природы и условий их применимости и используемая для объяснения некоторого явления.
Экспланандум (объясняемое) – утверждение, описывающее явление, которому дается объяснение.
Эмпирическая интерпретация понятий и утверждений теории – сведение с помощью редукционных предложений теоретических понятий и утверждений к понятиям и утверждениям, относящимся к чувственно воспринимаемым объектам и явлениям.
Эмпирическая проверка теории – соотнесение с реальностью посредством наблюдения, измерения или эксперимента одного из эмпирических следствий теории.
Эмпирическое следствие теории – высказывание, полученные из теории с помощью редукционных правил и относящееся к чувственно воспринимаемым объектам.