Обоснование методики работы по принципам.




Работа в традиционном русском боевом искусстве строится по принципам. Это позволяет обеспечить предельную гибкость в действиях бойца, которая в свою очередь дает возможность вести бой от возникающей ситуации, максимально в неё вписываясь, управляя ею и добиваясь победы с минимально возможными усилиями.

С термином работа по принципам я познакомился в первой половине 90-х, заинтересовавшись системой Кадочникова. Под этим подразумевалось следующее, например, инструктор исходя из принципа "волны" показывал варианты выполнения ударов, причём старался бить как можно разнообразнее, не повторяясь. Общим в ударах было только то, что в каждом из них присутствовал элемент волны. Техника освобождения от захвата за предплечье выполнялась при использовании принципа "рычага". Т.е. надо было так располагать своё предплечье относительно противника, чтобы за счёт использования рычага выворачивать руку из захвата. И так далее на принципах выполнялись освобождения от других захватов, блоки, броски. При этом во время отработки, почти не было повторения технических элементов, всё время старались делать по разному, чтобы не заучить какой-нибудь приём.Ещё тогда мне бросилось в глаза, что в СК, а потом тоже я увидели и в других русских стилях, бойцов способных реализовывать работу по принципам в драке или хотя бы в спарринге, единицы. Подавляющее большинство могли только демонстрировать её в медленном исполнении на тренировке, или в лучшем случае на показательных выступлениях. Т.е. в методике обучения либо присутствовала какая-то ошибка, либо отсутствовал какой-то важный элемент, делающий её эффективной. С тех пор ситуация не изменилась.

Практически все инструктора преподающие русские стили заявляют, что они работают по принципам и что это исконно русский способ ведения боя. И никто это никак не доказывает, а этот факт вовсе не является самоочевидным. В одной книге по системе Кадочникова, я видел иллюстрацию изображающую борьбу русских против татаро-монгол, там был нарисован крестьянин с помощью багра стаскивающий с коня монгольского всадника. А, под ней подпись: "Уже тогда наши предки знали, что такое принцип рычага". Вот и не знаешь, глядя на подобное, смеяться или грустить над таким пониманием традиции.

Но, не смотря на то, что подавляющее большинство людей, занимающихся русскими стилями в умении драться мало чем отличаются от обычных, ничем не занимающихся граждан. В каждом стиле есть высококлассные бойцы, в боевых ситуациях эффективно реализующие работу по принципам, т.е. система работает, и овладеть ей можно. Всё упирается в правильную методику. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Для начала обратимся к теории формирования устойчивых двигательных навыков у человека. Практика спорта показала, что, имея в своём багаже разнообразную и достаточно надёжную "школу", боец в течении многих лет интенсивных тренировок индивидуализирует своё технико-тактическое мастерство: лишь немногие боевые действия доводит до фазы стабилизации двигательного навыка. Эти действия как раз и становятся его излюбленными.

Репертуар боевых действий можно представить в виде пирамиды, на вершине которой 2-3 до совершенства освоенных приёма. Ниже располагаются приёмы, не столь устойчивые к помехам; их больше. Ещё ниже те, навыки выполнения которых автоматизированы, но не помехоустойчивы; их ещё больше.

В основании пирамиды расположен большой набор приёмов, которые боец умеет выполнять. Но технически правильно они выполняются только под контролем сознания.

Этапы формирования двигательного навыка, очень упрощённо, выглядят следующим образом. Сначала происходит овладение выполнением движения под контролем сознания, потом происходит автоматизация навыка, далее его стабилизация т.е. умение выполнять при наличии помех. Есть важнейшее условие, обеспечивающее формирование устойчивого двигательного навыка, это точная повторяемость движения при овладении его выполнением. Т.е. если во время отработки, к примеру удара, каждый последующий удар выполнять не так как предыдущий, никакого формирования навыка не происходит. Мало того, неточное выполнение движения приводит к дестабилизации формируемого навыка, т.е. либо мы его закрепляем, либо разрушаем, пустых проходок не бывает. Что и подтверждается результатами тренировок большинства последователей русских стилей.

И так, главное условие формирования устойчивого двигательного навыка - это повторяемость. А, какая может быть повторяемость, если боец работая по принципам, каждый раз выполняет удары по разным траекториям, да ещё разными местами руки? Мы подошли к ключевому моменту, определяющему эффективность методики обучения работе по принципам, можно сказать главному секрету русского боевого искусства. Выполняя разные удары, боец должен испытывать одинаковые ощущения. Вот в этом то и есть повторяемость, через это и ставится навык. Другими словами это означает, что человек, выполняя любой удар, испытывает одинаковый набор ощущений, через который и проверяет правильность выполнения техники и формирует устойчивый двигательный навык. Работа через ощущения путь к овладению русским боевым искусством.

В чём разница между приёмами и принципами? Любой приём это всегда визуальный образ. Его можно изобразить с помощью рисунков, показать серией фотографий или видеороликом. Приём всегда показывают, что и закреплено в языке устойчивыми словосочетаниями "показать приём", "покажи приём". Принцип изобразить нельзя, можно показать его применение с помощью какой то техники, ему можно придумать какой то символ, но не более. Например, принцип "по силе" можно проиллюстрировать демонстрацией десятком технических действий. Но, зритель со стороны, если ему ничего не объяснить, увидит только приёмы, а не сам принцип "по силе". Зато его очень легко и хорошо можно прочувствовать, достаточно несколько раз дать человеку попробовать, что это такое и он всё поймёт.

Обучая приёмам их показывают, принципам - дают прочувствовать. Поэтому, попытка освоения работы по принципам через визуальные образы рычага, плоскости или другой механики обречены, в подавляющем большинстве случаев, на неудачу. Терминология "работа по принципам" была в своё время введена для описания методики обучения и системы ведения боя основанной на работе от ощущений, являющейся русской и традиционной.

Что такое к примеру, правильно выполненный блок в японском карате. Это сначала надо встать в определённую исходную стойку, потом провести руки по строго заданным траекториям и в конце занять позу, соответствующую канону выполнения техники. Что такое правильный блок по-русски. Встать как удобно, подвести руку к бьющей конечности и отвести (или остановить) её так чтобы было удобно. Слово "удобно" это описание комплекса ощущений в теле. Совершенствуясь в технике карате, согласно японской методике, боец будет стремиться вписаться в эталонный образ, совершенствуясь в технике русского рукопашного боя добиваться удобности в выполнении техники. При этом удобство может возникнуть только при вполне определённом расположении скелета, соответствующем тонусе мышц и рациональном взаиморасположении относительно противника.

Описание техники удара, используемое деревенскими кулачниками, типа: "Как ебан…шь, так что бы с катушек". Является точным описанием техники нокаутирующего удара, имеющую свою однозначную методическую реализацию в плане освоения. Это описание техники через ощущения.

Главным методическим приемом, через который овладевают работой по принципам, является медленная боевая работа. Тренируются медленно не только для того чтобы не травмировать партнёра, но самое главное, чтобы дать бойцу возможность сосредоточиться на своих ощущениях, связанных с выполнением техники. Обучение идёт через работу с ощущениями, если на них не обращать внимания, тренировочное время будет тратиться в пустую.

У медленной работы есть свои ограничения. В медленно выполняемых движениях отсутствует инерционность, это в принципе, при использовании только медленной работы, не позволяет приобрести навык управления своим телом, при выполнении быстрых движений, главным образом перемещений. Это объясняет, почему технику русских стилей, лучше всего осваивают, бывшие бойцы спортсмены, у которых такой навык уже сформирован. Другими словами, в программу занятий по русским стилям РБ, обязательно должны включаться скоростные состязательные упражнения. Это могут быть различные виды фехтования, кулачного и рукопашного боя, через которые занимающиеся будут учиться владеть (управлять) своим телом

Другой важный элемент правильно выстроенной методики, это наличие контрольных упражнений, позволяющих определять результативность тренировок, особенно касательно медленной боевой работы. Проверяется способность человека реагировать на внезапное нападение и умение работать по принципам (от ощущений).

Методика и внутренняя работа при выполнении упражнений главные секреты любого боевого искусства. Тренер в своей деятельности должен чётко понимать, что он делает и почему он так делает. Если не будет понимания, то обязательно появятся искажения в технике и методике. В результате даже такую мощнейшую боевую систему как традиционный русский рукопашный бой, можно превратить в балаган, пригодный только для показухи.

Теперь несколько практических рекомендаций по освоению техники русского рукопашного боя. Отложите в сторону рычаги, плоскости, касательные и другую механику. Это на самом деле очень полезный вспомогательный инструмент, но вспомогательное никогда не должно становиться главным, это делает методику не работающей. Вместо плоскостей и касательных дайте ученику выполнить блок. Предположим, он выбрал траекторию блокирования, при которой произошло жёсткое столкновение с рукой партнёра. Пусть ищет другую, в соответствии с принципом "по силе", ориентируясь на ощущения, пока не получится мягкая встреча с лёгким отводом.

Когда найдена правильная траектория, её надо запомнить визуально. Это закрепит навык и сделает его более устойчивым.

Вместо работы с рычагами, при отработке техники освобождения от захвата за предплечье, предложите ученику подвигать рукой во все стороны. Пусть ищет и запоминает направление, куда двигаться легко и через него выходит, действуя в соответствии с принципами "сильным на слабое" и "где тонко там и рвётся". В такой работе формируется важнейший боевой навык. Когда человека схватят непривычным для него образом, ему будет некогда вспоминать про рычаги, дёрнувшись в разные стороны, он должен почувствовать прореху в силе противника и через неё выйти. Нельзя быть сильным одновременно во всех направлениях.

Русское боевое искусство - это работа с силой.

Написал Склизков В.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: