О.В. ФЕТИСОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Направление подготовки
Народная художественная культура» (бакалавр)
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Москва - 2013
Рабочая программа учебной дисциплины «Правоведение» подготовлена Фетисовой Оксаной Владимировной доцентом кафедры трудового, социального и семейного права РГСУ, к.ю.н.
Рецензенты:
1. Пахомов Виталий Гаврилович, д.ю.н., профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права РГСУ.
2. Хватова Мария Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Российского университета кооперации
Рабочая программа учебной дисциплины «Правоведение» утверждена на заседании кафедры трудового, социального и семейного права факультета юриспруденции и ювенальной юстиции РГСУ (Протокол № 1 от 8 ноября 2013 г.).
Цели освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Правоведение» является формирование у обучающихся навыков владения культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; умения логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способности способным анализировать социально значимые проблемы и процессы.
Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Правоведение» является базовой учебной дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла. Ее освоение тесно связано с изучением других дисциплин данного блока, а именно: философией, политологией, отечественной историей. В результате изучения дисциплины «Правоведение» студенты приобретают общие знания о различных общественно-политических и правовых явлениях, что в целом способствует формированию гражданской позиции, осознанию ценности права и необходимости четкого соблюдения правовых предписаний.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК – 1);
уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК – 2);
использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК – 9);
быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК – 10).
В результате освоения дисциплины студенты должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать | - основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права; - роль государства и права в политической системе общества; - взаимосвязь государства и права и иных сфер жизни общества и человека; - систему российского права, его отрасли; - значение законности и правопорядка в современном обществе; - основные проблемы современного понимания идей правового и социального государства. |
Уметь | - анализировать государственно-правовые явления; - применять нормы действующего законодательства в практической деятельности; - использовать полученные знания в сфере профессиональной деятельности с использованием нормативной литературы. |
Владеть навыками | - -применения приобретенных правовых знаний и умений в практической деятельности; - - - решения проблем в профессиональной деятельности правовыми средствами; - составления юридических документов: гражданско-правовых договоров, трудовых договоров, приказов, распоряжений; исковых заявлений; - защиты собственных прав и прав других лиц. |
Быть компетентным | - - в законодательстве, регулирующем профессиональную деятельность; - - в вопросах юридической ответственности. |
Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет «2» (две) зачетных единицы (72 часа). Виды учебной работы:
Всего часов - 72.
Аудиторных занятий - 32.
В том числе:
лекционных - 16,
семинарских занятий – 16
в том числе интерактивных занятий - 8.
Самостоятельная работа - 40.
Рубежный контроль - зачет.
Формы текущего контроля - решение типовых задач, проекты правовых документов, и
промежуточной аттестации - контрольные работы, в том числе тестирование.
Количество часов по учебному плану
(очная форма обучения)
Всего 72 часа
Аудиторные занятия 32 часа
Самостоятельная работа 40 часов
№ п/п | Раздел, тема | Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации | ||||||||||||
Всего | Самос- тоят. Работа | Аудиторные занятия | |||||||||||||
Всего | Лекционные | Групповые (семинары, практические) | Лабораторные | Конт. раб. | Рефераты / эссе | Курсов. раб/ проект | Расчетно-графическая работа | Зачет* | Экзамен | Контр. точки по мод.-рейтинг. системе | |||||
Тема 1. | |||||||||||||||
Тема 2. | |||||||||||||||
Тема 3. | К.т. №1 | ||||||||||||||
Тема 4. | |||||||||||||||
Тема 5. | |||||||||||||||
Тема 6. | |||||||||||||||
Тема 7. | |||||||||||||||
Тема 8. | К.т. №2 | ||||||||||||||
Общая трудоемкость | часы | ||||||||||||||
з.е. | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | |||
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Теория государства и права | |
Тема 1. Теория государства | Понятие и признаки государства. Основные теории происхождения государства. Формы правления. Формы государственного территориального устройства. Понятие и виды политических режимов. Основные признаки и черты правового государства. |
Тема 2. Теория права: право и правоотношение. | Понятие, признаки и принципы права. Понятие и особенности правоотношений. Содержание правоотношений. Классификация правоотношений. Участники правоотношений. Объекты правоотношений и их виды. Понятие и виды юридически фактов.. |
Тема 3. Источники права. Норма права и нормативно-правовой акт. | Понятие и виды источников права. Понятие и особенности нормативно-правовых актов. Классификация нормативно-правовых актов. Вступление в силу и прекращение действий законов и других нормативных актов. Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц. Понятие и содержание норм права. Внутреннее строение норм права. Виды норм права. |
Тема 4. Правонарушение и юридическая ответственность. | Правонарушения: понятие и основные признаки. Состав правонарушения. Юридическая ответственность: понятие и виды. |
РАЗДЕЛ 2. Конституционное право | |
Тема 5. Общая характеристика конституционного права. Конституция Российской Федерации как основной закон государства. | Понятие, предмет и метод конституционного права. Источники российского конституционного права. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции РФ. Система высших органов государственной власти по Конституции РФ. |
РАЗДЕЛ 3. Гражданское право | |
Тема 6. Понятие, предмет, метод, принципы, система, источники гражданского права. Гражданское правоотношение. | Понятие гражданского права и его место в общей системе российского права. Предмет, метод и принципы гражданского права. Источники гражданского права их виды и система. Понятие, содержание и особенности гражданско-правовых отношений. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Физические и юридические лица как участники гражданских правоотношений. Правосубъектность участников гражданских правоотношений. |
РАЗДЕЛ 4. Трудовое право | |
Тема 7. Общая характеристика трудового права. | Предмет трудового права, основные цели и задачи трудового законодательства. Метод, принципы, источники и система трудового права. Понятие и основания возникновения трудовых правоотношений. Стороны трудовых правоотношений. Гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. |
РАЗДЕЛ 5. Семейное право | |
Тема 8. Общая характеристика семейного права. | Понятие и предмет семейного права. Принципы семейного права. Источники семейного права. Семейные правоотношения. Субъекты семейных правоотношений, их права и обязанности. |
Планы групповых занятий и образовательные технологии