Бригада ЛД 181 - 4 ч.
Практическое занятие 2.
Тема. Лечение бронхиальной астмы.
1. Актуальность темы(мотивация изучения темы). Астма является серьезной проблемой во всем мире. Бронхиальная астма приводит к высокому уровню инвалидности и смерти. До 10% населения мира страдает бронхиальной астмой, у каждого пятого она диагностируется на поздних стадиях.Проект „Глобальная инициатива по астме”(GINA) был основан в мире, чтобы помочь специалистам снизить распространенность астмы, разработать новые подходы к лечению и улучшить качество жизни пациентов. В 1998 году полученные данные были проанализированы и по полученным результатам разработаны рекомендации для медицинских служб. Тексты этих рекомендаций переведено на пятнадцати языках мира и распространенные ВОЗ для внедрения. С 1999 года рекомендации GINA введены в России и Украине.
2. Учебные цели. ПК 2.1., ПК 2.3.
Знать:
- принципы лечения и ухода в терапии, гериатрии, фтизиатрии, при осложнениях заболеваний болезней органов дыхания;
- фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов, применяемых в пульмонологии;
- показания и противопоказания к назначению лекарственных средств пациентам с бронхиальной астмой в межприступный период и во время приступа;
- побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;
- особенности применения лекарственных препаратов у пациентов с БА разных возрастных групп.
Уметь:
- проводить дифференциальную диагностику БА с другими заболеваниями сопровождающихся обструктивным синдромом;
- определять тактику ведения пациента в межприступный период и во время приступа БА;
- назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение с учётом тяжести течения и формы заболевания, периода заболевания, определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;
- определять показания к госпитализации пациента и организовать транспортировку в лечебно-профилактическое учреждение;
- проводить лечебно-диагностические манипуляции;
- проводить контроль эффективности лечения и осуществлять уход за пациентами при различных заболеваниях с учетом возраста.
Цели развития личности. ОК 2, ОК 3, ОК 5.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
Принимать решения в стандартных ситуациях и нести за них ответственность
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Б. Материалы контроля и коррекции профессиональных умений и навыков.
1. Дайте ответы на вопросы.
1.Назовите клинические признаки приступа бронхиальной астмы
2. Назовите степени тяжести обострения (приступа) бронхиальной астмы.
3. Перечислите группы препаратов, применяемых для лечения атопической и инфекционно-зависимой бронхиальной астмы
Опорный конспект.
Приступ бронхиальной астмы
Приступ удушья является основным клиническим признаком бронхиальной астмы. Он возникает вследствие спазма бронхов, отёка слизистой оболочки бронхов, повышенного образования (гиперсекреции) слизи в бронхах.
Выделяют три периода типичного приступа бронхиальной астмы:
Предвестниками удушья часто являются заложенность носа, ринорея, надсадный кашель, кожный зуд в области грудной клетки, возбуждение, холодный пот. Период предвестников обычно длится от нескольких секунд до несколько минут и переходит в период разгара.
Период разгара характеризуется типичным приступом экспираторного удушья, во время которого пациент занимает вынужденное положение, сидя с фиксированным приподнятым плечевым поясом, упором руками на колени или впереди стоящий предмет. Грудная клетка расширена, принимает бочкообразную форму, перкуторно – коробочный звук, выдох затруднен, часто слышны дистанционные свистящие хрипы.
В период обратного развития все симптомы постепенно исчезают.
Выделяют 4 степени тяжести обострения (приступа) бронхиальной астмы: легкая, средней тяжести, тяжелая и угроза остановки дыхания.
Тяжелое состояние, угрожающее жизни пациента, характеризующееся пролонгированным приступом бронхиальной астмы, развитием синдрома острой дыхательной недостаточности и резистентностью к стандартной терапии – определяется как астматический статус (астматическое состояние). Выделяют две клинические формы астматического состояния. Одна из них анафилактическая, быстро приводящая к острой дыхательной недостаточности, встречается довольно редко и фактически представляет собой анафилактический шок. Другая форма астматического статуса, часто встречаемая, - метаболическая - отождествляется с крайне тяжёлым затянувшимся не купирующимся приступом бронхиальной астмы, формирующимся постепенно на фоне обострения заболевания и прогрессирующей гиперреактивности бронхов.
Ныне, согласно международным и отечественным рекомендациям термин «астматический статус» применяется реже. В настоящее время это состояние определяют как угрозу остановки дыхания.
Причинами тяжелого обострения бронхиальной астмы являются:
- резкое прерывание длительно проводимой глюкокортикостероидной терапии;
- бесконтрольный приём симпатомиметических препаратов и ГКС;
- обострение хронических воспалительных заболеваний бронхолегочной системы и не эффективно лечённый острый воспалительный процесс;
- неудачно проведённая специфическая гипосенсибилизация;
- злоупотребление снотворными и седативными препаратами, подавляющими кашлевой рефлекс и стимулирующими образование вяжущего секрета, что усиливает обтурацию бронхов.
Алгоритм неотложной доврачебной медицинской помощи | |
Действия выполняет медицинский работник, оказавшийся на месте события | |
Этапы | Обоснование |
1. Помочь пациенту принять положение - сидя с фиксированным плечевым поясом – положение «ортопноэ». | Обеспечивается участие дополнительных мышц в дыхательных движениях грудной клетки, облегчается выдох. |
2. Обеспечить широкую аэрацию: - освободить пациента от стесняющей одежды, открыть окно в домашних условиях; - начать оксигенотерапию в условиях стационара или «Скорой помощи» - увлажнённый 30-40% кислород подаётся со скоростью 4-6л в мин через носовой катетер, не более 15-20мин в течение каждого часа. | Улучшается снабжение организма кислородом, устраняется неблагоприятное влияние гипоксии на организм. |
3. Обследовать пациента: - оценить цвет, влажность кожи; - определить характер одышки, тип дыхания; - подсчитать ЧДД за 1 мин; - определить наличие или отсутствие сухих хрипов в легких; - исследовать пульс; - измерить АД; - определить, по возможности, с помощью индивидуального пикфлоуметра пиковый объем скорости выдоха. | Осуществляется первичная диагностика; оценивается тяжесть состояния пациента, избирается дальнейшая тактика. Оценивается тяжесть синдрома бронхиальной обструкции. |
4. Применить лекарственные препараты, назначенные врачом, используя карманный ингалятор пациента - 2-4 вдоха каждые 10-20мин. в течение 1часа: - сальбутамол, фенотерол (β2-агонисты короткого действия); - ипратропиума бромид (холинолитики короткого действия); - комбинированные препараты (β2-агонисты короткого действия + холинолитики короткого действия) - фенотерол + ипратропия бромид, сальбутамол + ипратропию бромид. Использовать при наличии спейсер или небулайзер. Давать тёплое щелочное питьё между ингаляциями. | Выполняются назначения врача по способу применения и дозировке препарата. Расслабляется гладкая мускулатура стенки бронхиол; снижается проницаемость сосудов, уменьшается отек слизистой оболочки бронхов. Обеспечивается высокая дисперсность аэрозолей, оптимальные пути их доставки и действие в мелких бронхах; Улучшается разжижение мокроты. |
5. Провести простейшую физиотерапию: - горчичники на боковые отделы грудной клетки; - горячие ванны для рук и ног продолжительностью 10-20 мин. - перкуссионный или вибрационный массаж грудной клетки. - акупрессура в участке яремной вырезки грудины или остистого отростка VII шейного позвонка. | Создается отвлекающий эффект, уменьшается отек слизистой оболочки бронхов. Облегчается выделение мокроты. Осуществляется влияние на рефлексогенные зоны, способствующее прекращению приступа. |
6. Контролировать состояние пациента, в том числе показатель пикового объема скорости выдоха, если имеется возможность. | Оценивается ответ организма пациента на вмешательство, выбирается тактика ведения пациента. |
7. Подготовить в условиях стационара, «Скорой помощи» всё необходимое для выполнения назначений врача согласно локальным Протоколам, если состояние пациента не улучшается. | Достигается экономия времени и преемственность при дальнейшем оказании неотложной помощи. |
Ресурсное обеспечение неотложной помощи:
Оснащение: тонометр, фонендоскоп; горчичники; полотенца;источник кислорода;носовой катетер;аппарат Боброва; спейсер, небулайзер, индивидуальный пикфлоуметр;лейкопластырь;шприцы; системы для в/венных капельных вливаний;штатив;стерильный материал и инструментарий; спирт этиловый 70%; ёмкости с дезинфицирующими средствами; очки, маска,резиновые перчатки;аптечка «Анти-ВИЧ».
Лекарственные препараты:
для перорального применения: преднизолон 0,005
для ингаляционного введения: карманные ингаляторы - сальбутамол, фенотерол, (β2-агонисты короткого действия); формотерол, сальметерол (адреномиметики длительного действия); ипратропиума бромид (холинолитики короткого действия); беродуал, комбимент, симбикорт (комбинированные препараты).
для парентерального введения:
• растворы в ампулах - алупент 0,05%-1,0, адреналин 0,1%-1,0; эуфиллин 2%-10,0; натрия хлорид 0,9%-10,0; преднизолон 3%-1,0; муколван (амброксол) 0,75%-2,0
• растворы в стерильных флаконах - гепарин 20 000 ЕД; глюкоза 5%-500,0; Рингера – 500,0; реосорбилакт, сорбилакт - 200,0; натрия хлорид 0,9%-500,0; натрия гидрокарбонат 4%-200,0.
Оценка результатов неотложных мероприятий:
1. Приступ купирован и состояние стабилизировано – передача активного вызова в поликлинику, если пациент находится вне ЛПУ, дальнейшее наблюдение, если пациент - в стационаре.
2. Состояние пациента не улучшилось – неотложная помощь под контролем врача:
• Объяснить пациенту необходимость прекращения использования карманного ингалятора с бронхолитиками.
• Обеспечить постоянную связь с периферической веной с помощью венозного катетера.
• Подготовить всё необходимое согласно локальным Протоколам.