Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» г. Энгельс




ПРИЧИНЫВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Вертепова Виктория Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 6» г. Энгельс

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Социализация» ориентировано на развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по социально-личностному направлению и раскрывает задачи по умению детьми анализировать причины ссор, использовать способы регуляции конфликтов, не допуская драк. С конфликтами в сфере взаимодействия детей разного возраста и со сверстниками мы сталкиваемся ежедневно. В одном из немногих исследований на эту тему, принадлежащих Я.Л.Коломинскому и Б.П.Жизневскому, были собраны 397 протоколов наблюдений за конфликтами детей в ходе различных игр. При этом были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста.

Причины возникновения конфликтов между

детьми в игре, %

Причины конфликтов Возраст детей, лет
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6
Разрушение игры          
По поводу выбора общей темы игры          
По поводу состава участников          
Из-за ролей          
Из-за игрушек          
По поводу сюжета игры          
По поводу правильности игровых действий          

Полученные авторами эмпирические данные подтверждают, описанную Д. Б. Элькониным динамику: у младших детей конфликты возникают - из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в старшем возрасте – из-за правил игры.

Из этого следует, что причины возникающих между детьми столкновений отражают и их возрастное развитие, когда от ссор из-за игрушек они постепенно переходят к настоящим дискуссиям по поводу того, насколько правильно действует тот или иной ребенок в ходе игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов (связанных с предметами, интересами), дисциплины (поведения), трудностей в общении (отношений), ценностей потребностей (физиологических и психологических).

Протекание конфликта непостоянно; изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Мы хотим обратить внимание на факторы, обостряющие протекание конфликта в детском коллективе.

Ими являются:

- повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

-проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;

-отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;

-увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону.

Объектом конфликта выступает конкретная материальная (игрушка, книга, вещь др.) или духовно-нравственная ценность (дружеские отношения, признание), к обладанию или к отстаиванию которой стремятся конфликтующие стороны.

Субъекты конфликта – дети со своими потребностями, интересами, мотивами и представлениями о ценностях.

Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер, они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, расхождение во взглядах на правильность игровых действий, поступков.

В общении друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умение отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в таких ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения, и это часто приводит к конфликту, в котором, с одной стороны, находятся желания и права одних детей, а с другой стороны, желания и права других. Спорная ситуация между детьми часто сопровождается отсутствием сопереживания другому и взаимных уступок. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с тем, что дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки. Он не понимает, что каждый сверстник – личность, со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому нам важно, на данном этапе развития ребенка, помочь ему посмотреть на себя и сверстника со стороны. Однако педагог не должен брать на себя решение детских конфликтов. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Это лишает детей опыта самоопределения по отношению к ценностям общения, сотрудничества, взаимодействия в межличностном и коллективном социальном пространстве.

Необходимо поставить главную задачу: научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или сильного партнера.

Стратегия работы должна быть основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и построена на доверительном взаимодействии. В работе можно использовать следующие приемы:

- в разрешении проблемы учитываем нужды каждого;

- использование творческого подхода к решению проблемы: превращение конфликтной ситуации в проблемную, а саму проблему в возможность открыть для себя и для других нечто новое;

- развивать у детей навыки общения, ведущие к сближению;

- оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка;

- учить детей управлять эмоциями;

- формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликтов;

- привлекать детей к совместному творческому поиску.

В качестве основных форм обучения детей способам разрешения конфликтных ситуаций можно использовать:

- сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуацией;

- имитационные игры;

- социально-поведенческие тренинги;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- психогимнастика;

- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов;

- чтение и анализ художественных произведений и другие.

Кроме этого в работе по предупреждению конфликтных ситуаций, можно использовать – технику активного слушания. Если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. Беседа в рамках выяснения обстоятельств конфликта проходит в спокойной обстановке. В начале беседы устанавливаются определенные правила: если в данный момент слушается один из участников конфликта, другому участнику дать понять, что и он будет столь же внимательно выслушан.

Сказкотерапия – это тоже эффективный метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Благодаря ей дети познают окружающий мир не только умом, но и сердцем, в сказке черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Через сказку дети входят в мир социальных отношений. Они способствуют овладению ребенком связной выразительной речью, умению излагать свои мысли последовательно, ясно, полно.

«Стол переговоров» - сидя за столом, каждый ребенок может изложить свое отношение к любому событию, проблеме, в то время все остальные внимательно слушают и пытаются его понять, высказать свое мнение. Наряду с этим, его можно использовать и для индивидуальных бесед с детьми.

Итак, на протяжении всего детства дети учатся понимать и уважать друг друга, но хорошо, если такой опыт они начнут приобретать уже на самой первой ступеньке общения. Лучшее, что могут взрослые в такой ситуации, так это научить детей социально-приемлемым нормам поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: