Вопрос № 76. Пьер Безухов в поисках смысла жизни




 

Пьер Безухов. Пройдя путь духовного разви­тия, участвуя в войне 1812 года, он пошел на духовный разрыв с аристократией. Пьер недово­лен и возмущен тем, что «в судах воровство, в армии одна палка». Он видит и понимает, что это нельзя так оставить. Он предчувствует воз­можность переворота: «все слишком натянуто и непременно лопнет». Ему ненавистны аракчеев­щина, деспотизм, и вместе с тем он опасается возможности появления нового Пугачева. «...Я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — дея­тельная добродетель». Толстой вплотную при­близил героя к тому историческому моменту, с которого в реальной действительности России началась революционная деятельность лучших дворян — декабристов. Многозначителен сам факт принадлежности Пьера к такому обществу.

 

По жанру «Война и мир» – роман-эпопея. События, изображенные в нем, влияют не толь­ко на судьбы героев, но и на судьбы народов и государств. И если одной из главных тем романа является тема народа, то центральная коллизия - человек и история. В центре си­стемы художественных образов романа два героя: князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов. Это единственные герои, биографии которых представлены как путь, на котором четко расставлены главные вехи. Каждая из них знаменует определенный этап в жизни героев.

Считается, что для Пьера это:

1) недовольство жизнью в свет­ском обществе, женитьба на Элен, разочарова­ние, дуэль с Долоховым;

2) встреча с Баздеевым, увлечение масонством, разочарование;

3) стрем­ление быть полезным народу, неумение принес­ти практическую пользу крестьянам;

4) Боро­динское поле, стремление сблизиться с народом, Москва, план убийства Наполеона;

5) пленение, знакомство с Платоном Каратаевым, «опроще­ние»;

6) освобождение, женитьба на Наташе, участие в деятельности тайного общества.

 

Цель нравственных исканий героев Толстого — счастье. Счастье или несчастье людей — показатель истинности или ложности их жизни. Смысл духовных поисков большинства геро­ев романа в том, что они в конце концов прозревают, избавляясь от ложного понимания жизни, мешавшего им быть счастливыми.

Способность к духовной эволюции — характерная черта «лю­бимых», духовно близких автору героев: Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Духовно чуждые Толстому, «нелюбимые» герои (Курагины, Друбецкие, Берг) не способны к нравственному развитию, их внутренний мир лишен динамики.

В изображении центральных персонажей «Войны и мира» реализована толстовская концепция нравственной свободы чело­века. Свободу он понимает прежде всего как возможность выбора человеком правильного жизненного пути. Зрелый и независимый чело­век, добровольно отказавшийся от соблазнов своеволия, обретает истинную свободу: не отгораживается от людей, а становится час­тью «мира» — цельного, органического бытия. Таков итог нрав­ственных исканий всех «любимых» героев Толстого.

 

Пьер Безухов — герой, духовно близкий автору. Нравствен­ная истина не только открывается Пьеру, но и становится основой его «новой жизни». Кратко проследим этапы духовного развития Пьера Безухова:

· Пьер — «чужестранец» в светском мире Петербурга. Воспитан­ный за границей, он преклоняется перед Наполеоном, считает теорию «общественного договора» Руссо и идеи Великой фран­цузской революции спасительными для Европы. Неопытный, наивный Пьер узнает и «изнанку» жизни петербургской элиты: участвует в кутежах с Долоховым и Курагиным;

Образ Пьера был задуман как образ будущего декабриста. Вспомните, что в салоне Анны Павловны Шерер Безухов защищал перед ярыми монархистами идеи французской революции, восхи­щался Наполеоном, ошибочно видя в нем главу революционной Франции. Князю Андрею Пьер говорил, что пошел бы на войну, если бы это была война за свободу. «...Он всею душою желал то произвести республику в России, то самому быть Наполеоном, то философом, то тактиком победителем Наполеона»,— говорит Толстой об устремлениях молодого Пьера. Но, не найдя еще ис­тинной цели, Пьер мечется, совершает ошибки, свои недюжинные силы тратит на разгул в компании Долохова и Курагина.

· получив богатое наследство, Пьер Безухов оказался в центре внимания. Лесть окружающих он принимает за проявление искренней любви. Ничего не понимая в этой новой жизни, Пьер полностью полагается на людей, которые стремятся управлять им, чтобы извлечь свою выгоду. Кульминация его светского «бездорожья» — женитьба на Элен Курагиной. Брак, устроен­ный князем Василием, стал для Пьера подлинной жизненной катастрофой. Дуэль с Долоховым, на которой он ранит против­ника, приводит к глубокому нравственному кризису. Пьер чув­ствует, что растерял все жизненные ценности и нравственные ориентиры. Кризис заканчивается встречей с масоном Баздеевым и вступлением Пьера в ложу «вольных каменщиков»;

Женитьба на Элен принесла Пьеру несчастье. Вскоре он пости­гает весь ужас того, что связал свою жизнь с низкой женщиной. Человеческая подлость угнетает его, вызывает порой вспышки без­удержного гнева. Но побеждает всегда доброта Пьера.

· активное участие в деятельности масонской ложи. Пытаясь подчинить свою жизнь жесткому нравственному регламенту, Пьер ведет дневник, интересный беспощадным психологичес­ким самоанализом. Одним из важных событий на этом этапе его жизни стала поездка в южные имения, где он попытался облегчить участь крестьян. Попытка оказалась неудачной: Пьер так и не смог преодолеть отчуждение между ним, бари­ном, и крестьянами, считавшими все его нововведения подо­зрительной блажью. Впрочем, сам герой уверен, что совершил нечто важное и значительное;

Поиски правды и смысла жизни приводят его в масонскую ло­жу. Пьеру кажется, что в масонстве он нашел воплощение своих идеалов. Он проникается страстным желанием «переродить пороч­ный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства». Идеи «равенства, братства и любви», мысль о том, что надо «всеми силами противоборствовать злу, царствующе­му в мире»,— вот что прежде всего привлекает Пьера в учении масонов, которое он понимает по-своему.

Пьер хочет действовать и прежде всего решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что ему удалось выполнить долг перед «жертвами», Пьер чувствует себя счастливым: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере стараюсь... жить для других, только теперь я понял все сча­стье жизни». Это важный вывод, который поможет Пьеру найти истинный путь в его дальнейших исканиях.

· неудовлетворенность масонской деятельностью, разрыв с пе­тербургскими масонами. Рассеянная, бессмысленная жизнь и новый духовный кризис, который Пьер преодолевает под вли­янием внезапно возникшего чувства к Наташе;

Разочарование в масон­стве неизбежно должно бы­ло наступить. Республикан­ские идеи Пьера не разде­лялись его «братьями» по ордену. Многие из них всту­пали в масонские ложи толь­ ко ради сближения с влия­тельными людьми. Карье­ризм, ханжество, лицемерие, свойственные высшему све­ту, проникли и в среду «вольных каменщиков», как называли себя масоны. Не удивительно, что попытки Безухова привлечь «брать­ев» к более активному вме­шательству в жизнь, к бес­корыстной помощи страдаю­щему человечеству привели к разрыву с масонами.

Немеркнущим светом озарила жизнь Пьера поэти­ческая любовь к Наташе. Толстой показывает пробуж­дение этого чувства, сначала незаметного для самого Пьера, но постепенно сильнее и сильнее охватывавшего все его существо. Нежная, бережная любовь, дружеское участие и молчаливое пре­клонение перед любимой девушкой — эти чувства возвышали Пьера над окружающими, казались ему самому столь же чисты­ ми и величественно прекрасными, как звездное небо с яркой коме­той, далекое от шумных и грязных улиц города.

Связанный узами брака с ненавистной Элен, Пьер понимает, что ему лучше не встречаться с Наташей. В жизни его наступает мрачная полоса разочарования в личном счастье, в общественных идеалах. Пьер перестает мечтать о республике в России, об осво­бождении крестьян и ведет образ жизни, типичный для отставного камергера, каких немало было в среде московского дворянства. Но его жизнь казалась лишь со стороны покойной и бесцельной. Внутренняя, незаметная работа продолжалась и в этот период. «К чему? Зачем? Что такое творится на свете?» — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Он стремится распутать «запу­танный, страшный узел жизни». Эта непрекращающаяся внутрен­няя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечест­венной войны 1812 года.

· Отечественная война — решающий этап нравственного разви­тия Пьера. На свои средства он снаряжает ополчение, находя особенную прелесть в том, чтобы «пожертвовать всем». Момен­том истины для него стало Бородинское сражение, пребывание на батарее Раевского: он ощутил полную ненужность среди людей, занятых ратным трудом;

Огромное значение для Пьера имело непосредственное сопри­косновение с народом и на Бородинском поле, и после битвы, и в занятой неприятелем Москве, и в плену. Он понял ту скрытую теп­лоту патриотизма, к оторая была в нем и в каждом солдате, которая роднила его с простыми русскими людьми. «Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую жизнь всем существом, про­никнуться тем, что делает их такими» — такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.

 

· Пьер, оставшись в Москве, намеревается принести пользу Оте­честву, убив Наполеона. Одержимый этой несбыточной, инди­видуалистической по своей природе целью, он становится сви­детелем пожара Москвы. Не сумев совершить свой главный подвиг, Пьер проявляет бесстрашие и мужество: спасает девоч­ку во время пожара, защищает женщину от пьяных француз­ских солдат. По обвинению в поджоге он был арестован и за­ключен во французскую тюрьму;

 

· неправедный суд маршала Даву. Острейший духовный кризис, вызванный зрелищем расстрела невинных людей. Гуманисти­ческие иллюзии Пьера окончательно рассеялись: он оказался у опасной черты, почти потеряв веру в жизнь, в Бога. В бараке для пленных происходит встреча с Платоном Каратаевым, по­разившим его своим простым и мудрым отношением к жизни, людям, ко всему живому на земле. Именно личность Каратае­ва, носителя народной нравственности, помогла ему преодо­леть кризис мировоззрения, обрести веру в себя. В труднейших условиях начинается духовное возрождение Пьера;

Эпохой в жизни Безухова стал месяц, проведенный в плену. Духовные и физические страдания научили его ценить жизнь, ее малейшие радости, любить людей. Этому научил его и солдатик Апшеронского полка Платон Каратаев, сближением с которым Пьер особенно дорожил. В плену Безухов приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».

 

· брак с Наташей, достижение духовной гармонии, ясной нрав­ственной цели. Пьер Безухов в эпилоге (конец 1810-х гг.) нахо­дится в оппозиции к правительству, считает, что нужно «объ­единяться всем добрым людям», и намеревается создать легальное или тайное общество.

Но именно потому, что Пьер это понял, он не может равно­душно видеть страдания других людей, проявление общественного зла. А зло на каждом шагу бросается в глаза. «В судах воровство, в армии одна палка, шагистика поселения; мучат народ, просве­щение душат. Что молодо, честно — то губят» — вот краткая, но весьма выразительная оценка российских порядков, которую дает Безухов. В эпилоге романа мы видим Пьера, напряженно думаю­щего, стремящегося к защите добра и правды. Пьер приходит в тайное политическое общество, становится на путь борьбы против самодержавия и крепостничества. Этот путь рисуется ему еще не­ясно, но мы знаем, что Пьер, по замыслу Толстого, должен был принять участие в восстании декабристов и поплатиться за это долгими годами сибирской каторги и ссылки.

 

 

На ранних этапах своей духовной жизни Пьер инфантилен и необыкновенно доверчив, охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состо­янию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем». Ему не хватает решимости проти­водействовать чужой воле.

 

Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова — бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радует­ся своей роли «благодетеля», а в перспективе — и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Анти­христа». Все это — результат «наполеоновских» увлечений Пьера. Стремление возвыситься над людьми, даже продиктован­ное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и индивидуалистическое «мессианство» равно несостоятельны: в основе того и другого — безнравственный взгляд на жизнь, при­знающий за одними людьми право повелевать, а за другими — обязанность подчиняться. Истинное устроение жизни должно, напротив, способствовать единению людей, основанному на все­общем равенстве.

 

Как и Андрей Болконский, юный Пьер — представитель ин­теллектуальной дворянской элиты России, с презрением относив­шейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оп­тический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и беско­нечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера — это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, уни­жения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую ду­ховность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье — в самом человеке, в «удовлетворении потреб­ностей». «... Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому... бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей» (т. 4, ч. 4, XII), — подчеркивает Толстой.

На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» (т. 2, ч. 2,1). Напряженность нравственных поисков уси­ливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «от­вращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отврати­тельным» (т. 2, ч. 2, I). Но он не превращается в мизантропа — после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту че­ловеческих отношений, не абстрактный, а реальный гуманизм. «Живая» жизнь постоянно корректирует нравственное самосо­знание героя.

Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного сли­яния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает испытывать и после осво­бождения — все мироздание кажется ему разумным и «благо­устроенным». Жизнь не требует больше рассудочного осмысле­ния и жесткого планирования: «планов теперь он не делал ника­ких», а самое главное — «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога» (т. 4, ч. 4, XII).

Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разо­чарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением на более низкий уровень нравственного самосозна­ния. Духовное развитие Пьера — сложная спираль, каждый новый виток которой не только в чем-то повторяет предыду­щий, но и выводит героя на новую духовную высоту.

Жизненный путь Пьера Безухова разомкнут во времени, а следовательно, не прерываются и его духовные искания. В эпило­ге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пье­ром, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанно­го с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.

 

«… дать новое направление всему русскому обществу и всему миру»

Т. А. Кузминская (свояченица писателя), подолгу жившая в Ясной Поляне в то время, когда Толстой работал над романом «Война и мир», рассказывает: «Сначала перевес над всеми брал Андрей Болконский. Затем занял его (Л. Н. Толстого ) всецело Пьер».

Как и князь Андрей, Пьер не удовлетворен обы­денной деятельностью, не хочет идти по жизни про­торенной дорогой, ведущей к чинам и званиям. «Ум­ный и вместе робкий, наблюдательный и естествен­ный взгляд» отличал его «от всех» в гостиной Анны Павловны Шерер. Он «не умеет войти в салон», не владеет правилами этикета, откровенно и горячо спорит, отстаивает свои мысли. Пьер — человек эмоциональный. Не разобравшись еще в политике Наполеона, думая, что Бонапарт избавил французский народ от Бурбонов и сохранил завоевания революции, Пьер горячо за­щищает его. В жизни Пьера руководящую роль играет не ясный ум и твердая воля, а чувство. Эта особен­ность натуры часто сказывается в его поведении и по­ступках. Он не всегда тверд в споре, не всегда его доводы убедительны, но мыслит он глубоко, говорит страстно, откровенно. Благодаря повышенной эмоцио­нальности Пьер легко - переходит от одного настроения к другому, легко попадает под чужое влияние. Однако если иногда в жизни Пьера и бывают нравственные срывы, то за ними всегда следует самое искреннее и глубокое раскаяние. В такие минуты в его душе с еще большей силой загорается желание найти истин­ный смысл жизни. Идейно-нравственные искания, со­ставляющие главное содержание его жизни, оберегают его От житейской пошлости.

В отличие от князя Андрея Пьер лишен проницатель­ности, не может сразу правильно оценить людей, часто ошибается в них. Его искренность, доверчивость, слабо­волие особенно ярко обнаружились во взаимоотноше­ниях с развращенной Элен Курагиной, в истории же­нитьбы на ней. Пьер вскоре понял свою ошибку, понял, что был обманут, и «перерабатывал один в себе свое горе». В нем исчезла беззаботность, развилась мораль­ная требовательность. «О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе». «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

После разрыва с женой, в состоянии глубокого нравственного кризиса, Пьер встретился на пути из Москвы в Петербург с масоном Баздеевым. Масоны не выпустили из своих рук богатого человека. Пьер всту­пил в их религиозно-философское общество. Что же привлекло его к масонам? Масоны говорили о том, что их цель — исправлять членов своего общества, «ис­правлять их сердце», «очищать и просвещать их разум», «исправлять весь человеческий род», «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьеру показалось, что такая деятельность принесет ему нравственное удовлетворение. Ему хотелось верить в возможность дости­жения братской любви между людьми. Вступив в ма­сонскую ложу, он стремится улучшить положение кресть­ян в своих имениях, открывает для них школы, боль­ницы, даже собирается их освободить. Однако результа­тов от его деятельности почти никаких не получилось. Ловкие управляющие имениями обманывали молодого, наивного графа. Его план преобразования масонского ордена также не осуществился. Встав во главе петербургского масонства, он вскоре понял, что большинство членов масонского ордена очень далеки от того, чтобы ис­правлять себя и весь человеческий род — «из-под ма­сонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни». Пьер понял, что «нравственное успокоение и согласие с самим собой», которые необходимы были для его счастья, недостижимы в масонстве.

Страдая от внутреннего разлада, от невозможности решить вопросы, которые сплелись в «запутанный и страшный узел жизни», он покинул Петербург и по­селился в Москве. «Всякая область труда в глазах его соединялась со злом и обманом». В таком тяжелом душевном состоянии Пьер встретил грозные события войны 1812 года. Судьба России, положение армии взволновали Пьера. Он собрал полк из своих крестьян, обеспечил средства для их обмундирования и содержания, а сам решил ехать в Можайск. В Можайске Пьер увидел приготовления к сражению. Крепко запомнились ему слова простого солдата: «Всем народом нава­литься хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».

Во время Бородинской битвы Пьер оказался на батарее Раевского и был свидетелем жестоких боев. Здесь, на Бородинском поле, ему открылся другой мир, где люди не думают о личной славе и опасности. Пьер был потрясен огромной нравственной силой, и ге­роизмом простых людей, стоявших насмерть. В окруже­нии солдат он освобождается от страха смерти, ему хочется стать таким же, как они. «Солдатом быть, просто солдатом! — думал Пьер... — Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими». Вместе с отходившими от Можайска войсками Пьер вернулся в Москву и решил принять участие в народной защите города. Убедившись, что Москву защищать не будут, он вдруг почувствовал, что должен, скрывая свое имя, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходив­шее, как теперь уверен был Пьер, от одного Напо­леона.

Но намерение убить Наполеона не сбылось. Пьер был арестован французским патрулем и оказался в плену. Ему пришлось пережить все ужасы плена, военного суда, казни русских людей. Отступающие французы гнали за собой пленных, голодных, разутых, одетых в тряпье. Случайно партию пленных, в которой был Пьер, отбил партизанский отряд Денисова.

Под влиянием тяжких военных испытаний у Пьера складывается новое миросозерцание. По старой привычке он задавал себе вопрос: «Ну а потом что? Что я буду делать?». И тотчас отвечал себе: «Ничего. Буду жить. Ах как славно!» Встретившись по возвращении из плена с княжной Марьей Болконской, Пьер сказал ей: «Пока есть жизнь, есть и счастье». Формированию нового взгляда Пьера на жизнь во многом способ­ствовало его знакомство в плену с Платоном Кара­таевым. «...Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круг­лого».

Но каратаевская пассивность, непротивление злу, его религиозность и вера в судьбу не стали руководящими принципами в дальнейшей жизни Пьера. По свойствам своей натуры и складу ума Пьер — человек, который не может мириться со злом и бесчеловечностью. Ра­зумная и нравственная жизнь для него невозможна, если в ней есть место безобразиям, лжи, бед­ствиям. В этом нравственная сила характера Пьера.

Женившись на Наташе Ростовой, Пьер чувствует себя счастливым мужем и отцом. Но по-прежнему он живо интересуется общественной жизнью. В эпилоге романа мы видим его только что вернувшимся из Петербурга. Рассказывая о своей поездке Николаю Ростову и Денисову, он резко критикует реакционное направление политики Александра I: «...все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, по селения, — мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят! Все видят, что это не может так» идти». Пьер смело говорит о том, что независимые и свободные люди должны действовать", должны обра­зовать общество: «...когда все ждут неминуемого пере­ворота, надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе». «Ему казалось в эту минуту, что он был призван дать новое направление всему русскому обществу и всему миру». Трудный путь идейно-нрав­ственных исканий Пьера Безухова во многом характе­рен для прогрессивной дворянской интеллигенции пер­вого этапа освободительного движения в России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: