Классификация этических направлений по представлению о смысле жизни




(гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, ригоризм, утилитаризм)

Существует традиция классифицировать этические учения на основе представлений тех или иных мыслителей о смысле человеческой жизни. В этом случае в истории этики выделяются следующие направления.

Гедонизм

Этическое направление, приверженцы которого считают «смысло-жизненным» ориентиром удовольствие, наслаждение. Соответственно страдание воспринимается как очевидное зло, которое человеку необходимо избегать. Элементы гедонизма есть в древнекитайской и древнеиндийской философии, однако, наиболее последовательно этого принципа придерживалось древнегреческое учение киренаиков в 4 в. до н.э. (Аристипп, Гегесий и др.). В эпоху Средних веков западноевропейская этическая мысль, имевшая по преимуществу религиозный характер, относилась к гедонизму отрицательно из-за его явно выраженного натурализма, т.е. видения истоков нравственности в природе, а не в Божественной воле. В эпоху Возрождения и Нового времени принцип гедонизма вновь артикулируется (гуманисты 15-16 вв., Г. Гоббс, Д. Локк, французские материалисты). Основной упор делается на его материалистическую компоненту. Гедонизма придерживались и некоторые философы 20 в. (3. Фрейд, Дж. Сантаяна и др.).

Аскетизм

В оппозиции гедонизму находится аскетизм, цель которого - компрометация и подавление чувственных влечений. Те или иные формы аскетизма характерны для религиозных учений, воспринимающих чувственную жизнь человека как неистинную, греховную. Ведь для религиозного сознания истинная жизнь - потусторонняя, человек должен в первую очередь думать о духовном совершенстве. «Земные» же наслаждения явно отвлекают его от этой задачи, удерживают во зле и лжи. Стремление покинуть «этот» мир как можно быстрее, способствовало возникновению изощренных аскетических практик. Их демонстрируют представители джайнизма в Древней Индии, некоторые гностики 1-3 вв. н.э., христианские святые и др.

Эвдемонизм

Этическое направление, согласно которому смысл жизни в естественном стремлении человека к счастью. Есть учения, в которых эвдемонизм выступает как вид гедонизма, ориентирующиеся на стремление к высшему удовольствию, минимально зависящему от изменчивого внешнего мира (Эпикур, Лукреций). Однако счастье нетождественно чувственному удовольствию. Это подчеркивала и античная идеалистическая (Платон, Аристотель), и частично, средневековая религиозная мысль. Так, некоторые богословы противопоставляли «земные» радости «небесным» (например, Фома Аквинский). Естественное представление о счастье реабилитируется в учениях гуманистов Возрождения. Эвдемонический принцип присутствует в этике Д. Юма, особенно большое значение он приобретает у французских энциклопедистов (Ф. Вольтер, Д. Дидро и др.), материалистов (например, К. Гельвеции), а также у Ж.Ж. Руссо. Счастье человека было ими объявлено конечной целью всякой деятельности, как частной, так и общественной. В современной этике тоже встречаются элементы эвдемонизма (например, в фелицитологии).

 

Ригоризм

Эвдемонизму в этике можно противопоставить ригоризм, направление, главный принцип которого - подчинение воли человека нравственному закону. В ригористических учениях нравственность призвана обуздывать естественное стремление к счастью («человек живет не для радости, а для совести»). Мыслители-ригористы утверждают, что истинная нравственность никоим образом не связана с благополучием человека, с его эгоистическими интересами. Наоборот, она противоречит им, поэтому, как правило, праведный человек испытывает в жизни определенные проблемы (прежде всего, материальные). Тем не менее, он должен выполнять требования морали, преодолевая свои «естественные» склонности. Для высоконравственного человека добродетели ценны сами по себе. Наградой для него служит либо спасение в загробной жизни, если он верующий, либо уважение и самоуважение в этой жизни, если он атеист.

Этика ригоризма - это этика долга. В античной философии к этому направлению можно отнести киническую и стоическую школы. Ригористичны средневековые религиозные учения. В Новое время своим ярко выраженным ригоризмом выделяется учение И. Канта, который развил этот принцип до логического конца.

Утилитаризм

В этом этическом направлении польза считается главной нравственной ценностью. В основе утилитаризма лежит частный интерес. Этот принцип в качестве нравственного возникает после осознания целесообразного характера человеческой деятельности. Древнеиндийские материалисты школы локаята осмысливают его как положительный критерий оценки поступка. Утилитаризм пропагандировали древнегреческие софисты, видя в пользе основание и конечную цель нравственных поступков. Подлинный расцвет этика утилитаризма переживала в Новое время с развитием буржуазных отношений. Для нее характерно стремление связывать нравственность с реальными интересами людей. Даже в религии возникает представление о том, что земной успех (благополучие, богатство и т.д.) свидетельствует о Божественной благодати (например, в отдельных течениях протестантизма). Поворот этики Нового времени к реальному человеку имел прогрессивный характер. Однако мыслители видели и возникающее противоречие между частным интересом и интересом общим. Способом решения данного противоречия стала теория разумного эгоизма, концептуально оформившаяся в эпоху Просвещения (в частности, Г. Гельвецией). Суть ее состояла в следующем: если человек в своих поступках руководствуется только собственными интересами, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы он понимал свои интересы разумно, соотносил с общественной пользой. В этом случае интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами окружающих, а наоборот, будут сочетаться с ними. В 19 в. сторонником этой теории был русский мыслитель Н.Г. Чернышевский. Наибольшее число последователей утилитаризм находит в Англии (И. Бентам, Дж. Милль) и США (прагматизм У. Джемса и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: