Тема: «Логика смены. Виды лагерей»




 

Смена - это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Смена в лагере - определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

ПЕРИОДЫСМЕНЫ

В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Это первые 3-4 дня смены - время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.

В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношений взрослых и детей. Для этого необходимо:

· создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;

· проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;

· формирование основ самоуправления в детском объединении;

· реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.

Сфера взаимодействия: соблюдение общелагерных законов; участие отряда в делах лагеря; общение с другими отрядами, межотрядные дела; личное «неформальное» общение детей и т. д.

Что должно произойти в организационный период? Как это сделать?
1. Знакомство ребят друге другом, с вожатыми. Для этого необходимо: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности. Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонек» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами ит.п.
2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем. Для этого необходимо: - познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; - познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов и др.); - познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; - познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; - познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря. Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: - познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; - познакомить с режимом дня, с сани тарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научить поддерживать уют; - познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; - познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; - договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым. Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: - предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; -заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; - задать ситуацию выбора деятельности; -выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены. Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

 

Итак, организационный период - это период предъявления четких требований и создания условий, при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого) выполнение этих требований для ребенка становится интересным и необходимым.

Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети - активные участники дел, помощники.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ- период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка - выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию консультанта, координатора. В межличностном плане - это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.

Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа: 1 этап -учебно-демонстрационный, 2 этап -демонстрационно-закрепляющий.

Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.

На 1 этапе (учебно-демонстрационном, 5-12-й день смены) решаются задачи:

· овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения в выборе видов деятельности, роли и позиции в детском объединении, отвечающих ожиданиям, интересам и потребностям подростка в саморазвитии;

· создание условий для проявления индивидуальности каждого ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

· развертывание деятельности клубных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей и подростков;

· корректировка ценностно-мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности;

· создание условий для деятельности органов детского самоуправления.

На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:

· организация разнообразной творческой деятельности при активном участии детей в ее разработке и проведении;

· создание условий для демонстрации самодеятельности и самостоятельности участников программы в органах детского самоуправления;

· показ детских достижений и приобретений через разнообразные формы: игровые программы, конкурсы, турниры, спортивные состязания, учебные занятия, трудовые акции и т.д.

· показ знаний, умений и навыков, полученных в работе клубных объединений;

· корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий;

· анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на стимулирование успешности участников программы в разнообразных видах деятельности.

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

Не может быть эффективной работы, если педагоги используют лишь один способ организации деятельности детей. Целесообразен вариативный подход, включающий различные способы:

· Группа или один ребенок, выполняющие поручения педагога.

· Инициативная группа (или один человек), которая, как правило, сама предлагает дело и берется за его организацию, задействуя остальных ребят.

· Творческая группа: разрабатывает идею, придумывает и раздает задания группам, проверяет их готовность, проводит дело, анализирует вместе со всеми.

· Совет дела: избирается из представителей от всех групп отряда, обсуждает идею внутри совета дела, возвращается в свои группы для обсуждения идеи, принимает критику, собирается с новыми предложениями и замечаниями, разрабатывает идею, продумывает задания, организует подготовку и проведение, задействуя членов отряда, проводит дело, анализирует в совете, анализирует вместе со всеми.

Таким образом, можно готовить и проводить не только отрядные дела, но и межотрядные и общелагерные.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни. Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным. Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

· групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

· оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

· создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

· стимулирование положительных изменений в личности участника смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

· организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

· диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный «огонек», деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Необходимо найти баланс между массовыми формами работы развлекательно-зрелищного характера (общелагерный уровень) и индивидуально-групповыми формами, имеющими, помимо развлекательной направленности, аналитико-рефлексивную (внутри-отрядный уровень).

ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД (срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: