Устный теоретический «марафон» по повторению темы «Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами»




Предложения. Знаки препинания при них.

 

Цели урока: 1) восстановить знания учащихся об обобщающих словах;

Углубить и расширить знания учащихся по данной теме;

2) пополнить кругозор учащихся знаниями из области искусства.

 

 

Оборудование урока: таблица «Обобщающие слова при однородных членах предложения»; таблица «Знаки препинания при однородных членах предложения»; карточки с индивидкальными заданиями; репродукция картины В.Д. Поленова «Заросший пруд».

 

 

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (учащимся было задано составить предложения с однородными членами (сильным учащимся – текст) о людях искусства, живших или живущих ныне в Тульской области).

(Заслушиваются два ученика: 1 «слабый» и 1 «сильный»; примеры обговариваются).

3. Цели и задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы продолжим разговор об однородных членах предложения, о знаках препинания в таких предложениях. Наша задача сегодня – расширить и углубить эти знания.

Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу.

4. Работа с текстом.. (на каждом столе для каждого ученика распечатан текст с пропущенными буквами)

ТЕКСТ

Любой уголок земли может под…рить миру способного человека. И всё(таки) есть места, загадочно богатые знатными земляками. В этом смысл… орловская земля выход…т едва ли не на первое место.

(З,с)десь жили и творили чуть ли не все величайшие ру(сс, с)кие поэты и писатели. Это Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин. И природа этих широт России не в малой степен… служила колыбел…ю писательства. Творчество без присутствия в нём природы было немыслимо для таких художников слова.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его. (например, «Орловская земля», «Орловские таланты», «Богатства орловской земли», «Орловская земля – родина великих русских писателей»).

- Определите стиль текста (публицистический).

- Докажите это (автор рассказывает об особенностях орловской земли, о писателях, родившихся в Орловской области; подчёркивает, что именно природа этих мест послужила источником вдохновения).

- Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок, графически их обозначьте.

- Какие ещё орфограммы вы можете отметить в этом тексте?

- Найдите в тексте слова, в которых мы можем наблюдать одно из фонетических явлений – оглушение.(Леонид, Лесков, Андреев и др.)

- Найдите в тексте предложения с однородными членами, выпишите их в тетрадь и постройте схемы этих предложений.

(К доске выходят два ученика: один выписывает одно предложение, другой – второе)

1). Здесь жили и творили чуть ли не все величайшие русские поэты и писатели.

[ …О и Ο…О и Ο ].

 

- Сколько рядов однородных членов в этом предложении?

- Являются ли однородными определения ВЕЛИЧАЙШИЕ РУССКИЕ? (нет) Почему?

2). Это Бунин и Тургенев, Фет и Тютчев, Лесков и Леонид Андреев, Пришвин.

[ Ο и О, Ο и О, Ο и О, Ο ].

 

- Что можно сказать об этом предложении с точки зрания его грамматической основы? (оно односоставное, назывное)

- А какое это предложение по наличию второстепенных членов?

Устный теоретический «марафон» по повторению темы «Однородные члены предложения, знаки препинания в предложениях с однородными членами»

(Два ученика встают в проходах между рядами и по мере правильных ответов продвигаются вперёд; кто раньше окажется ближе к учителю, тот получает «5», другой – «4»).

- Какие члены предложения называются однородными?

- Какой связью связаны между собой однородные члены? (сочинительной с помощью союзов или с помощью интонации)

- Могут ли однородные члены предложения выражаться разными частями речи? (да)

- Приведите пример.

- Как отличить однородные определения от неоднородных?

- На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединиттельные, противительные, разделительные)

- В каком случае запятая между однородными членами не ставится? (перед одиночными неповторяющимися соединительными и разделительными союзами)

- Когда запятая между однородными членами ставится? (перед противительными союзами, перед второй частью двойных союзов, перед повторяющимися союзами, при отсутствии союзов)

6. Графический диктант (составление схем диктуемых учителем предложений) с последующей взаимопроверкой, а потом самопроверкой с помощью доски.

Пока основная часть класса выполняет графический диктант,несколько учащихся получают индивидуальные задания по карточкам. (задания даны ниже; учащиеся выполняют работу прямо на карточках, потом сдают их, учитель оценивает работу после урока).

1). В течение жизни я побывал во многих музеях и картинных галереях мира.

[ ─ ═ Ο и О ].

2). Меня всегда удивляло и восхищало творчество известных русских и зарубежных художников.

[ … О и О ─ О и О …].

 

3). Поражают и прелесть осенней природы на полотнах Левитана, и удивительные морские пейзажи Айвазовского, и батальные картины Верещагина.

[ ═ и О, и О, и О ].

 

Беседа с учащимися

- Ребята, на уроках мировой художественной культуры вы изучали творчество самых разных художников.

Вспомните определения таких слов, как ПОРТРЕТИСТ, ПЕЙЗАЖИСТ, МАРИНИСТ, БАТАЛИСТ, АНИМАЛИСТ.

- А какой известный художник жил и работал в нашей области во второй половине 19 – начале 20 века? (Василий Дмитриевич Поленов)

- Какие картины он писал?

- Вы, наверное, заметили, что мы сегодня неоднократно обращались в наших текстах к литературе и живописи. А скажите, что между ними общего? (это виды искусства)

- А что между ними различного? (живопись – это искусство красок, художник работает кистью, а литература – это искусство слова).

 

 

КАРТОЧКА № 1.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены предложения как члены предложения. Составить схему предложения № 2.

1) В горячем свете весело и сухо блестит листвой под окнами сирень.

2) Красные голубые и жёлтые цветы пестрели на лугу.

3) Осенней свежестью листвою благоухает сад.

 

КАРТОЧКА № 2.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

1) Дождь стучал по крыше трепал листья в саду плескался на дворе в лужах.

2) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.

3) Слышны смех и говор и плесканье купающихся.

 

КАРТОЧКА № 3.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

1) На луга ложится не то туман не то синеватый дымок с лесных гарей.

2) Мал золотник да дорог.

3) Начинал он свою карьеру мелким необеспеченным чиновником.

КАРТОЧКА № 4.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 2.

1) Голый лес загудел туго сурово по-зимнему.

2) На лугу росли как ромашки так и васильки.

3) На рассвете в долинах теплом черёмухой веет.

КАРТОЧКА № 5.

Списать, расставить недостающие знаки препинания; подчеркнуть однородные члены как члены предложения. Составить схему предложения № 1.

1) На лугу росли ромашки и васильки одуванчики и незабудки.

2) На дворе стояла чёрная непроницаемая ночь.

3) Ласточки соловьи дрозды и иволги улетают в тёплые края.

Переход к новой теме.

А) Синтаксический разбор предложения (у доски работает 1 ученик)

Левитан писал русскую природу в разные времена года. (повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр.).

Б) – Распространите это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме (схема заранее записана на альбомном листе)

[ О: О, О, О и О ].

Левитан писал русскую природу в разные времена года: зимой, весной, летом и осенью.

 

-- А теперь перестройте это предложение так, чтобы оно соответствовало схеме:

[ О, О, О, О - О ].

Зимой, весной, летом, осенью – в разные времена года писал Левитан русскую природу.

 

- Вам эти схемы знакомы с 5 класса. Что это? (обобщающие слова при однородных членах предложения)

- Запишите тему нашего урока в тетрадях.

В) – Откройте учебник на стр. 126, параграф № 28 прочитайте самостоятельно, найдите в нём ту часть теоретического материала, которая вам не знакома.

Г) – А теперь один из вас подведёт итоги и по таблице (она была на магнитной доске перевёрнута к стене) расскажет нам всё по теме урока.

Д) – А теперь подведите записанное нами предложение о Левитане под последнюю схему:

В разные времена года: зимой, весной, летом, осенью – писал Левитан русскую природу.

 

9. Закрепление нового материала:

А) Упр. № 283 (1 часть)

- Найдите те предложения, где обобщающее слово стоит перед однородными членами, прочитайте его вслух, назовите обобщающее слово (№ 1,2,3,7); обобщающее слово стоит после однородных членов предложения – (№ 4); обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается – (№ 5,6)

Б) Составление схем предложений и предложений по схемам (учитель берёт карточку у учителя, читает предложение и быстро чертит схему на доске)

- А теперь и мы поработаем с вами художниками слова – составим предложения по предложенным схемам, расскажем о том, что мы видим за окном.

Например: Снег лежал везде: на дороге, на крышах домов, на деревьях.

Липы, тополя, каштаны, клёны – деревья разных пород украшают улицы города.

Все: дети и взрослые – радуются приходу настоящей зимы.

Творческая работа.

- Василий Дмитриевич Поленов жил и работал под девизом: «Искусство должно давать счастье и радость людям». И ему это удавалось делать с помощью своих изумительных картин.

Перед вами репродукция одной из известных картин художника «Заросший пруд».

Для закрепления изученного нами материала вам предлагается написать 5-6 предложений (или текст) по этой картине: что вы видите на ней, какое впечатление она на вас произвела. Используйте предложения с однородными членами и предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Учащиеся пишут на фоне тихой симфонической музыки.

В конце прочитываются 1-2 работы.

Итоги урока.

12. Домашнее задание: 1 группа – параграф № 28; упр.285

2 группа – упр. № 286

3 группа – найти дополнительный материал о других русских художниках,

живших в нашей области, составить 6-8 предложений по этой

теме с однородными членами и обобщающими словами при

однородных членах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: